Конспект занятия на тему «Согласные звуки [Г]–[Г']. Буква Г. Предложение»
Тема: «Согласные звуки: Г - Гь. Буква Г. Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Г - Гь, буква Г.
Развитие способности различать звуки: Г- Гь на слух, букву Г
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: Г- Гь, буква Г.
Закрепление способности составлять предложения.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком Г- Гь и с буквой Г.
2. Научить детей правильно произносить звуки Г - Гь, подбирать слова на
звуки Г - Гь.
3. Научить детей узнавать и писать печатную букву Г.
4. Продолжать обучать детей составлению предложений с данными
словами.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками Г - Гь. Буквой Г.
4. Подбор слов со звуками: Г - Гь.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Г синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Г вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Г.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения предложений (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Красные, синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука Г – Гь.
№ занятия |
Педагог: | Дети: |
1. 2.
| Присоединение. Психофизическая гимнастика. К/упр.: «Покажите, как двигаются животные». (предлагаются картинки с изображением животных). К/упр.: «Времена года. Когда это бывает?». - развитие слухового внимания, мышления, памяти. 1. Снег тает, ласточка прилетает, Мать - и – мачеха расцветает. Когда это бывает? 2. Солнце яркое сверкает, Тёплый дождик поливает. Детвора не унывает. Когда это бывает? 3. Ласточка на юг улетает Ветер листья обрывает Тучи по небу гоняет. Когда это бывает? 4. Много снега выпадает Все дороги заметает. Мороз крепчает, Всех за нос щипает. Когда это бывает? - Сейчас у нас какое время года? -А перед зимой, какое время года было? -А перед осенью? - А перед летом? - Правильно. - Зима весёлое время года, или нет? - Чем вы любите заниматься зимой на улице? - На санках, лыжах, ледянках вы откуда катаетесь? |
Показывают. Дети отвечают на вопросы педагога. Весной. Летом. Осенью. Зимой. Зима. Осень. Лето. Весна. Весёлое. Рассказы детей. С горки. |
Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку «Зимние забавы детей». | ||
- Посмотрите, откуда дети катаются? - Правильно с горы. Сегодня мы с вами выучим новый звук, а какой именно вы узнаете, когда произнесёте первый звук в слове гора. | ||
3. | - Произнесите слово ГОРА, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Сегодня мы будем работать со звуком Г. - Этот звук гласный или согласный? | Дети произносят Г – Г – Гора Звук Г. Согласный. |
4. | Анализ звука «Г». Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Г. Этот звук образуется в глубине рта, губы при этом растягиваются в положение улыбки. - Звук Г можно произнести громче, тише, но нельзя тянуть. - Когда произносим звук Г – горлышко дрожит, это значит, что согласный звук Г – звонкий. |
Дети произносят звук Г за педагогом, следят за правильностью положения губ. Проверяют тыльной стороной ладони дрожит горлышко или нет. |
| Губы раскрыты. Широкий кончик языка опущен вниз и упирается в нижние зубы, а середина языка выгнута горкой. Детям демонстрируется условное обозначение звука Г – кружок синего цвета. - Г! – ты спинкой языка Нёбо посильней толкай! - Г! – без голоса нельзя Звонкий звук сказать, друзья! | |
5. 6. |
Физкультурная минутка.
К/упр.: «Конвертики». - развитие способности находить местоположение звуков: Г- Гь в данных словах; различать на слух твёрдость и мягкость звуков. - Раскройте каждый свой конверт и покажите картинки. Дети по очереди называют картинки, определяют место звуков: Г – Гь в словах: начало, середина, конец слова. Используют условные обозначения слов чёрные полоски. Называют, как звучит каждый звук: твёрдо или мягко. Используют условные обозначения для твёрдых и мягких звуков – синие и зелёные кружочки. | Дети раскрывают конверты и называют картинки. 1к-т. Гриб, кенгуру, снег, бегемот. 2к-т. Гуси, огурец, носорог, сапоги. 3к-т. Грузовик, лягушка, утюг, магнит. 4к-т. Игрушки, горох, гроза, радуга. |
7. | К/упр.: «Составь предложения». - развитие способности составлять предложения с логическим смыслом. | Выбирают в своём конверте предмет и с его названием составляют предложение. |
8. | К/упр.: «Подбери слова со звуками Г – Гь и назови их». - развитие слухового восприятия. |
Называют слова. |
9. |
Анализ буквы Г. На письме звуки Г – Гь обозначаются буквой ГЭ. Звук произносим коротко: Г- Г. Гь - Гь. Букву произносим полно: ГЭ – ГЭ – ГЭ. - Посмотрите, как выглядит буква ГЭ. - С каких элементов она состоит? - На что похожа буква ГЭ? |
Произносят звуки. Произносят название буквы. Рассматривают букву на доске. С длинной и короткой палочки. Ответы детей. |
| Дети прорисовывают указательным пальцем букву ГЭ в воздухе и выкладывают её из верёвочек, молний, фасоли по желанию. | |
10. |
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Г синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Г. На третьей страничке обвести контур буквы Г по точкам и закрасить зелёным карандашом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: Г - Гь. |
Домашнее задание:
Выучить стихотворение: «Буква Г».
«Г» узнаешь без труда:
Очень горбится всегда.
Стихотворение: «Гроза».
Гром! Гром! Гром! Гром!
Где-то рядом за холмом
Гневно молния сверкает!
Галка в страхе улетает!
Голубь сжался под кустом!
Гусаки бегут гуськом!
На четвёртой страничке книжки нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки Г - Гь.
Прописать букву Г в тетради по образцу.