12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат
Материал размещён в группе «Урок литературы в 9 классе»
13

«Колесо литературной истории». Авторская разработка обобщающего урока литературы в 9 классе на тему «Творчество А.С. Пушкина»



«Колесо литературной истории»

Авторская разработка обобщающего урока литературы в 9 классе

на тему «Творчество А.С.Пушкина»

Учитель русского языка и литературы Грибанова И.Э.

Цель: 1) вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

            2) способствовать выработке желания "найти" своего Пушкина;

            3) воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.  

Задачи:

  • создание ситуации, при которой ученики могут проявить свои индивидуальные способности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • приобретение навыка интегрировать полученную информацию
  • развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления
  • развитие межпредметных связей (литература, история,  изобразительное искусство, музыка)

Наглядность:

           1) портреты Пушкина; соответствующее оформление класса;

           2) аудиозаписи с музыкой на стихи поэта;

           3)аудиозаписи с музыкой, под которую читаются стихи;

           4)учебники литературы  с 5 по 9 класс;

ЦОРы: презентация по теме, диск «Клаудерман. Забытая мелодия», диск «Танцевальная музыка 19 века»

Этапы урока:

 1. Организационный момент. 

2. Разминка.

3. Первый тур.

4. Поговорим о танцах.

5. Выразительное инсценированное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

6. Второй тур.

7. Конкурс «Стиль эпохи».

8. Третий тур.

9. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Пушкина.

10. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

 

Ход урока:

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя:

Эпиграф к мероприятию:

Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений…

Ф. Глинка

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» - сказал В.Г.Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и , по словам А.М.Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одарённость и могучая творческая сила породившего его великого народа».

Ещё при жизни Пушкина Гоголь писал о нём: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Сегодня мы подведём итог изучению творчества А.С.Пушкина, вспомним самые интересные моменты биографии поэта, с которыми познакомились на уроках.

2. Разминка. Слово учителя:

Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней.

О его жизни и его творчестве написаны интересные художественные книги, подробные биографии и коллективные сборники, страстные воспоминания и исследования, огромнейшее количество стихотворений русских и зарубежных поэтов. Иначе нельзя. Под влиянием произведений великого поэта в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.

Вопросы викторины-разминки:

Определить и назвать произведения Пушкина по следующим поэтическим строкам:

1. …Их сёлы и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам…

(«Песнь о вещем Олеге»)

2. И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

(«Памятник»)

3. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

(«Зимняя дорога»)

4. Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(«К Чаадаеву»)

5. Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(«Евгений Онегин»)

6. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

(«Зимнее утро»)

7. Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.

(Евгений Онегин»)

8. Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер да я.

(«Узник»)

3. Первый тур.

Вопросы 1 тура.

1.В каком году было написано первое крупное произведение А.С.Пушкина и как оно называлось? (1820, поэма «Руслан и Людмила»)

2. А.С.Пушкин писал в письме к Плетнёву: «Написал прозою несколько повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся…» Назовите эти повести, под каким псевдонимом они вышли? («Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» Белкин).

3. Пушкин много путешествовал по России, ему нравились многие места, но были два места в российской глубинке, где Пушкину особенно хорошо писалось и где были созданы многие его лучшие произведения. Назовите эти деревеньки и губернии, в которых они находились. (Михайловское – Псковская губ., Болдино – Нижегородская губ.)

4. Назовите два произведения Пушкина, в которых оживают памятники и становятся вольными или невольными убийцами. (Поэма «Медный всадник», «Маленькие трагедии» - «Каменный гость»)

5. Однажды в Петербурге Пушкин увидел знакомую даму, которая в этот момент садилась в свой экипаж. Дама эта была столь прекрасна и очаровательна, что у Пушкина тут же родился замысел стихотворения, посвящённого ей. Как называлось это стихотворение и кто была эта дама? («Я помню чудное мгновенье», А.П.Керн)

6. После выхода в свет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» известнейший русский поэт, которого очень любил и уважал Пушкин, подарил ему свой портрет, на котором написал… Кто был этот поэт и что он написал на портрете?

(В.А.Жуковский, «Победителю-ученику от побеждённого учителя»)

7. В литературном обществе «Арзамас», в которое входил Пушкин, у всех членов общества были обязательно какие-нибудь прозвища. Какое прозвище дали Пушкину и почему?

