Урок по теме

«Орган зрения. Зрительный анализатор»

(авторская программа Пономарева И.Н.)

Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.

Планируемый образовательные результаты:

Предметные: расширить и закрепить знания об анализаторах; изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций; рассмотреть основные правила гигиены зрения.

Метапредметные: продолжить формирование умений нахождения причинно-следственных связей, логического построения речи, взаимодействия в группах.

Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрация видеофрагмента, фронтальная беседа, объяснение, проблемная задача, физ. минутка, практическая работа, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, блок – схемы, таблица «Строение глаза», Карандаш, черная бумага с точечным отверстием, фломастер, полиэтиленовая пленка, красный карандаш, лист бумаги с изображением красного и зеленого круга, учебник «Человек и его здоровье».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на учебный процесс.

2. Актуализация знаний.

Какие органы помогают человеку познать окружающую природу, понять где сейчас находится человек и что с ним происходит?

Предполагаемые ответы: органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

Посмотрите на слайд, о каком органе идет речь?

Содержание слайда: -95 % всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью…

- « … - зеркало души»

Какая тема нашего урока сегодня?

Предполагаемый ответ: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Запишите тему в тетрадь.

С помощью учебника дайте определение понятию анализатор.

Предполагаемый ответ: Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Мы с вами уже много знаем про строение нервной системы. Давайте совместим данное определение и уже имеющиеся знания и на доске составим схему «Строение анализатора» из представленных блоков.

Создание общей схемы «Строение анализатора» на доске учеником (Рис.1).

t1611177987aa.png

Рис.1 Схема «Строение анализатора»

3. Мотивация к изучению нового материала.

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения. В течении урока мы с вами составим схему «Зрительный анализатор», а пока обратимся к общей схеме. Как вы думаете, что будет являться рецептором зрительного анализатора?

Предполагаемый ответ: глаз.

4.Изучение нового материала.

Давайте разбираться. Для этого пользуясь учебником заполните пропуски в схеме «Структура глаза» (Рис. 2).

t1611177987ab.png

Рис.2. Схема «Структура глаза»

Давайте сверим наши результаты.

Обратите внимание на таблицу строение глаза. Объяснение учителя анатомического строения глаза.

Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете в группах по четыре человека. Не забудьте описать наблюдаемые явления и сформировать выводы. По выполнению работы заслушаем ваши отчеты.

 Опыт № 1. Определение функции веки, слезной железы,  бровей и ресниц.

Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.

 Вывод: Слезы, выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза, поэтому так важно сидя перед монитором чаще моргать. Веки, брови и ресницы выполняют защитную функцию. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света.

Опыт №2. Определение функции глазных мышц.

Ход:  Проследите за движением карандаша. Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод: Глаза работают синхронно. Глазные  мышцы ориентируют глаз в любом направлении.

Опыт № 3. Обнаружение  сужения и расширения зрачка.

Ход: Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.

Опыт №4. Определение принципа работы хрусталика.

Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Сосредоточьте взгляд на буквах, что вы наблюдаете? Посмотрите на далекие предметы, что происходит с буквами? Объясните, наблюдаемые явления.

Вывод: если смотреть вдаль, хрусталик становится более плоским, и мы четко видим дальние предметы, но размыто близкие. Если рассматривать предметы вблизи, то хрусталик становится более выпуклым, благодаря чему близкие предметы кажутся четкими, а дальние размытыми. Это явление называется аккомодация.

Опыт№5. Определение функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите красный карандаш. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя).  Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение, поэтому карандаш меняет свой цвет.

Опыт №6. Обнаружение «слепого пятна».

Ход: Возьмите лист бумаги с красным и зеленым кружками. Отвезите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Почему кружок исчез?

Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов. Изображение красного кружка пропало, т.к. попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв.

Теперь мы точно можем в нашу схему «Строение зрительного анализатора» поставить первый элемент, что это будет?

Предполагаемый ответ: Фоторецепторы (палочки и колбочки).

К середине урока ваши глаза устают, поэтому я предлагаю вам несколько нехитрых упражнений, способствующих снятию усталости с глаз. Эти упражнения вы можете делать и дома, когда делаете уроки, находитесь за компьютером или просматриваете телепередачи.

Физзарядка для глаз. 

1. Для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, крепко зажмурьте глаза, на 3 – 5 с, а затем откройте их также на 3 – 5 с. Повторите 6 – 8 раз.

2. Для улучшения кровообращения быстро моргайте в течение 10 -15 с.

3. Для устранения усталости глаз вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.

Согласитесь, такая зарядка очень проста, и выполнять ее можно в любом месте, зато каким положительным эффектом она обладает.

Для того что бы заполнить следующий элемент нашей схемы давайте посмотрим видеофрагмент «Путь света».

Какой следующие элемент входит в состав зрительного анализатора?

