Тема: Звук [Ж].
Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р].
Цель: закрепление правильного произношения звука Ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование кинестетического образа звука Ж (ощущения положения органов артикуляции);
- упражнение в правильном произнесения звука Ж в слогах, словах, фразах.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки и игрушки на звук [ж], зрительные символы, шумовые «коробочки», картинки «Жук», «Жираф», «Жаба».
Ход занятия:
Психогимнастика.
Сегодня мы с тобой продолжим учиться правильно и красиво произносить звук [Ж]. Вспомним нашу гимнастику. Светит солнце – расслабление, холодно – напряжение.
Артикуляционная гимнастика.
Сначала подготовим язычок к занятию, чтобы он был послушный.
Для губ:
«Колечко» - «Бублик»
Для языка:
«Лопаточка», «Чашечка» - поднимать за верхние зубки и удерживать
под счет до 5ти.
«Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Дятел».
«Болтушка»
Самомассаж языка: покусывание, почесывание.
Запомнить и повторить ритмический рисунок.
/ // /; / // //; / // // /; / /// /.
Развитие фонематического слуха. Игра «Найди похожую песенку»
Ребенку предлагается несколько шумовых «коробочек» с различными «песенками».
Логопед: Внимательно послушай песенку, запомни и найди такую же.
- Ты, молодец, справилась и с этим заданием.
6. Пальчиковая разминка. «Жук», «Жаба», «Жираф».
Произнесение изолированного звука [ж]
Логопед: - Покажи, как жужжит жук, как жужжит муха, как жужжит шмель.
Ребенок длительно произносит звук [ж].
а) в слогах: ЖА ЖО ЖУ ЖИ
б) слоговых цепочках: ЖА-ЖО-ЖУ
ЖУ-ЖА-ЖО
в) в словах: жаба жук жакет жасмин жатва
Логопед: Назови картинки. Будь внимательным. Работа по книге Соколенко
Закончи слова одинаково: у – (жи), лу – (жи), лы – (жи), мор – (жи),
- Молодец!
8. Чистоговорки. Логопед: Послушай чистоговорки. Запомни и повтори.
ЖА-ЖА-ЖА – под кустом два ежа
ЖИ-ЖИ-ЖИ – у Тани лыжи
ЖУ-ЖУ-ЖУ – на кушетке я лежу
ЖИ-ЖИ-ЖИ – наточили мы ножи.
Игра «Веселый счет». Повторение пройденного материала. Логопед: К нам сегодня пришел гость. Отгадай загадку.
Ворует крошки, боится кошки. Кто это?
Ребенок: Мышка.
Логопед показывает мелкие игрушки – мышки.
Логопед: Вспомним, как мы с тобой считали.
Ребенок: Одна мыШка, две мыШки, …пять мыШек.
Логопед: Правильно. Молодец.
10. Домашнее задание.
Проговорить и выучить чистоговорку про жука:
У жука надежный дом, Жук живет, не тужит в нем.
Итог занятия:
Логопед: - Расскажи, что ты делала на занятии? У тебя сегодня все хорошо получалось. Ты – молодец!