Технологическая карта логопедического занятия «Звуки [Т] – [ТЬ]. Буква Т» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 18 January 2021

Технологическая карта логопедического занятия



Ф.И.О. 
учителя-логопеда

Толикина Ирина Сергеевна

Класс
(логопедическое заключение)

1класс (ОНР III )

Тема занятия

Звуки [т, тʼ]. Буква Т.

Тип занятия

Ознакомление с новым материалом

Используемые методы, приёмы, технологии

Игровые приемы, метод наглядного моделирования, метод рассуждения, беседа, метод «Инфо-угадайка»

Цель занятия

Научиться дифференцировать звуки [т], [ тʼ ].

Результаты

Предметные:

-уметь выделять согласные звуки [т], [ тʼ ] из слогов, слов, предложений в сильной позиции;

-знание правописания согласной буквы Т

-умение давать фонетическую характеристику согласных звуков звуки [т], [ тʼ ]. ;



Личностные УУД:

-проявление уважительного отношения к иному мнению;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;




Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- владение способностью понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, умение ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её осуществления;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД

- умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- владение способами решения задач творческого и поискового характера;

- владение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-умение оформлять предложения в устной речи;

- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку слова;

- способность проверять написанное.

Коммуникативные УУД

- умение слушать собеседника и вести диалог,

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.




Оборудование для логопеда

Картинки мальчик Тим и мальчик Том, картинка тетерева, изображение печатной и прописной букв Т, пуговицы, разрезная картинка «Утка с утятами», мяч, цветные магниты.


Оборудование для обучающихся

Наборы фишек синий-зеленый-красный по числу учеников, зеркала, картинки с наложенными изображениями птиц, тетради, ручки, карандаши







Организационная структура логопедического занятия





Этап занятия

Задачи

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

I этап Мотивация учебной деятельности

- Психологический настрой учащихся.

- Создание благоприятной рабочей обстановки.

- Включение в деятельность.



Показ образца выполнения






фронтальная

- Давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки мне давай. Вместе с солнцем мы встаем, вместе с птицами поем. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы живем!


Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книги, карандаши, тетрадки?






Приветствуют друг друга, проговаривая четверостишие с движениями




Содержание деятельности 1 этапа формирует у детей следующие УУД:

Личностные УУД: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать других.



2этап

Задачи

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

2 этап актуализация знаний

1.Создать учебно-проблемную ситуацию.


2. Сформулировать основную учебную задачу

Игровой приём, беседа логопеда, метод

наглядного моделирования (картинки Том и Тим)

Метод рассуждения

фронтальная

- Ребята, сегодня к вам в гости пришли Том и Тим. (Выставляются картинки-Том в синей майке, Тим в зеленой майке). Им очень понравилось у вас на занятии, и они пришли к вам с новыми загадками. Давайте познакомимся с ними поближе. Послушайте, с какого звука начинается имя Том? А Тим? Как вы думаете, какая тема нашего занятия? А чем будем заниматься?







Отвечают, рассуждают:

- со звука [т]

- со звука [т’]


- звуки [т, тʼ].

- играть со звуками, давать им характеристику, находить их в словах
































Содержание деятельности 2 этапа (актуализация знаний) формирует у детей регулятивные УУД:

1.умение удерживать цель деятельности до получения результата;

2. аргументировать свое мнение и позицию.











3 этап



Задачи


Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

III этап – открытие нового знания

Сориентироваться в учебном материале; выбрать средства для решения учебной задачи; построить план (алгоритм) действий

Побуждающий

и подводящий диалог































4этап

Метод наглядного моделирования

(картинки Тома, Тима, картинки-контуры с наложенными изображениями птиц, картинка тетерева)









Метод «Инфо-угадайка».

Фронтально-индивидуальная

А давайте узнаем, чем эти звуки отличаются, а чем похожи?

Для этого возьмем зеркала и произнесем звуки [т] и [ть]?


- Что делает наш язык, когда мы произносим звуки [т] и [ть]?

- Попробуйте спеть звук [т] и звук [тʼ].

Значит, какие это звуки?

Верно, согласные. А раз эти звуки согласные, значит нам что- то мешается, какая-то преграда. Что именно?
Широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной, так создается преграда.
А чем отличается звук [т] от звука [т`] в произнесении?

Верно, при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена.

- Закройте уши и произнесите звуки [т] и [тʼ]. Голос громко звучит или спит?

- Значит это звонкие или глухие согласные?

