Урок математики во 2 классе на тему «Деление с остатком»

2
0
Материал опубликован 11 November 2021
МБОУ «Емельяновская СОШ» Учитель: Фролова Марина Ивановна Урок математики во 2 классе Тема урока: Деление с остатком и деление нацело.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме.

Планируемые результаты:

Личностные: -формирование уважительного отношения к точке зрения одноклассников при работе в паре; -осознание ответственности за общее дело;

- смыслообразование (установление связи между интересом и мотивацией).

Метапредметные:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- понимать и выполнять инструкцию учителя;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;

- оценивать свою деятельность по результатам выполненного задания, сверяя с образцом и корректировать результаты своей деятельности;

-оценивать, выделять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить,

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

-формировать умение извлекать информацию, анализировать, -подводить под понятие, устанавливая закономерность;

- выполнять деление чисел нацело и с остатком;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить логическую цепь рассуждений, доказывать.


- уметь слушать и участвовать в диалоге с учителем и сверстниками;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- строить понятные речевые высказывания, формулируя ответ и делая вывод;

- управлять поведением партнера – контролировать, корректировать и оценивать его действия;

 -формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.



Цель урока: Сформировать представление о делении нацело и делении с остатком.

Предметные: -организовать деятельность учащихся, направленную  на ознакомление с делением, когда в частном получается  остаток;

- составить алгоритм деления с остатком, пользоваться при решении выражений данного вида;

- выполнять письменное деление числа с остатком;

- решать задачи и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления   числа с остатком.

п/п

Название этапа урока

Включение педагогом обучающихся в деятельность

Описание деятельности школьников

Формируемые УУД

Применяемые проблемные методы

Применяемые продуктивные задания

1.

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд

2

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно!
Нас оно торопит в класс- математика у нас!

(Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность..)

Друзья, внимание – прозвенел звонок.

Садитесь, поудобнее – начнем скорей урок.

Сегодня мы откроем для себя новые знания, познакомимся с новым способом деления.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку;

-Включение учащихся в учебную деятельность;

-самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней (Л.)




2.

Актуализация З,У,Н

Слайд

3





Слайд

4

Слайд

5



Найди в каждом ряду лишнее число:

81,72,63,54,46


18,21,24,28,30

54,48, 40, 36,30

Выполните задание:

18,28,32,49,16,84,

30,12,38,40.

- Назови числа, которые являются результатами умножения на 6;

Не являются результатами умножения на 5:

50, 12, 18, 20, 45, 30, 84,40,35,32

Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки»

46, т.к. все числа этой строки делятся на 9, а 46 не делится;

28- не делится на3;

40-не делится на 6.






12, 18, 30, 84.


12,18,84.

-Синтез (П);

-умение аргументировать свою позицию (П);

- осуществлять контроль и оценку своих знаний (Р);

- умение слушать, вести диалог, учитывать разные мнения (К).



3.

Постановка учебной проблемы

Слайд

6


Слайд

7











Слайд № 8


















Задача №148 с.51 учебника математики

(по слайду)

-Почему Миша делит конфеты между 6 детьми?




-Читаем дальше

-Как Миша вычислял?








- Возникли ли у вас трудности при делении конфет «Васильки» и «Юбилейные»?

-Мы разделили числа полностью (целиком)?

Шаг №1

-А почему не можем поделить 15 конфет на 6-х детей?

В чем затруднение?








Шаг 2

-Чем это задание не похоже на предыдущее?




Шаг 3

-Какой возник вопрос?




Выполняют задание

Объясняют решение:

Придёт в гости 4 человека да ещё 2 хозяина: 4+2=6

Значит всего будет 6 человек.

12: 6=2(к.)

-12 конфет поделили на 6 человек, получилось, что каждому из ребят досталось по 2 конфеты «Васильки».

Конфеты «Юбилейные» разделили так: 18:6=3

Следовательно, каждому досталось по 3 конфеты «Юбилейные»

-Нет, это табличные случаи деления

-Да. Ни одной лишней конфеты не осталось.

