Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса «Знай и люби родной язык»
ФИО: Устьянцева Ирина Валерьевна
Тема: «Разработка элективного курса по русскому языку для 6 класса с целью формирования у учащихся УУД»
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса
«Знай и люби родной язык» (в соответствии с ФГОСООО)
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит элективный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Особенностью курса также является его ориентированность на глубокое погружение в изучаемый предмет, помощь в подготовке к олимпиаде по русскому языку. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без овладения словом невозможна никакая познавательная деятельность. В результате особое внимание уделено развитию устной и письменной речи учащихся, умению чувствовать язык, привитию школьникам этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения элективного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Использование различных видов деятельности и заданий позволяет оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Все это открывает для шестиклассников прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами элективного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Программа построена с учетом принципа научности, системно-деятельностного подхода к обучению, а также преемственности и перспективности.
Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, повысить интерес к гуманитарному образованию, активизировать внимание учащихся к собственной речи.
Задачи курса:
Обучающие:
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
углубление знаний и представлений о литературном языке;
расширение кругозора, знаний о родном языке.
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
развитие мотивации к изучению родного языка;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
формирование творческого потенциала учащихся и обогащение их словарного запаса;
развитие смекалки и сообразительности;
развитие мышления и коммуникативной культуры учащихся;
формирование умения пользоваться разнообразными словарями;
Воспитывающие:
Формирование общей культуры учащихся;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
воспитание уважения и сотрудничества при коллективной деятельности, в достижении общих результатов.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
исследовательский характер работы;
индивидуальный подход к учащимся, -
что позволит совершенствовать учебные и общеучебные умения шестиклассников (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, доклад сообщение, аргументированный ответ и т.д.)
Элективный курс «Знай и люби родной язык» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его возрастных и индивидуальных способностей.
Основные методы и технологии:
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
проблемный подход в обучении.
Выбор технологий и методик обучения направлен на развитие универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
мотивация к обучению и саморазвитию;
совершенствование собственной речи;
формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельное определение темы и цели урока;
составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;
работа по плану, корректировка своей деятельности;
оценивание собственных результатов и определение степени успешности своей деятельности и работы других.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользование словарями, справочниками;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения;
Коммуникативные УУД:
осознанное использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей, владение монологической и диалогической формами речи;
обоснование своей точки зрения;
умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание программы:
1.История языка. - 9 часов.
Откуда есть пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Кирилла в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло-.
Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади; рассказ экскурсовода об этом памятнике.
Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на «экзотический» язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык.
«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века, вызванные общественными процессами, Диспут «Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?». Выступления и сообщения учащихся.
Фонетика и орфоэпия . -2 часа.
Фонетический разбор слова. Фонетика и орфоэпия (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т.д.). Владение орфоэпическими нормами русского литературно языка.
2.Орфография . - 5 часов.
Разделы русской орфографии и принципы написания. Звукобуквенные орфограммы. Гласные после шипящих и ц. Слово звучащее и написанное (сопоставление). Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа. Удвоенные согласные. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.
3.Лексика. – 6 часов.
Группы слов русского языка и нормы их употребления.
Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.
Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.
Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.
Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.
4.Морфемика и словообразование. – 3 часа.
Исторические чередования. Следы носовых гласных (жать – сжимать и т.п.).
Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.
Разбор задач на нахождение однокоренных слов.
5.Морфология. - 3 часа.
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Разбор задач на определение частей речи.
6.Синтаксис и пунктуация. - 2 часа.
Синтаксическая система русского языка. Анализ синтаксических явлений повышенной сложности.
7.Повторение. – 4 часа.
Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.
Заключительное занятие в форме «круглого стола».
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…». Организация дискуссии на тему «Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?».
Итог работы по курсу.
Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие дидактического материала;
наличие текстов для работы на занятиях.
Контроль и оценивание планируемых результатов:
практическое выполнение упражнений;
аргументированный устный ответ;
сообщение, доклад.
Итоги работы подводятся на последнем уроке, выставляется оценка по результатам работы на занятиях, выдается сертификат об изучении материала элективного курса.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | № Уро-ка | Тема урока | Кол - во часов | Дата | Форма урока |
| | История языка. | 9 | | |
1 | 1 | Откуда есть пошла славянская письменность. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
2 | 2 | Признаки старославянизмов в художественной литературе. | 1 | | Практическая работа. |
3 | 3 | Славянские языки и признаки их родства. | 1 | | Беседа, практическая работа. |
4 | 4 | Если хочешь познать истину, начни с азбуки. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
5 | 5 | Глаголица и кириллица | 1 | | Беседа. |
6 | 6 | Практикум по работе с кириллицей. | 1 | | Практическая работа. |
7 | 7 | Лингвистическое конструирование. | 1 | | Урок – размышление. |
8 | 8 | Практикум по лингвистическому конструированию. | 1 | | Практическая работа. |
9 | 9 | «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века. | 1 | | Диспут. |
| | Фонетика и орфоэпия. | 2 | | |
10 | 1 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
11 | 2 | Орфоэпические нормы русского литературно языка. | 1 | | Практическая работа. |
| | Орфография. | 5 | | |
12 | 1 | Разделы русской орфографии и принципы написания. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
13 | 2 | Звукобуквенные орфограммы. Слово звучащее и написанное (сопоставление). | 1 | | Практическая работа. |
14 | 3 | Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа. | 1 | | Практическая работа. |
15 | 4 | Удвоенные согласные. | 1 | | Практическая работа. |
16 | 5 | Окончания существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | | Практическая работа. |
| | Лексика. | 5 | | |
17 | 1 | Группы слов русского языка и нормы их употребления. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
18 | 2 | Лексические омонимы и омоформы. Омографы. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
19 | 3 | Омофоны. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
20 | 4 | Паронимы. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
21 | 5 | Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
22 | 6 | Тест по теме «Фразеологизмы». | 1 | | Практическая работа. |
| | Морфемика и словообразование. | 3 | | |
23 | 1 | Чередование гласных и согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
24 | 2 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Работа со справочной литературой. | 1 | | Лекция с элементами беседы. Практикум. |
25 | 3 | Однокоренные ли это слова? | 1 | | Практическая работа. |
| | Морфология. | 3 | | |
26 | 1 | Самостоятельные части речи. | 1 | | Практическая работа. |
27 | 2 | Служебные части речи. | 1 | | Практическая работа. |
28 | 3 | Разбор задач на определение частей речи. | 1 | | Практическая работа. |
| | Синтаксис и пунктуация. | 2 | | |
29 | 1 | Синтаксическая система русского языка | 1 | | Лекция с элементами беседы. |
30 | 2 | Анализ синтаксических явлений. | 1 | | Практическая работа. |
| | Повторение | 4 | | |
31-32 | | Занимательные задачи по русскому языку. | 2 | | Практическая работа. |
33 | | «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…» | 1 | | Диспут. |
34 | 1 | Итог работы по курсу. | 1 | | Беседа. |