12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Людмила Васильевна162
s1620150468.jpg
Фото

/data/files/s1620150468.jpg (1920x2564)

r1620150482.jpg
Фото 2

/data/files/r1620150482.jpg (1920x2564)


текст
DOCX / 1.12 Мб

/data/files/t1620150513.docx (текст)Звук и буква К (коррекционно-обучающее занятие для профилактики дисграфии у обучающихся 2-4 классов).

Цель: развитие фонематических процессов на речевом материале, содержащем звук К; развитие зрительного восприятия на изобразительном материале, содержащем букву К.

Задачи:

дать характеристику звука К (артикуляционную и акустическую);

развивать слуховое восприятие звука К изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах (наличие заданного звука в слове);

развивать фонематические представления на словарном материале, содержащем звук К;

развивать операции фонематического анализа и синтеза на речевом материале, содержащем звук К (количество заданного звука в слове, положение заданного звука в слове);

зрительное восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, графомоторные навыки;

уточнить возможные орфограммы (правописание парных согласных в конце и в середине слов);

совершенствовать словарь и грамматический строй, навыки связной речи.

Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Окошко. 2. Заборчик. 3. Улыбка-трубочка. 4. Блинчик. 5. Погладь блинчик (пя-пя-пя). 6. Подуй на блинчик. 7. Покусать верхнюю губу, нижнюю губу. 8. Покашлять. – Какой звук получается? – Похожий на звук К.

2. Послушайте стихотворение и попробуйте сделать так же. Какой звук получится?

Спинкой языка попробуй

Стукнуть быстро, сильно в нёбо,

Ну а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

Звук короткий, звук взрывной,

Он без голоса, глухой!

Он – как камень, крепкий звук:

Кость, кремень, камин, каблук!

Уточнение артикуляции звука К: рот приоткрыт, губы в позиции следующего звука, кончик языка упирается в нижние зубы, корень языка напряжён, образует смычку с мягким нёбом, воздух резкой струёй преодолевает сопротивление корня языка, без голоса. Характеристика звука – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.

3. Карточки с изображением буквы К. Обучающиеся называют слова, которые начинаются с буквы К (кот, кит, клоп, клубника, клумба, коса).

Ход занятия.

1. Фонематическая гимнастика.

А) Произнесение звука К на разные ритмические рисунки (логопед прохлопывает рисунок, а обучающиеся произносят звук): К-К, К-КК, КК-К, К-КК-К и т.д.

Б) Руками показывать знак гласного звука и произносить слог с К: логопед показывает, дети произносят и показывают знак гласного (раскрытая ладонь – А, пальцы в кольцо – О, пальцы трубочкой – У, пальцы параллельно полу – И, пальцы-когти – Ы) – КА, КО, КУ, КИ, КЫ.

2. Развитие фонематического восприятия. Игра «Слышу – не слышу».

Я произношу звуки, потом слоги, потом слова. Если вы услышите звук К, хлопаете ладошками по столу; если звука К нет, то сожмёте пальцы в кулак.

В К З К В Б К В К В П К И К

КИ ВУ КА ВИ КЫ ОК АК УП УК

ВОЙ КИР КАР ПЕНЬ КАМ ВИЛ ФИК ВУК;

ВЕТЕР, КОШКА, МУКА, ПОЧТА, ПОЧКА, РУКА, ДОМА, ДОЧКА, ПОДАРОК, УДАР, ГАМАК, ПАЧКА, ВОР. ВОРИШКА, СОМ, СОК

3. Развитие навыков звукового анализа. Игра «Поймай звук» (определение количества звуков К в слове). Нужно не просто определить, есть ли в слове звук К, но и посчитать, сколько этих звуков.

Я называю слова, вы внимательно слушаете и считаете, сколько в этом слове звуков К. Если один звук К – хлопаете в ладоши 1 раз, два звука К – 2 раза и так далее.

Что будем делать, если нет звуков К? – Сожмём пальчики в кулачок.

