Скрыть поздравление
Посмотреть все поздравления
Волкова Надежда Павловна
Дорогие коллеги! С праздником! Мира, спокойствия, творческих успехов, радости!
+5
баллов
всем!
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Устьянцева Ирина Валерьена134



ФИО: Устьянцева Ирина Валерьевна

Тема: «Разработка элективного курса по русскому языку для 6 класса с целью формирования у учащихся УУД»

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса

«Знай и люби родной язык» (в соответствии с ФГОСООО)

Пояснительная записка


Успешное овладение знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит элективный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Особенностью курса также является его ориентированность на глубокое погружение в изучаемый предмет, помощь в подготовке к олимпиаде по русскому языку. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без овладения словом невозможна никакая познавательная деятельность. В результате особое внимание уделено развитию устной и письменной речи учащихся, умению чувствовать язык, привитию школьникам этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения элективного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Использование различных видов деятельности и заданий позволяет оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Все это открывает для шестиклассников прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами элективного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа построена с учетом принципа научности, системно-деятельностного подхода к обучению, а также преемственности и перспективности.

Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю).

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, повысить интерес к гуманитарному образованию, активизировать внимание учащихся к собственной речи.

Задачи курса:

Обучающие:

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

углубление знаний и представлений о литературном языке;

расширение кругозора, знаний о родном языке.

Развивающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

развитие мотивации к изучению родного языка;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

формирование творческого потенциала учащихся и обогащение их словарного запаса;

развитие смекалки и сообразительности;

развитие мышления и коммуникативной культуры учащихся;

формирование умения пользоваться разнообразными словарями;

Воспитывающие:

Формирование общей культуры учащихся;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

воспитание уважения и сотрудничества при коллективной деятельности, в достижении общих результатов.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

исследовательский характер работы;

индивидуальный подход к учащимся, -

что позволит совершенствовать учебные и общеучебные умения шестиклассников (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, доклад сообщение, аргументированный ответ и т.д.)

Элективный курс «Знай и люби родной язык» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его возрастных и индивидуальных способностей.

Основные методы и технологии:

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

проблемный подход в обучении.

Выбор технологий и методик обучения направлен на развитие универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

мотивация к обучению и саморазвитию;

совершенствование собственной речи;

формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к изучению языка.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

самостоятельное определение темы и цели урока;

составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

работа по плану, корректировка своей деятельности;

оценивание собственных результатов и определение степени успешности своей деятельности и работы других.


Познавательные УУД:

умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользование словарями, справочниками;

установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;


Коммуникативные УУД:

осознанное использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей, владение монологической и диалогической формами речи;

обоснование своей точки зрения;

умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.


Содержание программы:

1.История языка. - 9 часов.

Откуда есть пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Кирилла в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло-.

Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади; рассказ экскурсовода об этом памятнике.

Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на «экзотический» язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык.

«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века, вызванные общественными процессами, Диспут «Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?». Выступления и сообщения учащихся.

Фонетика и орфоэпия . -2 часа.

Фонетический разбор слова. Фонетика и орфоэпия (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т.д.). Владение орфоэпическими нормами русского литературно языка.

2.Орфография . - 5 часов.

Разделы русской орфографии и принципы написания. Звукобуквенные орфограммы. Гласные после шипящих и ц. Слово звучащее и написанное (сопоставление). Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа. Удвоенные согласные. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

3.Лексика. – 6 часов.

Группы слов русского языка и нормы их употребления.

Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.

Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.

Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.

Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

4.Морфемика и словообразование. – 3 часа.

Исторические чередования. Следы носовых гласных (жать – сжимать и т.п.).

Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.

Разбор задач на нахождение однокоренных слов.

5.Морфология. - 3 часа.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Разбор задач на определение частей речи.

6.Синтаксис и пунктуация. - 2 часа.

Синтаксическая система русского языка. Анализ синтаксических явлений повышенной сложности.

7.Повторение. – 4 часа.

Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.

Заключительное занятие в форме «круглого стола».

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…». Организация дискуссии на тему «Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?».

Итог работы по курсу.


Средства, необходимые для реализации программы:

наличие лингвистических словарей;

наличие дидактического материала;

наличие текстов для работы на занятиях.

Контроль и оценивание планируемых результатов:

практическое выполнение упражнений;

аргументированный устный ответ;

сообщение, доклад.

Итоги работы подводятся на последнем уроке, выставляется оценка по результатам работы на занятиях, выдается сертификат об изучении материала элективного курса.

Учебно-тематическое планирование



п/п



Уро-ка



Тема урока



Кол - во

часов



Дата



Форма урока



История языка.

9



1

1

Откуда есть пошла славянская письменность.

1


Лекция с элементами беседы.

2

2

Признаки старославянизмов в художественной литературе.

1


Практическая работа.

3

3

Славянские языки и признаки их родства.

1


Беседа, практическая работа.

4

4

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

1


Лекция с элементами беседы.

5

5

Глаголица и кириллица

1


Беседа.

6

6

Практикум по работе с кириллицей.

1


Практическая работа.

7

7

Лингвистическое конструирование.

1


Урок – размышление.

8

8

Практикум по лингвистическому конструированию.

1


Практическая работа.

9

9

«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века.

1


Диспут.



Фонетика и орфоэпия.

2



10

1

Фонетика и орфоэпия.

1


Лекция с элементами беседы.

11

2

Орфоэпические нормы русского литературно языка.

1


Практическая работа.



Орфография.

5



12

1

Разделы русской орфографии и принципы написания.

1


Лекция с элементами беседы.

13

2

Звукобуквенные орфограммы. Слово звучащее и написанное (сопоставление).

1


Практическая работа.

14

3

Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа.

1


Практическая работа.

15

4

Удвоенные согласные.

1


Практическая работа.

16

5

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

1


Практическая работа.



Лексика.

5



17

1

Группы слов русского языка и нормы их употребления.

1


Лекция с элементами беседы.


18

2

Лексические омонимы и омоформы. Омографы.

1


Лекция с элементами беседы.


19

3

Омофоны.

1


Лекция с элементами беседы.


20

4

Паронимы.

1


Лекция с элементами беседы.


21

5

Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

1


Лекция с элементами беседы.


22

6

Тест по теме «Фразеологизмы».

1


Практическая работа.



Морфемика и словообразование.

3



23

1

Чередование гласных и согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

1


Лекция с элементами беседы.


24

2

Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Работа со справочной литературой.

1


Лекция с элементами беседы.

Практикум.

25

3

Однокоренные ли это слова?


1


Практическая работа.



Морфология.

3



26

1

Самостоятельные части речи.


1


Практическая работа.

27

2

Служебные части речи.


1


Практическая работа.

28

3

Разбор задач на определение частей речи.


1


Практическая работа.



Синтаксис и пунктуация.

2



29

1

Синтаксическая система русского языка

1


Лекция с элементами беседы.


30

2

Анализ синтаксических явлений.


1


Практическая работа.



Повторение

4



31-32


Занимательные задачи по русскому языку.

2


Практическая работа.

33


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

1


Диспут.

34

1

Итог работы по курсу.

1


Беседа.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.