Урок математики во 2 классе на тему «Деление с остатком»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме.
Планируемые результаты:
Личностные: -формирование уважительного отношения к точке зрения одноклассников при работе в паре; -осознание ответственности за общее дело;- смыслообразование (установление связи между интересом и мотивацией).
Метапредметные:
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
- принимать и сохранять учебную задачу; - понимать и выполнять инструкцию учителя; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм; - оценивать свою деятельность по результатам выполненного задания, сверяя с образцом и корректировать результаты своей деятельности; -оценивать, выделять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить, - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | -формировать умение извлекать информацию, анализировать, -подводить под понятие, устанавливая закономерность; - выполнять деление чисел нацело и с остатком; – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -строить логическую цепь рассуждений, доказывать. | - уметь слушать и участвовать в диалоге с учителем и сверстниками; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;- строить понятные речевые высказывания, формулируя ответ и делая вывод; - управлять поведением партнера – контролировать, корректировать и оценивать его действия; -формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. |
Цель урока: Сформировать представление о делении нацело и делении с остатком.
Предметные: -организовать деятельность учащихся, направленную на ознакомление с делением, когда в частном получается остаток;- составить алгоритм деления с остатком, пользоваться при решении выражений данного вида;
- выполнять письменное деление числа с остатком;
- решать задачи и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления числа с остатком.
№ п/п | Название этапа урока | Включение педагогом обучающихся в деятельность | Описание деятельности школьников | Формируемые УУД | Применяемые проблемные методы | Применяемые продуктивные задания |
1. | Самоопределение к учебной деятельности Слайд № 2 | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно! (Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность..) Друзья, внимание – прозвенел звонок. Садитесь, поудобнее – начнем скорей урок. Сегодня мы откроем для себя новые знания, познакомимся с новым способом деления. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку; | -Включение учащихся в учебную деятельность; -самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней (Л.) | | |
2. | Актуализация З,У,Н Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 | Найди в каждом ряду лишнее число: 81,72,63,54,46 18,21,24,28,30 54,48, 40, 36,30 Выполните задание: 18,28,32,49,16,84, 30,12,38,40. - Назови числа, которые являются результатами умножения на 6; Не являются результатами умножения на 5: 50, 12, 18, 20, 45, 30, 84,40,35,32 Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки» | 46, т.к. все числа этой строки делятся на 9, а 46 не делится; 28- не делится на3; 40-не делится на 6. 12, 18, 30, 84. 12,18,84. | -Синтез (П); -умение аргументировать свою позицию (П); - осуществлять контроль и оценку своих знаний (Р); - умение слушать, вести диалог, учитывать разные мнения (К). | | |
3. | Постановка учебной проблемы Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 | Задача №148 с.51 учебника математики (по слайду) -Почему Миша делит конфеты между 6 детьми? -Читаем дальше -Как Миша вычислял? - Возникли ли у вас трудности при делении конфет «Васильки» и «Юбилейные»? -Мы разделили числа полностью (целиком)? Шаг №1 -А почему не можем поделить 15 конфет на 6-х детей? В чем затруднение? Шаг 2 -Чем это задание не похоже на предыдущее? Шаг 3 -Какой возник вопрос? | Выполняют задание Объясняют решение: Придёт в гости 4 человека да ещё 2 хозяина: 4+2=6 Значит всего будет 6 человек. 12: 6=2(к.) -12 конфет поделили на 6 человек, получилось, что каждому из ребят досталось по 2 конфеты «Васильки». Конфеты «Юбилейные» разделили так: 18:6=3 Следовательно, каждому досталось по 3 конфеты «Юбилейные» -Нет, это табличные случаи деления -Да. Ни одной лишней конфеты не осталось. (испытывают затруднение) -Не делится полностью без остатка, мы не знакомы с такими случаями умножения (возникновение проблемной ситуации) В случае деления 12 на 6, 18 на 6 мы вспоминали табличные случаи деления и решали, а здесь такой способ не подходит. -Если каждому положить по 3, то конфет не хватает, если по 2, ещё остается. (осознание противоречия проблемной ситуации) -Как разделить число, если оно не делится поровну? (учебная проблема возникает как вопрос) (фиксируется на доске) | -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под формулировку учебной проблемы(П); - умение -формулировать проблему урока; - умение определять границу “знания-незнания” (Р); - формировать межличностное общение в совместной деятельности; -умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К). | Побуждающий от проблемной ситуации диалог | |
4. | Поиск решения учебной проблемы Слайд № 9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 | -Работаем в группах. Поможем Мише разделить 15 конфет на 6-х ребят. Какие будут гипотезы? Заслушаем выступление представителей группы -Как же узнать какой из двух способов верный? -Может быть воспользуемся каким- либо измерительным прибором? -Выполняйте вычисления. -Какой способ вычисления оказался верным? Какова тема сегодняшнего урока? Сравним наше решение с решением в учебнике с.51 Обратите внимание на запись чисел в выражении на деление с остатком. Далее по учебнику По заданию учебника отвечают на вопрос: «Что означает каждое число в записи деления с остатком» - Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель? - Как тогда можно вычислить остаток? -Составим алгоритм решения примеров с остатком. Перед вами набор карточек, которые надо разложить в нужном порядке, чтобы получился алгоритм. Проверка. -Прочитайте, как называется деление без остатка? С.51 -Уточним тему урока Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки» | Ребята работают в группах. Ученики помещают листы на доску и комментируют свой способ решения. 