Внеклассное мероприятие «В Арктику!» (6–7 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: «В Арктику!»
Вид : игра.
Класс: 6-7
Цели мероприятия:
- развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;
– развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
– развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.
Организация игры:
В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий . Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.
Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.
Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?
Только разбегаются по воде морщинки.
Уплывают льдинки, словно вовсе не было.
Вновь вода, как зеркало, а над нею – небо.
В небе – тучки птицами, море не качает.
Льдинками-сестрицами Арктика встречает.
Чтец – Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!
И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!
– Будем силой меряться! Не боимся холода!
С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!
(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")
Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.
Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.
(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)
Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.
Далее занятие идёт как путешествие от станции к станции, где ребятам будут предложены разные задания. Жюри оценивает работу команд, выставляет баллы, подводит итоги.
Чтец Стон ледников, рождающий в ночи
Безжизненные айсберги-громады.
И ветер канонадою звучит,
Швыряя в темень снежные заряды.
Железный скрежет ледяных полей,
Да вздыблено застывшие торосы...
Кресты из мачт погибших кораблей
Здесь капитанам ставили матросы.
Они стоят средь мглы и мерзлоты
Наедине навечно с океаном
Как памятники русским Магелланам,
Дошедшим до бессмертной широты.
Станция «Историческая»
«Историческая ошибка» (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)
1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)
2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)
3. В 1878-1879 гг , впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий. )
4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)
5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)
6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)
7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)
8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)
9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)
10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол – атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)
Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,
Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.
Напирая носом и тесня бортами,
Меряется судно силою со льдами.
Под кормою льдины бьются в пене белой.
Ледяную стену судно одолело!
Вот такую летнюю, грозную и яркую
В первый раз на свете я увидел Арктику.
(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")
Станция «Географическая»
«Географический диктант»
На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.
Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.
Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.
Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).
В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.
Текст для проверки
Арктика(от греческого αρκτικός — северный) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.
Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность. Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.
Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия, Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).
В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути
Чтец Все года и века и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг.
Слава им не нужна и величие,
Вот под крыльями кончится лед-
И найдут они счастье птичее,
Как награду за дерзкий полет.
(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)
Станция «Биологическая»
Ведущий. Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.
(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)
(Растения: щучка арктическая , лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)
Чтец Льдины молодые и разводья строчками,
Плечики прикрыли снежными платочками
Льдины любопытные. До чего ж их много!
Окружили судно, заступив дорогу.
Льдины любопытные! Льдины грани острые!
Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!
(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")
Станция «Полезная»
Конкурс капитанов
(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)
Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)
Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.
Обсуждение
Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,
и полярная ночь околдует меня,
отпущу на собачьей упряжке ремни,
и помчат мои лайки резвее коня.
А со мной рядом опытный мчится каюр,
на такой же упряжке весёлых собак,
меха волчьего шубы пошиты из шкур,
не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.
Остановимся, чуя вблизи полынью,
освещаемы низко плывущей луной.
(Здесь морозен январь и морозен июнь,
и упряжки стоят рядом с осью земной.)
Под полозьями - снега алмазная пыль,
что со звёздами Севера в близком родстве.
В небе сполохи бледно-лиловых чернил -
озорного сиянья полярного свет…
(http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/1311255.html)
Станция «Литературная»
Команды представляют домашнее задание – презентацию – иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.
(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)
Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.
Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.