Урок чтения во 2 классе «Знакомство с учебником «Литературное чтение». Введение в тему «Самое великое чудо на свете»»
Предмет: |
Литературное чтение |
Класс: |
2 класс |
Тема урока: |
Знакомство с учебником «Литературное чтение». Введение в тему «Самое великое чудо на свете». |
Тип урока: |
урок открытия нового знания. |
Прогнозируемые результаты: |
личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек; познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений. |
Дидактические средства: |
учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс) |
Оборудование: |
разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться) |
Сценарий урока.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие.
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
|
||||||||||||||||||
Интерактивная игра «Поделись позитивом». |
- С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
|
|||||||||||||||||||
Речевая разминка |
Вариативное чтение |
- Прочитайте самостоятельно стихотворение. Снова осень пришла, а за нею надежда. Лишь удача и счастье всех в будущем ждёт. В сентябре в нашей школе опять, как и прежде, Начинается новый учебный год. Собирается вместе каждый класс, Повзрослели друзья, изменились мы сами. Всё, что летом случилось с тобою у нас, Пересказывать будем друг другу часами. С. Жигунова -Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе. - Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте с утвердительной интонацией. -Прочитайте с весёлой интонацией |
Отвечают на вопросы, делятся своими мыслями.
Читают в различных вариантах. |
||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Работа с учебником |
- Рассмотрите новый учебник «Литературное чтение» (2 класс), назовите авторов. - Определите, из какого количества частей он состоит. - Какое пособие есть в помощь к учебнику? --- Пролистайте учебник, вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. - Определите назначение каждого элемента. - В каких случаях необходимо пользоваться «Словариком» в конце учебника? - Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги. - Проанализируйте условные обозначения. Нет ли среди них новых знаков? - Что нужно делать, чтобы учебник не истрепался? Каковы правила бережного обращения с книгой? - Назовите правила выбора обложки для учебника. - Назовите правила выбора закладки для учебника. - Сделайте вывод о том, как нужно относиться к учебной книге и почему. |
(Пособие для учащихся «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (2 класс).) Листают учебник и вспоминают, что они знают.
Вспоминают правила обращения с книгой. |
||||||||||||||||||
Формулирование учебной задачи урока. |
Работа со шмуцтитулом. |
А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется… - Определите сами её название, шифр у вас есть.
1. 5,2; 3,2; 5,1; 3,1; 4,2; 1,1; 5,1; 4,1; 4,2; 1,2; 2,1; 3,1. 2. 2,2; 5,1; 3,1; 1,2; 3,2; 3,1. Да, страна называется «Литературное чтение». Прочитайте стихотворение А.Алексина У тебя друзей немало, И живут они вокруг. Но из всех друзей хороших Книга самый лучший друг! -Почему автор называет книгу самым лучшим другом? - Прочитайте на с.3 учебника название первого раздела учебника. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? Что люди могут называть «самым великим чудом на свете»? Обратите внимание, какой предмет изображён справа от названия раздела. - Вспомните, что для нас формулируют авторы на предваряющей тему страничке? - Прочитайте их.
- Как вы понимаете первую цель, то есть о чём мы узнаем в этом разделе? - Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»? - Объясните каждую запись третьего блока. - Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке. - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о книге и узнаем, почему книгу называют «самым великим чудом на свете». - Попробуйте составить план изучения темы.
|
Расшифровывают название.
Высказывания детей.
Работают на с. 3.
Цели изучения раздела или темы. Дети читают по цепочке вслух. Объясняют.
Отвечают на вопрос.
Дети предлагают пункты плана |
||||||||||||||||||
Работа с новым материалом.
|
Работа с текстом (с.4)
Беседа с учащимися по содержанию текста.
Чтение текса в парах по ролям.
Выполнение заданий учебника. |
- Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведений — волшебниками.
- В какой форме была представлена нам информация? - Что такое диалог? - Кто с кем здесь вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию сверху. - О чём нам рассказывает воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести? - Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чём состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом. - Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом. - А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните рассказ Н. Носова «Фантазёры». (Фантазия — это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идёт за мыслью автора, достраивая образы (воссоздающее воображение). Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.) - Прочитаем этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге? - С какой интонацией будем передавать мысли рассказчика?
- А с какой интонацией будем читать вопросы ребят? - Выполните в парах задание 1 (с. 5). - Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием. Что значит фраза «обсудите с другом»? - Какие правила беседы необходимо выполнить?
- Прочитайте задания 2 и 3 (с. 5). Перечислите героев книг, изображённых на иллюстрации. - Кто из этих героев наиболее симпатичен вам? Почему?
|
Чтение текста детьми про себя В виде диалога.
Отвечают на вопросы учителя.
Два.
С интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом. С любопытством и удивлением.
«Работай в паре»
Слушать ответы друг друга внимательно, не перебивать, вежливо высказывать свою точку зрения, приводить в качестве аргументов доказательства из текста. Перечисляют героев и называют наиболее симпатичных им. |
||||||||||||||||||
|
Физкульт минутка |
Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать. |
Ходьба на месте.
Ходьба. Руки вверх. 4 приседания. 10 прыжков. |
||||||||||||||||||
|
Работа по учебнику (продолжение) |
– Какие книги вы прочитали летом? – Есть ли они среди тех, что изображены на иллюстрации? – Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать. |
Кратко рассказывают прочитанные книги летом. |
||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов действий |
|
– Какой вид чтения мы использовали на уроке? – Как подбирали интонацию? – Почему выбирали разную интонацию? – С какой целью мы это выполняли? – Как правильно работать с книгой? – Где располагается словарик? Когда к нему обращаться? |
Отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||
Подведение итогов урока, рефлексия.
|
Беседа.
Самостоятельное оценивание. |
- Какие знания и умения, приобретённые в 1 классе, вы сегодня закрепили на уроке? - Какое ценное знание об отношении к учебной книге мы должны зафиксировать с вами на сегодняшний день? - Что узнали нового на уроке? - Чему научились? - Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно? Вспомните, как в 1-ом классе оценивали свою работу. Оцените, пожалуйста. |
Отвечают на вопрос учителя.
Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.
Отвечают на вопросы учителя.
С помощью фишек (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться). |
||||||||||||||||||
Домашнее задание.
|
|
- Расскажите родителям о том, какое ценное знание вы получили сегодня на уроке. - Выполните задание 3 на с. 5 учебника. - Подберите обложку и закладку к учебнику. |
|