1 группа: 15: 6=2 + 3 2 группа: 15:6= 2 и 3 ещё осталось. -Возьмём вместо конфет счётные палочки. Разделим 15 палочек 6-ю детям. -Каждый из детей получил по 2 палочки и 3 палочки остались в руках. Если сравнить полученные результаты, то видно, что первый результат ошибочный. Если остаток прибавить к значению частного, то получится неверное число. (2+3=5, значит, по их мнению, 15:6=5) -Ответ второй группы верный: 15:6= 2 и ост. 3 -Деление с остатком 15:6=2(ост. 3) число 2 показывает, какое максимальное число раз делитель (число 6) содержится в делимом (числе 15), а число 3 показывает, какое ещё число остаётся от делимого после того, как из него вычли делитель максимальное число раз 12 из 15-12 НАЙДЁМ самое большое число до … Действие деления без остатка называется делением «нацело». Деление с остатком и деление нацело. | -Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; -подведение под понятие (П); - участвуют в коллективном обсуждении проблемы; -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - оценивание, построение логической цепи рассуждений, доказательство (Р). | Побуждающий к гипотезам и проверке диалог | |
5. | Первичное закрепление Слайд №13 | У1, №150, с.52 -Сейчас будем работать в парах. -Что необходимо сделать в задании? Продумайте, как будете работать в парах, как распределите работу между собой? -Сравним делитель и остаток. -Что заметили? -Запомните, что остаток всегда меньше делителя. -Какой пункт добавим в наш алгоритм? Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки» | Проверка с проговариванием во внешней речи. Повторение и пояснение задания в устной речи. Решение по столбику, взаимопроверка и выступление по очереди. Работают в парах. Применяют новый способ, используя алгоритм при делении с остатком. Во всех случаях остаток меньше делителя. -Сравним делитель и остаток. Остаток всегда меньше делителя. | -Умение структурировать знания, работать по алгоритму, умение осознанно и произвольно строить высказывания(П) -самоконтроль, самооценка (Р) - участие в обсуждении проблемы; -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | | |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Слайд №14 | Предлагает выполнить самостоятельную работу: 1 вариант: У1, №154, с.53 2 вариант: Рядом напиши деление нацело с теми же делителем и частным, без остатка. Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки» | Р ешают. Проверяют по эталону 1 вариант 2 вариант 76:8=9(ост.4) 72:8=9 59:6=9(ост.5) 54:6=9 67:9=7(ост.4) 63:7=9 50:7=7(ост.1) 49:7=7 44:5=8(ост.4) 40:5=8 | -Выполнение действий по алгоритму(П), -контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения, оценка (Р); -самоопределение (Л) | | |
7. | Включение нового в систему знаний. Повторение. Слайд №15 | (Предыдущая тема : «Решение задач на нахождение цены, количества и стоимости товара»). Выбери среди данных задач на деление с остатком и реши их: 1.За 3 кг сахарного песка заплатили 120 рублей, сколько килограммов песка можно купить на 85 рублей? 2. На 24 рубля купили ручки по 8 рублей за каждую. И столько же карандашей по 5 рублей за каждый. Сколько денег заплатили за все карандаши? 3. На 56 рублей купили 7 тетрадей. А на 58 рублей стёрки, по той же цене. Сколько стёрок купили? Взаимопроверка Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки» | Обучающие выбирают задачи, в которых есть действие на деление с остатком. | -Синтез, выполнение действий по алгоритму (П); -самоконтроль, коррекция (Р); | | |
8. 9 | Рефлексия деятельности Слайд №16 Домашнее задание | - Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное? - Можно ли сказать, что урок получился успешным? -Необходимо ли вам это новое открытие? -Для чего? - Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры. Оцените свою работу на уроке. На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Оценить свою работу на уроке Предлагаю дифференцированное задание. Дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать. Составить 7 примеров на деление с остатком Составить задачу на деление с остатком ( тема «Покупки») | Научились делить с остатком и нацело. Варианты детей Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока. Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о способе деления с остатком.. -выполняют самоанализ своей деятельности на уроке -Оценивают свой результат Высказывания детей. Отмечают себя на доске
Проговаривание критериев оценки. Самооценка. Angelina+5 | -Формулирование высказывания (П); -самооценка; -выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р); -осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока (Л); | | |
Приложение. Страницы в учебнике
№ | Этапы урока | Оценка |
1. | Устный счёт | |
2. | Изучение новой темы | |
3. | Работа в парах | |
4. | Самостоятельная работа | |
5. | Повторение | |
| Итоговая оценка | |
«Лист самооценки»
Эталон решения № У1, №154, с.53
76:8=9(ост.4)
59:6=9(ост.5)
67:9=7(ост.4)
50:7=7(ост.1)
44:5=8(ост.4)
Выбери среди данных задач на деление с остатком и реши их:
1.За 3 кг сахарного песка заплатили 120 рублей, сколько килограммов песка можно купить на 85 рублей?
2. На 24 рубля купили ручки по 8 рублей за каждую. И столько же карандашей по 5 рублей за каждый. Сколько денег заплатили за все карандаши?
3. На 56 рублей купили 7 тетрадей. А на 58 рублей стёрки, по той же цене. Сколько стёрок купили?
Алгоритм деления с остатком (Вырезать) |
Разделим его на делитель.. Получим неполное частное. |
Найдём самое большое число до…, которое делится на … без остатка. |
Вычтем из делимого число, которое разделили нацело, получим остаток |
Проверим, чтобы остаток был меньше, делитель |
(Последняя строчка дополняется позже)
Эталон для решения задач:
1-ая задача
120:3=40(руб.)- стоит 1 килограмм сахарного песка
85: 40=2(кг.)(ост.5руб.)
Ответ. На 85 рублей можно купить 2 килограмма сахарного песка и 5 рублей осталось.
3-я задача
1)56:7=8(руб.)- стоит одна тетрадь
2)58:8=7(ст.) (ост.2 руб.)
Ответ. На 58 рублей можно купить 7 стёрок и 2 рубля останется.
17