Внеклассное мероприятие в старших классах «Стресс и способы борьбы с ним»
Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 35
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Методическая разработка
занятия внеурочной деятельности
«Стресс и способы борьбы с ним».
Подготовила: учитель-дефектолог,
педагог-психолог
1 категории
Ртищева Н.В.
Пояснительная записка
к методической разработке занятия внеурочной деятельности
«Стресс и способы борьбы с ним».
Нервному напряжению в той или иной степени подвергается любой из обучающихся: то в школу опоздал, то учитель поругает за поведение, то получили в очередной раз плохую оценку, то с другом поссорился. А как же без стресса во время экзамена. Случаясь регулярно, эти мелкие неприятности способны серьезно подорвать эмоциональное и физическое благополучие и спровоцировать проблемы со здоровьем. Поскольку источники стресса полностью устранить вряд ли получится, самое время научиться бороться с его последствиями. Далее – мы разберем, что такое стресс и как с ним бороться. Данное занятие занимает значительное место в системе внеклассной работы, знакомит с понятиями «стресс», «стрессоустойчивость» и борьба со стрессом. Мероприятие было запланировано на конец апреля месяца в рамках недели «Охраны труда» и в придверии выпускных экзаменов. Учитывая возрастные особенности обучающихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации.
Внеклассное мероприятие
«Стресс и способы борьбы с ним».
Участники: 8-А , 8-Б и 9-А, 9-Б классы
Возраст: 14-16 лет
Цель: познакомить с понятиями, влиянием стресса на организм и психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.
Задачи:
- определить понятия: «стресс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция»;
- в игровых ситуациях и упражнениях выделить главные стрессоры, самостоятельно оценить собственные реакции на стресс и возникающие проблемы;
- овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.
Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий стресса.
Методы:
- информирование;
- моделирование ситуаций;
- работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;
- анализ ситуаций.
Материалы: 15 надувных шаров, 2 ватмана, журналы, ножницы, клей, Экспресс-тест «Подвержен ли ты стрессу?», презентации «Стресс и способы его снятия», «Питание и здоровье», аудиозапись песни Ассоль –«Песенка о хорошем настроении».
ВЕДУЩИЙ: Термин «стресса» ввёл канадский учённый Ганс Селье, позаимствовав его из сопромата. Стресс — это давление, напряжение, вызванное вследствие воздействия окружающей среды на какой-то предмет и означает — усталость материала,вызванную этим напряжением. С тех пор слово «стресс» стало международным и означает определённое психофизическое состояние человека. Можно долго пытаться дать определение «стрессу», но одно можно точно сказать, что «стресс» — это состояние противоположное спокойствию. Итак, что же такое стресс? Стресс — это адаптирующая реакция организма на изменения в окружающей среде, к которым организм не был готов. Стрессы необходимы. Они учат организмам адаптироваться в новых, часто экстремальных ситуациях, помогают выжить, мобилизуют силы, обогащают новым опытом. В первую очередь на сильный сигнал отвечают нервы нашего организма, по которым этот сигнал поступает в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, принимает решение об ответных действиях и, опять же по нервам, передаётся команда к определённым органам. Организм приготовился или бежать от опасности или биться. Тот же Ганс Селье заметил, что стресс вызывает три реакции организма на длительное воздействие: 1. мобилизация всех резервов психики. Организм восстаёт против отрицательных эмоций. 2. привыкание, т.е. устойчивость к стрессу. И если нагрузка продолжается, то 3. нервное и физическое истощение, которое вызывает резкое ослабления всего организма. (Пример, попробуйте сжать кулак как можно сильнее и побудьте так некоторое время. Скоро Вам покажется, что сжатый кулак привычное состояние и его можно напрячь ещё сильнее и т.д.) На стрессовые состояния прежде всего реагируют наши сосуды, их стенки сужаются, а спазмы сосудов в момент сильного нервного напряжения могут привести к резкому повышению кровяному давления, нарушению сердечной деятельности и даже к остановке сердца. Под воздействием любого стресса мозг выделяет в кровь гормон стресса, который при длительном воздействии ведёт к нарушению работы: Сердца (тахикардия, повышения АДД, инсульту, инфаркту) Желудка Желчного пузыря, печени Пищеварительного тракта (язвы желудка, 12-ти перстной кишки, нарушение пищеварения, раздражение толстой кишки) Кожи (экземы, крапивница, чешуйчатый лишай, угри). Часто люди в состояние стресса ведут себя так, как будто им не хватает воздуха:делают глубокие вдохи, зевают. Причина этого — нарушение функций диафрагмы, которое можно наблюдать на рентгеновском снимке, если спровоцировать у пациента напряжённое состояние каким-то неприятным разговором. Продолжительный стресс снижает сопротивляемость организма к болезням. Иммунная система, отвечающая за мобилизацию защитных сил организма, слабеет. В крови уменьшается количество лимфоцитов, необходимых для борьбы с бактериями, вирусами, Возрастает риск заболевания и даже смерти. Наиболее опасное ослабление иммунной системы обнаружено у людей, переживающих сильный в связи со смертью самых близких. Эмоциональные последствия стрессов — беспокойство, нарушение сна, памяти, способности сосредоточиться. В тяжёлых случаях развивается депрессия. Завтрак, улучшающий настроение включает в себя морковный салат со сметаной, гречневую кашу с грибами, сыр и сок. Морковь содержит витамин B5, который активизирует работу надпочечников по выработке антистрессовых гормонов. Сыр, содержит другой витамин группы B — B12 — он ускоряет восстановление нервной системы. Гречка содержит сложные углеводы, которые медленно усваиваются и, поэтому, надолго обеспечивают энергией.
Вас спасет от стрессов спорт Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине. 2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе, опустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху. 4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5. ДЫХАНИЕ-АНТИСТРЕСС Это дыхательное упражнение полезно для организма. Оно учит контролировать эмоции, нормализует кровяное давление, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы и помогает расслабиться. Лягте на спину так, чтобы вам было удобно. Согните ноги в коленях и притяните их к груди. Обхватите голени руками, расслабьте плечи и коснитесь ими пола. Опустите подбородок на грудь, чтобы максимально удлинить шею. Расслабьтесь и закройте глаза. Дышите животом. Когда вы делаете вдох, живот должен мягко давить на бедра и поднимать их. При выдохе бедра будут опускаться вниз. Не напрягайте ноги. Пусть все движения будут плавными и естественными. Начните мягко раскачиваться вправо и влево без резких движений. Скорость и большая амплитуда тут не нужна. Скоординируйте дыхание с раскачиванием. На вдохе отклоняйтесь вправо, на выдохе возвращайтесь в исходное положение. На следующем вдохе отклоняйтесь влево и т.д. Раскачивайтесь в течение нескольких минут. Почувствуйте полное расслабление. Следите за тем, чтобы вам было спокойно и комфортно. Не переусердствуйте. Постепенно можно увеличивать время выполнения упражнения. Чтобы чувствовать себя умиротворенно, достаточно делать от 40 вдохов-выдохов животом в день.
Обсуждение коллажей. ВЕДУЩИЙ:
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: учеб. I модуль. – М.: Nestle Олимпа-Пресс, 2000. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981.-278с. Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей; Человек - Москва, 2012. - 160 c. Интернет ресурсы. |
Скрипникова Валентина Михайловна
Горячева Наталья Валерьевна