Анализ и синтез звукового состава слова. Сценарий занятия для 2 класса
Составила: Червякова Галина Юрьевна –
старший методист ГБОУ ДПО ЦПК
«Ресурсный центр» г.о.Чапаевск
Тема: «Анализ и синтез звукового состава слова».
Цель занятия: работа по развитию внимания, памяти, мышления, речи; формирование учебной мотивации.
Оборудование: картинки, схемы слов, произведения К.И. Чуковского, иллюстрации к его произведениям, музыкальные записи.
Ход занятия.
Педагог-психолог: Здравствуйте! Тихо садитесь те ребята, у кого сегодня веселое настроение, а теперь у кого грустное. . . Кто из ребят скажет, а какое бывает настроение? Давайте посмотрим на схему и определим какое настроение на ней изображено и почему?
А теперь пусть поднимут правую руку те ребята, у кого сегодня вот такое настроение (показывается рисунок сначала с грустным настроением, потом со спокойным, и с грустным). Молодцы, ребята, я надеюсь, что на протяжении нашего занятия ваше настроение не только останется таким же, но и обязательно станет еще лучше, ведь сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.
Дети выполняют задание.
Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
Звучит музыка.
Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок. А кого мы там увидим – это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.
Федора.
Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой. . .
Педагог-психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?
Дети отвечают на вопросы.
Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, не соблюдала правил личной гигиены, даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Педагог-психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.
Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок.
Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, нам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Татьяна Николаевна.
Педагог-психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Николаевну на занятие, потому что она сумеет нам помочь выполнить задания и вернуть Федору в сказку.
Учитель-логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания.
Психолог. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою страну только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да.
Психолог. Открываем первую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир». Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.
АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАКАИРФПОЛОТЕНЦЕ
Дети называют предметы.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок, И густой гребешок!
Молодцы, ребята! Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».
Учитель-логопед. Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим и называем.
Учитель-логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Учитель-логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда мы поставим звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Учитель-логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайка.
Учитель-логопед. Давайте проверим, как мы исправляли ошибку и запишем слово в тетрадь.
Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.
По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место.
Педагог-психолог. Открывает следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки. . . А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку. Слушайте:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит –
Это доктор. . .
Дети. (хором). Айболит!
Педагог-психолог. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.
Из книги выпадает записка.
Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой – мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто помнит это правило?
Дети называют.
Сегодня задание посложнее: вместо слова – рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите ребус. Разгадаем его. Какой предмет потерял Айболит? Что изображено на рисунке?
Дети. Бочка.
Педагог-психолог. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Педагог-психолог. Если мы исключит первый звук в слове бочка, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Учитель-логопед. Ребята, вы прекрасно выполнили задание и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас и умными и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику для глаз. Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три против нее.
Дети выполняют.
Дыхательная гимнастика:
Я подую высоко,
Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.
Я подую низко,
Наклоняются вперед и дуют.
Я подую далеко,
Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.
Я подую близко.
Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки.
Педагог-психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник. А сколько в ней гостей!
Учитель-логопед. Конечно, ведь нынче Муха–Цокотуха – именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору и попросила ее купить продукты для праздничного обеда. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла помочь Мухе-Цокотухе! Предлагаю вам, ребята, выбрать необходимые продукты.
Что это? (показывает предметную картинку)
Дети. Сыр.
Учитель-логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Учитель-логопед. Желтый – раз, желтый – два . . .
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Учитель-логопед. Полезный, т.к. сыр – это молочный продукт. А в молоке много кальция необходимого для роста костной системы организма.
Аналогично дети приобретают лимон, мясо.
Ребята, вы приобрели три предмета. Их необходимо разложить по пакетам. Я приготовила 5 пакетов, на каждом – цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в пакет. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите пакет с соответствующей цифрой.
Производится анализ звукового состава слов.
Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Вы правильно разложили предметы по своим коробкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.
Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.
Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произносили: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Педагог-психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу с заданием волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!
Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.
Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте.
И вы, ребята, не забывайте выполнять правила личной гигиены, чтобы не попасть к доктору Айболиту на прием. А на прощанье я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что «добрая книга – лучший друг»!
Педагог-психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?
Учитель-логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы хорошо работали, следили за речью, правильно произносили слова.
Библиотекарь. Ребята, я вас приглашаю в нашу школьную библиотеку, где нас ждет целая выставка книг «Береги здоровье смолоду».