Конспект урока «Звук [а], буквы -А-, -а-» (1 класс, умственная отсталость)

7
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Адресат: обучающие 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).

Автор: учитель-дефектолог ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный Еремеева И.В.

Предмет: чтение.

Тема урока: Звук [а], буквы -А-, -а-.

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 1 (подготовительном) классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Тип урока: вводный.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Новые образовательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии,

- игровая технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель: Познакомить со звуком [а], с буквами -А-, -а-.

Задачи:

Познакомить с гласным звуком [а], с графическим написанием букв -А-, -а-.

Развивать фонематический слух, слуховое восприятие, артикуляционную моторику.

Воспитывать доброту.

Оборудование учителя: муляжи фруктов и ягод, корзинка, город букв, образцы написания букв, карточки к игре «Отыщи букву А», карточки к игре «Где живет буква?».

Оборудование обучающихся: зеркала (для артикуляционной гимнастики), «Букварь» В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, счетные палочки, нити (для складывания буквы а),

Ход урока

I. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки.

II. Артикуляционно-мимическая гимнастика

1. Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчаст­лив; озабочен; спокоен — рассержен.

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно: поморщились.

Закрывать по очереди глаза:

«Спи, глазок, спи, другой.

Засыпай, правый глаз.

Засыпай, левый глаз.

Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

 2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Имитация жевания: жуем ириски, жевательная резинка.

 3. Упражнения для щек и губ.

Малыш сосет соску.

Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем воз­вратить в нормальное положение.

 4. Упражнения для языка.

Упражнение «Толстячки — худышки».

Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь.

Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.

Пробуем вкусное варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.

5. Речевая разминка.

Ар-ар-ар - мы купили самовар,

Ас-ас-ас – обожаю ананас,

Ам-ам-ам – никому его не дам.

III. Сообщение темы урока

Знакомство со звуком [а].

- Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками на болото.

- Что это? (Аист)

- Ребята, давайте выделим первый звук в слове аист.

(Дети хором произносят слово и выделяют первый звук, который, к тому же, является ударным).

- Итак, мы познакомимся с первый звуком русского алфавита - со звуком [а] и узнаем, какими буквами на письме обозначается новый звук.

IV. Изучение новой темы

- Произнесем звук [а], рот широко открыт. Понаблюдайте, как выходит воздух из ротовой полости? (Свободно).

Рот пошире открывай,

Звук погромче распевай.

Петь мы будем, детвора,

Гласный звук веселый [а]!

- Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слова глас или голос. Гласные звуки живут в Красном доме. Мы будем выделять их красным цветом.

Игра «Поймай звук»

- А сейчас, ребята, поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы – внимательно слушать, как только вы услышите звук [а], ловите его ладошками – выполняйте хлопок.

Аист, абрикос, арбуз -

Здесь она в начале.

А в словах: река, щека

В конце её встречаем.

- Ребята, а давайте-ка придумаем имена со звуком [а] в начале. (Алина, Алла, Анна, Антон, Андрей, Алексей, Александр и др.)

Игра «Распредели в корзинки»

- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. В корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).

Дети четко произносят названия фруктов и ягод и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.

Физминутка

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

Знакомство с буквами А, а.

- Ребята, мы познакомились со звуком [а], а вот какими буквами на письме он обозначается, мы сейчас узнаем.

- Буквы бывают печатные и письменные.

- Как вы думаете, зачем нужны печатные буквы?

- А зачем нужны письменные буквы?

- Рассмотрите печатные буквы А, а. Сравните их – похожи ли они?

- На что похожа большая буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

- А сейчас составим большую букву А из счетных палочек.

(Выкладывание буквы а из палочек.)

- А еще буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

- Сложим букву а из ниток.

Работа с кассой букв

Нахождение буквы А в кассах букв.

- Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Игра «Отыщи букву А».

- Отыщите на картинке буквы А и обведите их карандашом.

Работа со страницей букваря.

Рассматривание картинок на странице букваря, чтение «новой» буквы хором, в парах и индивидуально.

Игра  «Подскажи словечко»

- Ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко», в отгаданных словах выделите первый звук:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …(арбуз)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор …(Айболит)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …(автомобиль)

Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называются все …(алфавит)

Игра «Где живет буква?»

- Посмотрите и определите домик у буквы а на схемах слов.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок окончен. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Какие задания вы хотели бы выполнить еще раз?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Интернет-источники:

http://festival.1september.ru/articles/522080/

http://mynati.ru/bukva-a.html

http://allforchildren.ru/poetry/index_alphabet.php

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka/veselyj-parovozik

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.