Урок биологии по теме «Орган зрения. Зрительный анализатор» (8 класс)
Урок по теме
«Орган зрения. Зрительный анализатор»
(авторская программа Пономарева И.Н.)
Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.
Планируемый образовательные результаты:
Предметные: расширить и закрепить знания об анализаторах; изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций; рассмотреть основные правила гигиены зрения.
Метапредметные: продолжить формирование умений нахождения причинно-следственных связей, логического построения речи, взаимодействия в группах.
Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и методические приемы: демонстрация видеофрагмента, фронтальная беседа, объяснение, проблемная задача, физ. минутка, практическая работа, самостоятельная работа с учебником.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, блок – схемы, таблица «Строение глаза», Карандаш, черная бумага с точечным отверстием, фломастер, полиэтиленовая пленка, красный карандаш, лист бумаги с изображением красного и зеленого круга, учебник «Человек и его здоровье».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на учебный процесс.
2. Актуализация знаний.
Какие органы помогают человеку познать окружающую природу, понять где сейчас находится человек и что с ним происходит?
Предполагаемые ответы: органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
Посмотрите на слайд, о каком органе идет речь?
Содержание слайда: -95 % всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью…
- « … - зеркало души»
Какая тема нашего урока сегодня?
Предполагаемый ответ: Орган зрения. Зрительный анализатор.
Запишите тему в тетрадь.
С помощью учебника дайте определение понятию анализатор.
Предполагаемый ответ: Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.
Мы с вами уже много знаем про строение нервной системы. Давайте совместим данное определение и уже имеющиеся знания и на доске составим схему «Строение анализатора» из представленных блоков.
Создание общей схемы «Строение анализатора» на доске учеником (Рис.1).
Рис.1 Схема «Строение анализатора»
3. Мотивация к изучению нового материала.
Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения. В течении урока мы с вами составим схему «Зрительный анализатор», а пока обратимся к общей схеме. Как вы думаете, что будет являться рецептором зрительного анализатора?
Предполагаемый ответ: глаз.
4.Изучение нового материала.
Давайте разбираться. Для этого пользуясь учебником заполните пропуски в схеме «Структура глаза» (Рис. 2).
Рис.2. Схема «Структура глаза»
Давайте сверим наши результаты.
Обратите внимание на таблицу строение глаза. Объяснение учителя анатомического строения глаза.
Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете в группах по четыре человека. Не забудьте описать наблюдаемые явления и сформировать выводы. По выполнению работы заслушаем ваши отчеты.
Опыт № 1. Определение функции веки, слезной железы, бровей и ресниц.
Ход: Мигните, пронаблюдайте за движением век, убедись, что оба глаза синхронно мигают.
Вывод: Слезы, выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза, поэтому так важно сидя перед монитором чаще моргать. Веки, брови и ресницы выполняют защитную функцию. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света.
Опыт №2. Определение функции глазных мышц.
Ход: Проследите за движением карандаша. Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.
Вывод: Глаза работают синхронно. Глазные мышцы ориентируют глаз в любом направлении.
Опыт № 3. Обнаружение сужения и расширения зрачка.
Ход: Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается?
Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.
Опыт №4. Определение принципа работы хрусталика.
Ход: Напишите фломастером на прозрачной полиэтиленовой пленке ряд букв. Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Сосредоточьте взгляд на буквах, что вы наблюдаете? Посмотрите на далекие предметы, что происходит с буквами? Объясните, наблюдаемые явления.
Вывод: если смотреть вдаль, хрусталик становится более плоским, и мы четко видим дальние предметы, но размыто близкие. Если рассматривать предметы вблизи, то хрусталик становится более выпуклым, благодаря чему близкие предметы кажутся четкими, а дальние размытыми. Это явление называется аккомодация.
Опыт№5. Определение функции палочек и колбочек.
Ход: Возьмите красный карандаш. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.
Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение, поэтому карандаш меняет свой цвет.
Опыт №6. Обнаружение «слепого пятна».
Ход: Возьмите лист бумаги с красным и зеленым кружками. Отвезите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Почему кружок исчез?
Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов. Изображение красного кружка пропало, т.к. попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв.
Теперь мы точно можем в нашу схему «Строение зрительного анализатора» поставить первый элемент, что это будет?
Предполагаемый ответ: Фоторецепторы (палочки и колбочки).
К середине урока ваши глаза устают, поэтому я предлагаю вам несколько нехитрых упражнений, способствующих снятию усталости с глаз. Эти упражнения вы можете делать и дома, когда делаете уроки, находитесь за компьютером или просматриваете телепередачи.
Физзарядка для глаз.
1. Для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, крепко зажмурьте глаза, на 3 – 5 с, а затем откройте их также на 3 – 5 с. Повторите 6 – 8 раз.
2. Для улучшения кровообращения быстро моргайте в течение 10 -15 с.
3. Для устранения усталости глаз вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.
Согласитесь, такая зарядка очень проста, и выполнять ее можно в любом месте, зато каким положительным эффектом она обладает.