- Какой звук [т] твёрдый или мягкий? Какой фишкой будем обозначать звук [т] при звуковом анализе слов?

- А звук [тʼ]? Какой фишкой будем обозначать этот звук?



Содержание деятельности 3 этапа способствует формированию познавательных (уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать новые знания) и регулятивных (уметь выполнять последовательно действия) УУД.



_Ребята, а попробуйте сейчас поймать звуки [т] и [тʼ]. А Том и Тим нам помогут. Посмотрите на красные стрелочки на картинках, это ваши подсказки


- Я сейчас назову слоги, а вы, если услышите в слогах звук [т], хлопните в ладоши, а если звук [ть], топните ногой.

Слоги: та, тя, то, тё, ты, ту, ти, тю

Давайте выложим фишками звуковые схемы имен мальчиков (Том, Тим). Логопед выкладывает на доске цветными магнитами.

-Какой первый звук, каким цветом возьмем фишку? Все согласны с этим ответом, другие варианты есть?

-Ещё у Тома и Тима есть интересные загадки. Разгадаем их. А я вам раздам картинки -подсказки (контуры птиц наложенных друг на друга). В отгадках будем находить мягкий или твердый звук и будем говорить, где он находится (в начале слова, в середине или в конце)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке, 
А на дереве в лесу
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор"

Красные лапки
Топают по грядке
Мимо яблоньки в саду
Прямо к старому пруду
Кря-кря-кря разносит ветер-
Любят Поночку все дети!

Как одним словом можно их назвать утку, дятла, аиста? Выложим фишками это звуковую схему слова- «птицы» Логопед на доске выкладывает с помощью цветных магнитов.

Обведите и заштрихуйте зеленым карандашом ту птицу, в названии которой есть мягкий звук ТЬ.

Сегодня Том и Тим познакомят вас с другой птицей. С какой, вы скажите сами, для этого послушайте стихотворение:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята – здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!»

- О какой птице говорится в стихотворении?

Правильно, о тетереве. (Вывешивается картинка)

Тетерев – крупная птица, являющаяся ценной дичь

- Ещё тетерев своим внешним видом напоминает домашнюю курицу – у него такое же густо оперённое туловище, а красные брови у глаз издалека похожи на яркий петушиный гребень. Для своего обитания тетерева выбирают берёзовые леса, чередующиеся с хлебными полями. Питаются они зерном с полей, а также семенами, ягодами, листьями, берёзовыми серёжками, почками. Тетерева умеют петь, их песня напоминает петушиное кукареканье. Обитать эти птицы предпочитают на земле, но способны без труда пролетать большие расстояния, однако высоко никогда не поднимаются.

- А какой звук встречается в слове тетерев- Т или ТЬ, и где он находится-в начале, в середине или в конце слова?

-А теперь давайте с вами отдохнем и полетаем по классу, как птички (физминутка)



Птички прыгают, летают, крошки птички собирают.
Пёрышки почистили, клювики почистили.  
Птички летают, поют, зёрнышки клюют.
Дальше полетели и на место сели . 




- Ребята, звуки [т] и [тʼ] обозначаются буквой т. Том и Тим принесли букву т. Это печатная буква т. Посмотрите и послушайте стихотворение, на что похожа буква т.

Т – такой грибок на ножке,

Притаился у дорожки. Выложите из пуговиц Т

- А ещё Том и Тим хотят вас познакомить с прописной буквой т.

- Посмотрите, это строчная буква т. Сколько элементов у строчной буквы т? Из каких частей состоит буква т?

Пропишем пальцем в воздухе букву т. А теперь на парте.

Напишем букву в тетради.

- А теперь давайте наши пальчики отдохнут, повторяйте за мной:

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать.


-Отдохнули? А кто помнит, как зовут наших героев?

Давайте напишем их имена в тетради.

- С какой буквы пишутся имена?

- Для чего еще нужна заглавная буква?


Дети берут зеркала


-стучит по бугоркам

- они не поются


- согласные


- язычок


Дети произносят звуки поочередно, ориентируясь на собственные ощущения. Высказываются





- спит

- глухие


- твердый, синим


- мягкий, зеленым












Ученики слушают, сравнивают, группируют звуки и как результат топают или хлопают





Дети выкладывают на столе фишками имена.







-Аист, Звук [т]-твердый, находится в конце слова. Обводят по контуру пальчиком изображение аиста


-Дятел. Звук [ть]- мягкий, находится в середине слова. Обводят по контуру изображение птицы.


Утка. Звук [т]-твердый, находится в середине слова. Обводят по контуру птицу.


