Урок развития речи в 1 классе «Звук [о]. Буква О»
Тема: Звук [о], буква О.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [о], развивать фонематическое восприятие, познакомить с печатным и письменным образом буквы О.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [о];
- определять позицию звука в слове;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Ягоды»
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [о] из состава слогов, слов и предложений;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
- Формировать умение образовывать множественное число существительных от единственного
Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква О, предметные картинки (земляника, хлеб, молоко, виктория, черника, кефир, яйцо, малина), мяч
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, тетради
Ход урока:
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет слова на звук «А»
– Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
Окна, осы, облако, овощи.
– Какой звук слышится в начале слова?
– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
II. Основная часть
Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
_Какой это звук?
– Почему его называют гласным?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким цветом?) красным .
Упражнение «Сосчитай и назови»
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО ТО ОТ
– Обозначьте красными и синими фишками эти звуки.
«Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
Окна, осень, дом, кошка, яйцо
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
Игра «4й лишний» (картинки)
(Продукты, ягоды)
Земляника, молоко, черника, клюква.
Клюква,яйцо, малина, брусника.
кефир, виктория,сыр, хлеб
Буква О
- Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– Найдите букву «О» в своей тетради (среди других букв, написаных к уроку), проведите по ней пальчиком (обведите) и напишите
На какую геометрическую фигуру она похожа?
.Заштрихуйте в своих тетрадях красным карандашом букву О
Игра «Один – много» (с мячом)
Окно-окна, Овощ-овощи, яйцо- яйца, окунь-окуни, обруч-обручи,оса-осы
Придумать слово со звуком О и составить с ним предложение.
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- Какой это звук?
– Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Нарисуйте в своих тетрадях улыбку для буквы О : веселую- если вам все понравилось на уроке и понятно, нетральную, если что-то непонятно
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.