Урок математики во 2 классе на тему «Знакомство с диаграммами»
Предмет | математика |
Класс | 2 "З" |
Тема урока | Знакомство с диаграммами |
Тип урока | открытие нового знания |
Цель урока | Формирование первоначального умения работать с диаграммами. |
Задачи | Дидактическая: учиться записывать информацию с помощью диаграмм; Развивающая: развивать логику, мышление, внимание память при решении арифметических задач; Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету математики. |
Планируемые результаты | Предметные: понимать информацию, представленную с помощью диаграммы; Метапредметные УУД: оценивать результаты выполненного задания; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; Личностные УУД: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей . |
Ресурсы( учебники, наглядные пособия, цифровые ресурсы) | Раздаточный материал, ИКТ, отрывок мультфильма. |
Дидактическая структура урока
Этап урока время | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые результаты( Результаты этапа) | ||||||||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||||||
Организационный этап. | Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | - Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Чтобы начать нашу работу, предлагаю посмотреть отрывок мультфильма. Послушайте на какие вопросы отвечает ученик, придя в школу. - И какие вопросы вы услышали? - Ребята а могут ли эти вопросы помочь нам сегодня на уроке? - Верно, у нас сегодня на повестке дня три вопроса ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? - Ответим на первый вопрос ЧТО? Что же мы сегодня будем изучать? | Приветствуют учителя. В тетрадях записывают число, классная работа. Смотрят отрывок мультфильма ("Что, как, почему только в школе я пойму") Отвечают на вопросы учителя. | преобразовывать информацию из одной формы в другую, | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | формирование адекватной мотивации к учебной деятельности | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Извлечении из памяти усвоенной информации ранее и подготовка учеников для дальнейшего изучения темы. | - Мы сегодня пришли в школу на урок, а обычно для чего приходят в школу? - Ребята я все ваши слова подытожу, знания это информация. - Для того, чтобы вспомнить какие бывают источники информации, нам поможет устный счёт. - На доске у меня таблица, но она пустая. Называется она «Источники получения информации», выполняя устный счёт, заполним эту таблицу.
- Рассмотрите рисунок, составьте условие задачи, назови источник получения информации. - Выполните следующее задание, в парах с помощью карточек, покажите ответы на задания из таблицы, назовите источник. - Внутри чего записаны данные? - На день рождения кот Леопольд испек из этих вишен их было 12 штук торт, мышонок Митя съел 3 вишни. Сколько вишен осталось на торте? -Назовите источник информации. - Что мы с вами сделали на данном этапе? - На листе оценивания в 1 столбике закрасьте ту цифру, как вы оцениваете свою работу на данном этапе. - Все ли столбики нашей таблицы заполнены? - Что сегодня мы на уроке должны узнать? | Отвечают на вопросы учителя. Составляют условие задачи и решают ее. Называют источник информации рисунок. Сообщаются в паре, решают выражение и показывают карточку с ответом. Называют источник информации таблица. Решают задачу . Называют источник информации. Вспомнили виды информации. Оценивают свою работу. Отвечают на вопрос. Как называется новый источник информации. | ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | уметь оформлять свои мысли в устной форме | развитие умений анализировать, формирование положительного отношения к учёбе | ||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. | - Ребята, поднимите руку у кого день рождения осенью? А весной? Зимой? Летом? - Скажите, вы мне можете сейчас ответить на вопрос – на сколько зимних именинников больше, чем летних? - Предложите свои версии, как можно быстро и удобно сравнить данные? - В классе на разных местах вывешены картинки с временами года, а у вас на столах квадраты. Я попрошу вас подойти к своему времени года, когда у вас день рождение и в столбик приклеить квадрат, начинаем клеить от цветной линии и соблюдая границы листа. Давайте повторить наши действия. - Один ученик вывешивает получившийся плакат на доску. -Ребята удобно ли нам сейчас сравнить каких именинников больше? Каким меньше? - Мы с вами сейчас получили информацию? - И запись, которую мы составили, называется «диаграмма». - Диаграмма собирает информацию и помогает ее сравнить. В диаграмме могут быть использованы разные предметы. Диаграмма бывают не только в виде