Предполагаемый ответ: зрительный нерв (учащиеся дают ответ на основании просмотренного видеофрагмента).

Вспомним строение мозга. Для этого обратимся к рисункам отделы и зоны головного мозга (Рис.3. и Рис. 4).

t1611177987ac.png

Рис.3 «Отделы головного мозга»



t1611177987ad.jpg

Рис.4. «Зоны головного мозга»

Теперь смело заполним до конца нашу схему «Строение зрительного анализатора» (Рис. 5).

t1611177987ae.png

Рис.5. Схема «Строение зрительного анализатора»

Сравним наши данные с верным ответом (рис.6.).



t1611177987af.jpg

Рис.6. Зрительный анализатор.

Посмотрите ребята. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в таламус, а затем в зрительные зоны коры головного мозга, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Причем обратите внимание на перекрест нервов: информация от правого глаза поступает в левое полушарие и наоборот (демонстрация рис.7.).

t1611177987ag.png

Рис. 7. Оптическая система глаза

При этом сетчатка может воспринимать световые лучи нормально только в том случае, если они сфокусированы точно на ней. Для этого орган зрения снабжен специальной линзой — хрусталиком. Хрусталик окружен особой мышцей, в зависимости от напряжения которой он может менять свою кривизну. Как называется это явление? Верно аккомодация. С помощью нее, обеспечивается точная фокусировка картинки на сетчатке. Кроме того, лучи света преломляются в роговой оболочке и в стекловидном теле. Существуют нарушения, при которых фокусировка лучей происходит неправильно. Какие основные нарушения зрения вы знаете?

Предполагаемые ответы: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Как люди борются с этими заболеваниями?

Предполагаемый ответ: с помощью очков (линз).

Давайте попробуем решить задачу: Бабушка Маши стала замечать, что с возрастом она при чтении газеты стала относить ее все дальше от глаз, и предметы вблизи стали какими-то расплывчатыми. Бабушка забеспокоилась и решила обратиться к окулисту. С собой она взяла Машу. Маша очень много времени проводила за гаджетом, близко сидела у монитора компьютера и недавно в далеке перепутала маму с чужой женщиной. Доктор осмотрел пациенток и обоим прописал очки, вот только бабушке с двояковыпуклыми линзами, а Маше – с двояковогнутыми. Какие нарушения обнаружил окулист у пациенток и зачем прописал им именно такие линзы?

Для ответа на вопросы посмотрите на рисунок (рис.9).

t1611177987ah.png



Рис. 9. Прохождение световых лучей через оптическую систему глаза

Предполагаемый ответ: У бабушки обнаружили дальнозоркость, чаще всего она возникает с возрастом, а у Маши – близорукость. Близорукость чаще всего проявляется из-за нарушения гигиены зрения (близкого чтения, длительного нахождения у ярких экранов мониторов, малоподвижного образа жизни и т.д.). При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, двояковыпуклая линза способствует фокусировки на сетчатке. Двояковогнутая линза помогает фокусировать изображение на сетчатке, когда изображение фокусируется перед сетчаткой.

Как себя вести и что делать, чтобы сохранить зрение?

Предполагаемые ответы: Употреблять продукты питания, полезные для зрения (морковь, тыква, кукуруза, хурма, шпинат); зрение нужно защищать от воздействия ультрафиолетовых лучей; ходить на профилактические осмотры у офтальмолога; следить за правильным освещением рабочего стола; в течение дня 1–2 раза нужно выполнять специальную гимнастику для глаз; контролировать время проведенное за гаджетом и компьютером; читать книгу или пользоваться гаджетом на расстоянии 30 см от глаз; не читать в потемках и общественном транспорте; больше времени заниматься спортом.

5.Рефлексия.

У учащихся на столе кружочки. Учащемся предлагается нарисовать на кружочке свои эмоции от урока. Если атмосфера урока не нравиться, то учащиеся рисуют грустный смайлик. Если атмосфера урока дружелюбная и благоприятная для работы, то учащиеся рисуют улыбочку. Нейтральный смайлик, если учащиеся затрудняются с ответом. На обратной стороне кружочка учащимся предлагается оценить усвоение знаний на уроке по пятибалльной шкале, где «5» ставиться в случае полного усвоения материала и отсутствии вопросов. «0» соответствуют полному непониманию материала.

6.Подведение итогов.

Ребята мы сегодня хорошо с вами потрудились. Не забывайте о важности зрения и берегите его. Будьте здоровы!

Д/з заполнить таблицу «Строение глаза» (Табл. 2.), разработать собственную гимнастику для глаз.

Табл. 2. «Строение глаза»

 

Структура и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

 

 

 

 

 

 

Оболочки глаза

 

 

 

 

 

 

Оптическая система

 

 

 

 

 

 

Световоспринимающая система




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О. Л. Ващенко. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. 576 с.

2.Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология:8 класс :учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. М.: Вентана-Граф. – 2009. – 228 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.