(«Сверчок», за его смуглую кожу, чёрные глаза и непоседливость)

8.Назовите поэму Пушкина, замысел которой родился в южной ссылке, а написана она была в ссылке северной. («Цыганы»)

9.Пушкин был не только великим писателем и поэтом, но ещё и великим сатириком. Вспомните , что такое сатира. Назовите три сатирические сказки Пушкина и расскажите, что он в них высмеивает. («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)

10.В каком году был открыт Царскосельский лицей, каким царём, кого туда набирали и какую цель ставил царь, открывая этот лицей? (1811, 19 октября, Александр 1; мальчики из самых знатных семей. Царь хотел воспитать образованных и верноподданных ему людей)

4. Поговорим о танцах.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

Назовите танцы пушкинской поры.

(Мазурка, котильон, минуэт, полонез, полька, французская кадриль, гавот, вальс)

Пары танцуют вальс под музыку А.С.Грибоедова.

5. Выразительное инсценированное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» с музыкальным сопровождением.

6. Второй тур.

Вопросы 2 тура.

1.Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Кому посвящены эти строки и где они были написаны? (И.Пущину, Михайловское, январь 1825г.)

2.Когда было закончено это произведение (ноябрь 1825), Пушкин, перечитав его вслух, бил в ладоши и кричал: «Ай да Пушкин!» Назовите это произведение. («Борис Годунов»)

3.Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном…

В каком городе было написано стихотворение «Узник» и что подтолкнуло Пушкина написать его? (Кишинёв, местная тюрьма (острог)).

4. Назовите настоящие имена этих людей: Жанно, Кюхля, Француз. Что их связывало? (И.Пущин, В.Кюхельбекер, А.Пушкин, дружба в лицее).

5. Январь 1815 года; в лицее экзамен; очередь доходит до юного Пушкина. Он читает стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Какой поэт слушал Пушкина? (Державин)

6. На экзамене в лицее министр просвещения, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я желал бы образовать Вашего сына так же в прозе», на что Державин воскликнул… Что сказал Державин? («Нет, оставьте его поэтом!»)

7.Определить стихотворные размеры, которыми написаны эти произведения Пушкина.

Мороз и солнце, день чудесный… (Ямб)

Ветер, ветер, ты могуч… (Хорей)

8.Создавая произведения на исторические темы, в частности трагедию «Борис Годунов», Пушкин брал многие сведения из одной очень известной и очень читаемой в России книги, ставшей бестселлером того времени. Что это за книга и кто её автор? («История государства Российского» Н.М.Карамзин)

9. В творчестве Пушкина был «золотой» период, пик его творчества, который длился 90 дней. За это время поэтом было написано много и поэтических, и прозаических, и драматических произведений. Назовите место и дату «золотого» периода Пушкина и 1-2 произведения из этого периода. (Сентябрь – ноябрь 1830, Болдино, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»)

10.В своём первом прозаическом произведении (так и не завершённом) Пушкин обратился к своим генеалогическим корням, начав писать произведение о своём далёком предке. Как называлось это произведение и кто был этот предок Пушкина? (Роман «Арап Петра Великого», Ибрагим Ганнибал).

7. Конкурс «Стиль эпохи». Юноши и девушки представляют наряды пушкинской поры с сопровождающим комментарием. Инсценировка «Письмо Татьяны Евгению Онегину».

8. Третий тур.

Вопросы 3 тура.

1. Декабрь 1825 года. Восстание. Расскажите об отношении Пушкина к декабристам. Где был Пушкин во время восстания? (В ссылке в Михайловском).

2. Какой журнал издавал Пушкин, а после его смерти, спустя 10 лет, стал издавать другой известный русский поэт? Как назывался этот журнал и кто был этот другой поэт? («Современник», Н.А.Некрасов)

3. За время ссылки в Михайловском Пушкин прочёл много книг, которые ему присылали друзья и родственники и которые он заказывал и покупал сам. Когда ссылка закончилась, книг накопилось столько… А сколько книг было прочитано Пушкиным во время северной ссылки? (Понадобилось 12 телег, чтобы вывезти все книги).

4. Какой стихотворной строфой написан роман в стихах «Евгений Онегин» и что она собой представляет? (Онегинская строфа; 14 строчек, рифмы кольцевые, смежные,

перекрёстные)

5. Назовите с точностью до одного дня, за сколько времени был написан «Евгений Онегин»? (7 лет, 4 месяца и 17 дней)

6. Перечислите все известные прозаические произведения Пушкина. Их 10. («Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»,  «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама», «Путешествие в Арзрум», «Арап Петра Великого»)

7. Пушкин много писал сам и не жалел сюжетов для других писателей. Так, им были «подарены» два сюжета талантливейшему начинающему русскому писателю, который на их основе создал известные на весь мир произведения. Кто был это писатель и какие это произведения? (Н.В.Гоголь, «Ревизор», «Мёртвые души»)

8. Пушкин с большим уважением относился к одному из бывших царей России и посвятил ему несколько произведений. Кто был этот царь и назовите хотя бы два произведения Пушкина о нём. (Пётр 1, «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого»)

9. Прибыв из ссылки, из Михайловского в 1826 году, Пушкин сразу предстал перед Николаем1 и на вопрос царя, принял бы он участие в восстании декабристов, прямо ответил… Воспроизведите ответ Пушкина. («Непременно, государь! Все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём!)

10. Назовите точную дату гибели Пушкина и место, где произошла дуэль. (10 февраля 1837 года, Чёрная речка (Петербург).

9. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Пушкина.

10. Вопросы для болельщиков.

1. Назовите имена жены и детей поэта. (Наталья Николаевна Гончарова, Мария, Александр, Григорий, Наталья)

2. Назовите, где находится могила поэта. (Михайловское, Святогорский монастырь)

3. Одна из женщин, родственно связанная с Пушкиным, любила своего мужа настолько, что после своей смерти завещала кремировать себя и рассыпать прах над могилой любимого мужа. Кто была эта женщина? (Дочь Пушкина Наталья)

4. Кому была посвящена трагедия «Борис Годунов»? этот человек был общепризнанным знатоком истории. (Н.М.Карамзин)

5. В романе «Евгений Онегин» вы помните, как героиня гадала в Святки. Перед вами предметы, среди которых – те, что использовала Татьяна при гадании. Выберите необходимое.

Предметы:  свеча, блюдце с водой, кольца, верёвочка, зеркальце, спички.

Ответ: Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней.

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит…

11. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

 

Список литературы в помощь учащимся и учителю:

  1. Красовский В.И. «А.С.Пушкин». /М.: Издательство Московского университета, 2001.
  2. Куликов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М.: 1989.
  3. Степанова Н.Л. Лирика Пушкина: очерки и этюды. М., 1974.
  4. Сечина В.В. Справочные материалы. А.С. Пушкин. Лирика. М.: Дрофа, 1998.
  5. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». М.: Просвещение, 1989.
  6. Русская литература: учебник для 8 класса, под редакцией Громова Н.И. М.: Просвещение, 1979.
  7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.
  8. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». М., 1964.
  9. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах, М., 1974
  10. Комовский С.Д. Воспоминания о детстве Пушкина: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  11. Пущин И.И. Записки о Пушкине: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  12. Глинка Ф.Н. Удаление Пушкина из С. – Петербурга в 1820 году: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  13. Якушкин И.Д. Из «записок»: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  14. Погодин М.П. Воспоминания: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  15. Вульф А.Н. Из «дневника»: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.
  16. Белинский В.Г. «Евгений Онегин»: хрестоматия ист. – лит. материалов. М.: Просвещение, 1994. – 336 с.

 

Оценки жюри по конкурсам:

Схема урока

1 команда

2 команда

Индивидуальные замечания и оценки

1. Разминка.

     

2. Первый тур.

     

3. Поговорим о танцах.

     

4. Выразительное инсценированное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и отрывков романа «Евгений Онегин».

     

5. Второй тур.

     

6. Конкурс «Стиль эпохи». Инсценировка.

     

7. Третий тур.

     

8. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Пушкина

     

9. Общие оценки жюри

     

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1458848444.ppt («Колесо литературной истории» )

Опубликовано в группе «Урок литературы в 9 классе»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Сафонова Елена Валерьевна, 11.06.16 в 20:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно. Для наших, конечно, сложновато, но кое-что можно взять на вооружение....
Грибанова Ирина Эдуардовна, 11.06.16 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
В основном, Елена Валерьевна, всё по учебникам литературы. Совсем немного дополнительного материала, но я его всегда проговариваю при разговоре на уроках по Пушкину. Но даже если дети не знали ответа на вопрос, им было интересно его узнать. Спасибо за отзыв!
Грибанова Ирина Эдуардовна, 12.12.17 в 21:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наиля Гадельжановна!
Никитина Людмила Анатолиевна, 04.01.18 в 21:24 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная и содержательная разработка. Представлены не только биография и творчество А.С.Пушкина, но и эпоха (танцы, музыка, стиль). У Ваших учеников была прекрасная возможность проявить свою эрудицию, творческие способности. Спасибо!
Грибанова Ирина Эдуардовна, 05.01.18 в 19:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Людмила Анатолиевна! Большинство вопросов к этой разработке я как-то очень давно выкопала в "Учительской газете", а затем уже всё оформилось как урок. Но занимает много времени.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.