Для того что бы заполнить следующий элемент нашей схемы давайте посмотрим видеофрагмент «Путь света».
Какой следующие элемент входит в состав зрительного анализатора?
Предполагаемый ответ: зрительный нерв (учащиеся дают ответ на основании просмотренного видеофрагмента).
Вспомним строение мозга. Для этого обратимся к рисункам отделы и зоны головного мозга (Рис.3. и Рис. 4).
Рис.3 «Отделы головного мозга»
Рис.4. «Зоны головного мозга»
Теперь смело заполним до конца нашу схему «Строение зрительного анализатора» (Рис. 5).
Рис.5. Схема «Строение зрительного анализатора»
Сравним наши данные с верным ответом (рис.6.).
Рис.6. Зрительный анализатор.
Посмотрите ребята. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в таламус, а затем в зрительные зоны коры головного мозга, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Причем обратите внимание на перекрест нервов: информация от правого глаза поступает в левое полушарие и наоборот (демонстрация рис.7.).
Рис. 7. Оптическая система глаза
При этом сетчатка может воспринимать световые лучи нормально только в том случае, если они сфокусированы точно на ней. Для этого орган зрения снабжен специальной линзой — хрусталиком. Хрусталик окружен особой мышцей, в зависимости от напряжения которой он может менять свою кривизну. Как называется это явление? Верно аккомодация. С помощью нее, обеспечивается точная фокусировка картинки на сетчатке. Кроме того, лучи света преломляются в роговой оболочке и в стекловидном теле. Существуют нарушения, при которых фокусировка лучей происходит неправильно. Какие основные нарушения зрения вы знаете?
Предполагаемые ответы: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
Как люди борются с этими заболеваниями?
Предполагаемый ответ: с помощью очков (линз).
Давайте попробуем решить задачу: Бабушка Маши стала замечать, что с возрастом она при чтении газеты стала относить ее все дальше от глаз, и предметы вблизи стали какими-то расплывчатыми. Бабушка забеспокоилась и решила обратиться к окулисту. С собой она взяла Машу. Маша очень много времени проводила за гаджетом, близко сидела у монитора компьютера и недавно в далеке перепутала маму с чужой женщиной. Доктор осмотрел пациенток и обоим прописал очки, вот только бабушке с двояковыпуклыми линзами, а Маше – с двояковогнутыми. Какие нарушения обнаружил окулист у пациенток и зачем прописал им именно такие линзы?
Для ответа на вопросы посмотрите на рисунок (рис.9).
Рис. 9. Прохождение световых лучей через оптическую систему глаза
Предполагаемый ответ: У бабушки обнаружили дальнозоркость, чаще всего она возникает с возрастом, а у Маши – близорукость. Близорукость чаще всего проявляется из-за нарушения гигиены зрения (близкого чтения, длительного нахождения у ярких экранов мониторов, малоподвижного образа жизни и т.д.). При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, двояковыпуклая линза способствует фокусировки на сетчатке. Двояковогнутая линза помогает фокусировать изображение на сетчатке, когда изображение фокусируется перед сетчаткой.
Как себя вести и что делать, чтобы сохранить зрение?
Предполагаемые ответы: Употреблять продукты питания, полезные для зрения (морковь, тыква, кукуруза, хурма, шпинат); зрение нужно защищать от воздействия ультрафиолетовых лучей; ходить на профилактические осмотры у офтальмолога; следить за правильным освещением рабочего стола; в течение дня 1–2 раза нужно выполнять специальную гимнастику для глаз; контролировать время проведенное за гаджетом и компьютером; читать книгу или пользоваться гаджетом на расстоянии 30 см от глаз; не читать в потемках и общественном транспорте; больше времени заниматься спортом.
5.Рефлексия.
У учащихся на столе кружочки. Учащемся предлагается нарисовать на кружочке свои эмоции от урока. Если атмосфера урока не нравиться, то учащиеся рисуют грустный смайлик. Если атмосфера урока дружелюбная и благоприятная для работы, то учащиеся рисуют улыбочку. Нейтральный смайлик, если учащиеся затрудняются с ответом. На обратной стороне кружочка учащимся предлагается оценить усвоение знаний на уроке по пятибалльной шкале, где «5» ставиться в случае полного усвоения материала и отсутствии вопросов. «0» соответствуют полному непониманию материала.
6.Подведение итогов.
Ребята мы сегодня хорошо с вами потрудились. Не забывайте о важности зрения и берегите его. Будьте здоровы!
Д/з заполнить таблицу «Строение глаза» (Табл. 2.), разработать собственную гимнастику для глаз.
Табл. 2. «Строение глаза»
| Структура и части глаза | Строение | Функции |
Вспомогательные системы |
|
|
|
|
|
| |
Оболочки глаза |
|
|
|
|
|
| |
Оптическая система |
|
|
|
|
|
| |
Световоспринимающая система | | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О. Л. Ващенко. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. 576 с.
2.Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология:8 класс :учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. М.: Вентана-Граф. – 2009. – 228 с.