-Птицы


Дети выкладывают фишками звуковую схему слова


Дети обводят и заштриховывают дятла.











О тетереве


















-ТЬ- в начале и в середине слова


Дети выполняют разминку. Чтение логопеда, сопровождается движениями детей

Дети прыгают,

«клюют»,

«чистят перышки, клювики»,

Машут руками, наклоняются, улетают, садятся



Ученики повторяют стихотворение, выкладывают на парте печатную букву Т.



Дети отвечают:

-из трех

Пишут в воздухе, а потом в тетради букву Т




Дети повторяют за логопедом движения





- Том и Тим

-С заглавной буквы

- С заглавной буквы пишутся начало предложений, названия городов, фамилии, клички животных






Этап занятия



Задачи


Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

IV этап –самостоятельное применение знаний на практике

Применять нужный способ действия (алгоритм) для выполнения учебной задачи;

осуществлять контроль собственной деятельности.


Метод рассуждения,

объяснительно-иллюстративный,

частично- поисковый,

информационно-коммуникационный;

метод контроля

Индивидуальная

























Образование множественного числа имён существительных.

- Я буду бросать мяч и называть слово, которое обозначает один предмет; вы, бросая мяч, будите мне называть слово, которое обозначает много предметов.

аист

-В твоем слове, где звук находится. Какой он? (Муса, правильно Глеб, сказал?)

ястреб

-В твоем слове, где звук находится. Какой он? (Глеб, правильно Максим сказал?)

ласточка

куропатка

тетерев

утка



Ребята, вы очень хорошо работали и получили уже все части от картинки, давайте ее соберем

А теперь послушайте рассказ и назовите слова, в которых есть звук [т] и звук [тʼ]?

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду.

(утка, Тинка, утята, учит, плавать, утёнок, Тишка)

- Ребята, а сейчас я проверю, кто у нас самый внимательный. Для этого я сейчас буду называть предложения, а вы исправьте, если я скажу что-то неверно.

-Утята учат утку Тинку плавать.

- Утята очень храбрые и быстро бросились в воду.

- Утенок Тишка учит утку плавать.

-Молодцы, ребята, со всеми загадками и заданиями от Тома и Тима справились.










-Аисты

- В середине слова, Звук Т твердый


Ястребы


- В середине слова, звук Т-твердый


Ласточки

-куропатки

-тетерева

-утки






Ребята собирают картинку «Утка с утятами» из частей

(части картинки они получали на занятие, за правильно выполненные задания)


Слушают рассказ



Называют слова, которые запомнили.

Называют звук Т или ТЬ, который встречается в названном слове.





- Нет. Тинка учит утят плавать.

- Нет. Утенок Тишка храбрый и первый бросился в воду.

- Нет. Утка учит Тишку плавать.




Содержание деятельности 4(самостоятельное применение знаний) этапа формирует у детей:

Личностные УУД:

- способность к мобилизации сил и энергии

- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей).

Регулятивные УУД:

сохранять и принимать учебную задачу;

контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

проявлять самостоятельность и инициативу

Познавательные УУД:

осуществлять выделение и применение нужной информации;

- умение проверять написанное;

умение применять знания на практике.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения, координировать различные позиции в сотрудничестве.





5этап



5 этап

Задачи

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся


V - Рефлексия Итоги












Зафиксировать результат деятельности и его достижения.


Визуальное наблюдение, использование символических изображений успеха. (За правильные ответы в течение занятия дети получают

пуговицы.)

Индивидуальная,

устная


-Какая игра вам больше всего запомнилась?

-Что больше всего понравилось на занятие?

- Ребята, кто считает, что он хорошо сегодня поработал, поднимите большую пуговицу. Кто считает, что еще надо постараться, поднимите маленькую пуговицу.

в соответствии с результатами собственной деятельности, оценивают себя. (счет пуговиц)

Высказывания детей


Выявить уровень осознания содержания пройденного материала.


Беседа


Индивидуальная

-Давайте вспомним с какими звуками и буквой мы с вами сегодня знакомились?

-А каких птиц вы запомнили?



-Сможете теперь самостоятельно определить, где Т-твердый или ТЬ-мягкий?

Молодцы! Я в вас верю!



- Т, ТЬ


-утка, тетерев, аист, дятел, ястреб, ласточка- не знал кто такой тетерев-теперь знаю

-да


Содержание деятельности на этапе рефлексии формирует у детей:

Личностные УУД - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу;

Коммуникативные УУД - развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.