(испытывают затруднение)

-Не делится полностью без остатка, мы не знакомы с такими случаями умножения (возникновение проблемной ситуации)

В случае деления 12 на 6, 18 на 6 мы вспоминали табличные случаи деления и решали, а здесь такой способ не подходит.

-Если каждому положить по 3, то конфет не хватает, если по 2, ещё остается.

(осознание противоречия проблемной ситуации)

-Как разделить число, если оно не делится поровну?

(учебная проблема возникает как вопрос)

(фиксируется на доске)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под формулировку учебной проблемы(П);

- умение

-формулировать проблему урока;

- умение определять границу “знания-незнания” (Р);

- формировать межличностное общение в совместной деятельности;

 -умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К).



Побуждающий от проблемной ситуации диалог


4.

Поиск решения учебной проблемы



















Слайд № 9




Слайд №10




Слайд №11















Слайд №12

-Работаем в группах.

Поможем Мише разделить 15 конфет на 6-х ребят.

Какие будут гипотезы?

Заслушаем выступление представителей группы







-Как же узнать какой из двух способов верный?

-Может быть воспользуемся каким- либо измерительным прибором?

-Выполняйте вычисления.



-Какой способ вычисления оказался верным?










Какова тема сегодняшнего урока?

Сравним наше решение с решением в учебнике с.51 Обратите внимание на запись чисел в выражении на деление с остатком.

Далее по учебнику

По заданию учебника отвечают на вопрос: «Что означает каждое число в записи деления с остатком»





- Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель?

- Как тогда можно вычислить остаток?

-Составим алгоритм решения примеров с остатком.

Перед вами набор карточек, которые надо разложить в нужном порядке, чтобы получился алгоритм.


Проверка.

-Прочитайте, как называется деление без остатка? С.51

-Уточним тему урока


Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки»

Ребята работают в группах.




Ученики помещают листы на доску и комментируют свой способ решения.

1 группа:

15: 6=2 + 3

2 группа: 15:6= 2 и 3 ещё осталось.

-Возьмём вместо конфет счётные палочки. Разделим 15 палочек 6-ю детям.

-Каждый из детей получил по 2 палочки и 3 палочки остались в руках.

Если сравнить полученные результаты, то видно, что первый результат ошибочный. Если остаток прибавить к значению частного, то получится неверное число. (2+3=5, значит, по их мнению, 15:6=5)

-Ответ второй группы верный: 15:6= 2 и ост. 3

-Деление с остатком

15:6=2(ост. 3)




число 2 показывает, какое максимальное число раз делитель (число 6) содержится в делимом (числе 15), а число 3 показывает, какое ещё число остаётся от делимого после того, как из него вычли делитель максимальное число раз

12


из 15-12



НАЙДЁМ самое большое число до …
РАЗДЕЛИМ его на делитель …
ВЫЧТЕМ из делимого …


Действие деления без остатка называется делением «нацело».

Деление с остатком и деление нацело.

-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

-подведение под понятие (П);

- участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- оценивание, построение логической цепи рассуждений, доказательство (Р).


Побуждающий к гипотезам и проверке диалог


5.

Первичное закрепление

Слайд №13









У1, №150, с.52

-Сейчас будем работать в парах.

-Что необходимо сделать в задании?

Продумайте, как будете работать в парах, как распределите работу между собой?








-Сравним делитель и остаток.

-Что заметили?

-Запомните, что остаток всегда меньше делителя.

-Какой пункт добавим в наш алгоритм?


Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки»

Проверка с проговариванием во внешней речи.

Повторение и пояснение задания в устной речи.

Решение по столбику, взаимопроверка и выступление по очереди.

Работают в парах.

Применяют новый способ, используя алгоритм при делении с остатком.


Во всех случаях

остаток меньше делителя.


-Сравним делитель и остаток. Остаток всегда меньше делителя.

-Умение структурировать знания, работать по алгоритму, умение осознанно и произвольно строить высказывания(П)

-самоконтроль, самооценка (Р)

- участие в обсуждении проблемы;

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);




6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд №14


Предлагает выполнить самостоятельную работу: 1 вариант: У1, №154, с.53

2 вариант: Рядом напиши деление нацело с теми же делителем и частным, без остатка.





Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки»

Рt1636651558aa.gif ешают.

Проверяют по эталону

1t1636651558ab.gift1636651558ac.gift1636651558ad.gif вариант 2 вариант

76:8=9(ост.4) 72:8=9

59:6=9(ост.5) 54:6=9

67:9=7(ост.4) 63:7=9

50:7=7(ост.1) 49:7=7

44:5=8(ост.4) 40:5=8

-Выполнение действий по алгоритму(П),

-контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения, оценка (Р);

-самоопределение (Л)



7.

Включение нового в систему знаний. Повторение.

Слайд №15


(Предыдущая тема : «Решение задач на нахождение цены, количества и стоимости товара»).

Выбери среди данных задач на деление с остатком и реши их:

1.За 3 кг сахарного песка заплатили 120 рублей, сколько килограммов песка можно купить на 85 рублей?

2. На 24 рубля купили ручки по 8 рублей за каждую. И столько же карандашей по 5 рублей за каждый. Сколько денег заплатили за все карандаши?

3. На 56 рублей купили 7 тетрадей. А на 58 рублей стёрки, по той же цене. Сколько стёрок купили?


Взаимопроверка

Оценить работу на данном этапе в «Листе самооценки»

Обучающие выбирают задачи, в которых есть действие на деление с остатком.






-Синтез, выполнение действий по алгоритму (П);

-самоконтроль, коррекция (Р);



8.























9







t1636651558ae.gif

Рефлексия деятельности


Слайд №16


















Домашнее задание






- Что нового вы сегодня открыли для себя?

Что было самое интересное?

-  Можно ли сказать, что урок получился успешным?



-Необходимо ли вам это новое открытие?

-Для чего?

- Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.




Оцените свою работу на уроке.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Оценить свою работу на уроке


Предлагаю

дифференцированное задание.

Дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

Составить 7 примеров на деление с остатком

Составить задачу на деление с остатком ( тема «Покупки»)


Научились делить с остатком и нацело.

Варианты детей


Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока.

Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о способе деления с остатком..

-выполняют самоанализ своей деятельности на уроке

-Оценивают свой результат

Высказывания детей.

Отмечают себя на доске

 

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Angelina+5

-Формулирование высказывания (П);

-самооценка;

-выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р);

сознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока (Л);









Приложение. Страницы в учебнике

t1636651558af.jpg

t1636651558ag.jpg

Этапы урока

Оценка

1.

Устный счёт


2.

Изучение новой темы


3.

Работа в парах


4.

Самостоятельная работа


5.

Повторение



Итоговая оценка


«Лист самооценки»



Эталон решения № У1, №154, с.53

76:8=9(ост.4)

59:6=9(ост.5)

67:9=7(ост.4)

50:7=7(ост.1)

44:5=8(ост.4)





Выбери среди данных задач на деление с остатком и реши их:

1.За 3 кг сахарного песка заплатили 120 рублей, сколько килограммов песка можно купить на 85 рублей?

2. На 24 рубля купили ручки по 8 рублей за каждую. И столько же карандашей по 5 рублей за каждый. Сколько денег заплатили за все карандаши?

3. На 56 рублей купили 7 тетрадей. А на 58 рублей стёрки, по той же цене. Сколько стёрок купили?



Алгоритм деления с остатком (Вырезать)

Разделим его на делитель.. Получим неполное частное.

Найдём самое большое число до…,

которое делится на … без остатка.

Вычтем из делимого число, которое разделили нацело, получим остаток

Проверим, чтобы остаток был меньше, делитель

(Последняя строчка дополняется позже)





Эталон для решения задач:

1-ая задача

120:3=40(руб.)- стоит 1 килограмм сахарного песка

85: 40=2(кг.)(ост.5руб.)

Ответ. На 85 рублей можно купить 2 килограмма сахарного песка и 5 рублей осталось.

3-я задача

1)56:7=8(руб.)- стоит одна тетрадь

2)58:8=7(ст.) (ост.2 руб.)

Ответ. На 58 рублей можно купить 7 стёрок и 2 рубля останется.

17



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.