столбиков, бывают ещё круговые и линейные. С ними мы познакомимся позже. - А какая диаграмма получилась у нас? А почему она так названа? - Что мы узнали с вами? - На листе оценивания во 2 столбике закрасьте ту цифру, как вы оцениваете свою работу сейчас. - Второй вопрос нашего урока «как»? - Составьте сами вопросы со словом «как», обращаясь к записи на доске. Сформулируем цель: научиться строить диаграммы. - Наша цель научиться стоить диаграммы , для этого нужно знать, из чего состоит диаграмма? - Посмотрите на нашу диаграмму из чего она состоит? Почему диаграмма состоит из столбцов? Почему за 1 единицу мы используем 1 квадрат? | Поднимают руки когда у них день рождения. Отвечают на вопросы. Подходят к картинке и вешают квадраты у своего времени года. Высказывают свое мнение. Слушают учителя. Столбчатая, потому что состоит из столбиков. Оценивают свою работу. Составляют вопросы. (Как построить диаграмму). Ставят цель на урок. Отвечают на вопрос. (Из столбцов, из квадратов, названия столбцов). Одна клетка показывает один предмет | преобразовывать информацию из одной формы в другую | оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками | умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение | ||||||||||||||||||
Физминутка | Внести эмоциональный заряд ученикам через игру "Ладошки" | - Ребята давайте посчитаем сколько у нас мальчиков и девочек. 1 мальчик и одна девочка стоят у доски, а вы подходите к ним и здороваетесь ладошками. Мои помощники у доски считают сколько ребят к ним подошли. Составляем диаграмму. | Подходят к ребятам у доски и здороваются ладошками. | | | | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Закрепить полученные школьниками знания. | - Ребята, а день рождение с чем у вас ассоциируется? - Перед вами текст про шары. Давайте сделаем его в виде диаграммы. Диаграмму выполнить у себя в тетради. На день рождения Винни-Пух купил 7 зелёных , 5 красных и 3 жёлтых шара. - От классной работы отступите 8 клеток вниз. Начертим прямую линию от начала рабочей строки, это будет у нас основание диаграммы. Мы всегда начинаем чертить диаграмму от основания. Сколько у нас было зеленых шаров? Сколько клеток будем чертить вверх? Раз это зеленые шары, значит дадим название столбику буквой З. И так же проделаем с остальными шарами. Вопросы: 1.Каких шаров было больше? меньше? 2. На сколько зелёных шаров было больше, чем жёлтых? - Какие еще вопросы мы можем задать к диаграмме? - На листе оценивания в 3 столбике закрасьте ту цифру, как вы оцениваете свою работу сейчас. | Высказывают свои ассоциации. Читают текст и отвечают на вопросы. Работают в тетради. По диаграмме отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. | делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам | планировать своё действие с поставленной задачей | развитие умений анализировать, формирование положительного отношения к учёбе | ||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | Подвести итог урока, обобщить знания учащихся. | - Ребята, давайте вернёмся к нашей таблице. - Какие источники информации нам были ранее знакомы? С каким новым источником информации сегодня познакомились? ЧТО узнали о диаграмме? ЧТО нужно знать, чтобы построить и прочитать диаграмму? КАК построить диаграмму? ПОЧЕМУ диаграмма, с которой работали сегодня, называется столбчатой? | Отвечают на вопросы. (Рисунок, таблица, текст. С диаграммой. Отвечают на вопросы учителя. | уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения | оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками | придерживаться этических норм общения и сотрудничества при работе | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Мы завершили работу и результативность нашей работы тоже можно представить в виде диаграммы. - В течении урока мы оценивали свою работу. Поднимите руки те, у кого активность на уроке в 3 столбике стала выше, чем в двух других. - Ребята сегодня у нас не обычный день, сегодня тоже есть праздники. Это правда не день рождения, но тоже очень светлый и приятный праздник, именины у Татьяны. В этот день принято поздравлять Татьян с днём их ангела. И так же в этот день в Москве в 1755 году открылся первый российский университет. Поэтому в этот день принято отмечать еще один праздник, день студента. Если у кого то есть родственники Татьяны или студенты, то не забудьте их поздравить. - Домашнее задание для вас будет необычным. Придумать диаграмму самому на любую тему и представить её в классе. - Спасибо большое за урок. | Слушают учителя.
| перерабатывать полученную информацию | делать выводы о работе на уроке | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |