Отыскание наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке
Сценарий урока:
Урок алгебры и начала анализа в 11 классе по теме:
«Отыскание наибольшего и наименьшего значений
непрерывной функции на отрезке»
Учебник: автор А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа»
Учитель: Плотникова Марина Ивановна
Оборудование: плакаты, проектор, мультимедийная разработка, доска, документ-камера.
Цели урока:
Обучающая- показать основной прием отыскания наибольшего и наименьшего значения на отрезке, отработать ключевую математическую компетенцию-умение работать с числом, числовой информацией.
Развивающая- развить нестандартное мышление через умение находить пути решения в зависимости от условия задачи, воспитать культуру соблюдения всех этапов алгоритма.
Воспитательная- воспитать терпение, упорство в достижении цели.
Задачи урока:
Научить:
1.Свободно ориентироваться в базовых математических понятиях.
2.Владеть технологией обработки различных видов информации.
3.Действовать по алгоритму.
4.Уметь составлять математическую модель по условию задачи.
5.Отрабатывать и закреплять полученные знания .
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся.
Так как урок- закрепление изученного материала, начинаем с повторения теории. Накапливать опыт на заданную тему мы начинали с помощью графиков. Перед учениками три плаката с графиками. Казалось бы везде одно и то же задание- найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. В чем различие? На первом графике функция достигает своего наибольшего и наименьшего значений в концевых точках, на втором графике функция достигает наибольшего значения в концевой точке, а наименьшего – в точке, лежащей внутри отрезка (стационарная точка), на третьем графике функция достигает своего наибольшего и наименьшего значений в точках, лежащих внутри отрезка(одна стационарная, две критические).
А о каких функциях мы ведем речь? Вспомним основные понятия.
2. При повторении теоретического материала на экране высвечивается повторяемые определения:
1)Определение непрерывной функции:
Функцию y=f(х) называют непрерывной в точке х=а , если выполняется соотношение :
Функцию y=f(х) называют непрерывной на промежутке Х, если она непрерывна в каждой точке промежутка.
2)Если выражение составлено из рациональных, иррациональных, тригонометрических выражений, то функция непрерывна в любой точке, в которой определено выражение.
3) Если функция непрерывна на отрезке, то она достигает на нем и своего наибольшего и своего наименьшего значений.
4) Наибольшего и наименьшего значений непрерывная функция может достигать как на концах отрезка, так и внутри него.
Наибольшее и наименьшее значение достигается внутри отрезка.
Наименьшее значение достигается внутри отрезка, а наибольшее в концевой точке.
5)
Наибольшее и наименьшее значения достигаются в концевых точках.
6) Если наибольшее
(или наименьшее) значение достигается внутри отрезка, то только в стационарной или критической точке.
7) Внутренние точки области определения функции, в которых производная равна нулю, называют стационарными.
8)Внутренние точки области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует - называют критическими.
9) Алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(х) на отрезке [а;в].
1. Найти производную.
2. Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри
отрезка [а;в] .
3.Вычислить значения функции y=f(х) в точках, отобранных на втором шаге, и в точках а и в , выбрать среди этих значений наименьшее (это будет) и наибольшее (это будет).
Отрабатываем полученный алгоритм:
Пример: Найти наименьшее и наибольшее значение функции
а)на отрезке ;
б)на отрезке ;
в) на отрезке ;
3. Упражнения: (взяты из открытого банка задач ЕГЭ)
У детей на столах лежат листы, на которых напечатаны задания и алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения на отрезке.
Продолжение в прикреплённом файле.
Бондаренко Марина Владимировна