12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Червякова Галина Юрьевна506
Россия, Самарская обл., г.о.Чапаевск
Методическая разработка интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с обучающимися образовательных организаций
2-х классов

Составила: Червякова Галина Юрьевна –

старший методист ГБОУ ДПО ЦПК

«Ресурсный центр» г.о.Чапаевск

Тема: «Анализ и синтез звукового состава слова».

Цель занятия: работа по развитию внимания, памяти, мышления, речи; формирование учебной мотивации.

Оборудование: картинки, схемы слов, произведения К.И. Чуковского, иллюстрации к его произведениям, музыкальные записи.

 

Ход занятия.

Педагог-психолог: Здравствуйте! Тихо садитесь те ребята, у кого сегодня веселое настроение, а теперь у кого грустное. . . Кто из ребят скажет, а какое бывает настроение? Давайте посмотрим на схему и определим какое настроение на ней изображено и почему?

А теперь пусть поднимут правую руку те ребята, у кого сегодня вот такое настроение (показывается рисунок сначала с грустным настроением, потом со спокойным, и с грустным). Молодцы, ребята, я надеюсь, что на протяжении нашего занятия ваше настроение не только останется таким же, но и обязательно станет еще лучше, ведь сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

Дети выполняют задание.

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Звучит музыка.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок. А кого мы там увидим – это большой сюрприз.

Раздается стук в дверь, входит Федора.

Федора.

Ах вы, бедные сиротки мои,

Утюги да сковородки мои!

Вы вернитесь-ка немытые домой.

Я помою вас водою ключевой. . .

Педагог-психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

Дети отвечают на вопросы.

Что случилось с тобой, Федора?

Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, не соблюдала правил личной гигиены, даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.

Педагог-психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок.

Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, нам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?

Дети. Логопед Татьяна Николаевна.

Педагог-психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Николаевну на занятие, потому что она сумеет нам помочь выполнить задания и вернуть Федору в сказку.

Учитель-логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания.

Психолог. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою страну только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?

Дети. Да.

Психолог. Открываем первую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир». Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАКАИРФПОЛОТЕНЦЕ

Дети называют предметы.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок, И густой гребешок!

Молодцы, ребята! Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Учитель-логопед. Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но, едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?

Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим и называем.

Учитель-логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

В каком слове заблудился звук?

Дети. В слове майки заблудился звук [м].

Учитель-логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?

Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].

Логопед. Куда мы поставим звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?

Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.

Учитель-логопед. Какое слово получится?

Дети. Получится слово чайка.

Учитель-логопед. Давайте проверим, как мы исправляли ошибку и запишем слово в тетрадь.

Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.

По дороге вдоль села

Мама с бочками пошла.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место.

Педагог-психолог. Открывает следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки. . . А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку. Слушайте:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит –

Это доктор. . .

Дети. (хором). Айболит!

Педагог-психолог. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

Из книги выпадает записка.

Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой – мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто помнит это правило?

Дети называют.

Сегодня задание посложнее: вместо слова – рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите ребус. Разгадаем его. Какой предмет потерял Айболит? Что изображено на рисунке?

Дети. Бочка.

Педагог-психолог. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?

Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.

Педагог-психолог. Если мы исключит первый звук в слове бочка, то какое слово получится?

Дети. Очки.

Учитель-логопед. Ребята, вы прекрасно выполнили задание и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас и умными и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику для глаз. Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три против нее.

Дети выполняют.

Дыхательная гимнастика:

Я подую высоко,

Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.

Я подую низко,

Наклоняются вперед и дуют.

Я подую далеко,

Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.

Я подую близко.

Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки.

Педагог-психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник. А сколько в ней гостей!

Учитель-логопед. Конечно, ведь нынче Муха–Цокотуха – именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору и попросила ее купить продукты для праздничного обеда. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла помочь Мухе-Цокотухе! Предлагаю вам, ребята, выбрать необходимые продукты.

Что это? (показывает предметную картинку)

Дети. Сыр.

Учитель-логопед. Какой он?

Дети. Желтый.

Учитель-логопед. Желтый – раз, желтый – два . . .

Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.

Учитель-логопед. Полезный, т.к. сыр – это молочный продукт. А в молоке много кальция необходимого для роста костной системы организма.

Аналогично дети приобретают лимон, мясо.

Ребята, вы приобрели три предмета. Их необходимо разложить по пакетам. Я приготовила 5 пакетов, на каждом – цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в пакет. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите пакет с соответствующей цифрой.

Производится анализ звукового состава слов.

Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Вы правильно разложили предметы по своим коробкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произносили: четко, внятно, правильно. Молодцы!

Педагог-психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу с заданием волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.

Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте.

И вы, ребята, не забывайте выполнять правила личной гигиены, чтобы не попасть к доктору Айболиту на прием. А на прощанье я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что «добрая книга – лучший друг»!

Педагог-психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Учитель-логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы хорошо работали, следили за речью, правильно произносили слова.

Библиотекарь. Ребята, я вас приглашаю в нашу школьную библиотеку, где нас ждет целая выставка книг «Береги здоровье смолоду».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.