Примечание: слова читать вперемешку:



кость, печка, крот, пугало, крыша, икра, марка (1 звук К);

кулаки, гром, макака, куличики, куртка, кукла (2 звука К);

кукушка, кукарекать (3 звука К).

4. Игра «Вагончики» (развитие фонематического анализа – место звука К и буквы К в слове). Я произношу слова. Вы определяете, где находится звук К– в начале, в середине или в конце слова и соответствует ли он букве К (какую орфограмму надо вспомнить?). Если вы всё определили, то «выдаёте билет» в соответствующий вагон, то есть размещаете букву К в соответствующей клеточке (слова диктуются в беспорядке):

комар, крыса, мозг, кино, круг, кольцо;

Макар, укус, показ, наказание, друг, декабрь;

башмак, гусак, узбек, пиджак, четверг, чеснок.

Слова, которым билет не положен, запишите в тетрадку вместе с проверочными (мозг – мозга, друг – друга, четверг – четверга).



5. Игра «Буквы прячутся и превращаются». Послушайте ещё одно стихотворение.

Какаду, клюв открывая, букву К напоминает.

Как живая буква К. Какаду кричит:

Каркас, караул, карман, картинка,

Корка, конура, корзинка.

Давайте попробуем изобразить пальцами букву К. назовите основные элементы печатной буквы К. – Палочка и галочка (обратить внимание, что галочка обращена вправо).

Работа в карточках.

1) Найди все буквы К и обведи их (развитие зрительного восприятия): карточка с разными буквами (8 букв К – 4 заглавные, 4 строчные). Какую письменную букву легко превратить в К? (г, п письменные).

2) В карточке изображены элементы одной буквы. Какая это буква? Допишите недостающие элементы и восстановите букву. Запишите букву в центральный кружок.

6. Игра «Буква убежала» (развитие графомоторных навыков).

Прочитать и вставить все пропущенные буквы К. Заучить скороговорку. Прохлопать скороговорку по словам (1 слово – 1 хлопок).



У дедуш_и _ондрата _урт_а _орот_овата.



7. Выборочный диктант: записываем только те слова, в которых есть буква К.

Снег холодный, а от стужи укрывает. Мал золотник, да дорог.

Ошибка не обман. Хлеб да каша пища наша.

Бездельник бьёт баклуши, а ты развесил уши.

Безрогая корова лбом забодает. Пушинка к пушинке – скопится перинка.



8. Игра «Пожалуйста! (Капитаны!)» (развитие слухового внимания).

Логопед даёт различные команды (встать, сесть, повернуть голову вправо, поднять правую руку и т.д.). Дети должны выполнять команду, только если логопед скажет слово «Пожалуйста! (или Капитаны!)». Если слово не прозвучало, то дети не двигаются.



9. Игра «Буквенные прятки». Найди и закрась все буквы К, что тебе удалось прочитать? -- Загадку про санки. Со словом-отгадкой придумай предложение и запиши в тетрадь.

квсёклетокстояликкзимыкожидаликкдождалиськпорыкк ккпомчалиськскгорыкк

10. «Буквы-озорницы» (творческий диктант). Замени первую букву в слове на букву К, полученные слова можно записать в тетрадь:

Маша – каша, малина – калина, гости – кости, роза – коза, рот – кот, нора – кора, сорт – корт, ворона – корона, горка – корка, парта – карта, мошка – кошка, волос – колос.

11. «Буква перед словом встала» (творческий диктант). Поставь перед словом букву К. Что получится? Полученные слова можно записать в тетрадь.

Рай – край, ролики – кролики, лён – клён, рот – крот, Оля – Коля, лещ – клещ, раб – краб, раны – краны, оса – коса, лубок – клубок.



Окончание занятия.

О каком звуке, какой букве говорили? – О звуке и букве К.

Придумайте слова с этой буквой. С какой орфограммой встретились?

t1620150401aa.jpg

t1620150401ab.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.