Исследовательский проект " Чудо кушак"
Автор публикации: М. Билей, ученик 7А класса
МАОУ « Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
Всероссийский конкурс исследовательских проектов для учащихся 3-11 классов « История вещей»
Исследовательский проект « Чудо кушак».
Выполнил: Билей Матвей
ученик 7 класса МАОУ « Школа №7
для обучающихся с ОВЗ»
Руководитель: учитель математики
Фотеева Наталья Борисовна.
Январь 2023г
Содержание:
Введение.
Основная часть
Из истории возникновения кушака.
Виды поясов. Значение цвета для поясов
Значения пояса ( кушака) в жизни человека.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение.
Актуальность: Я учусь в сельской местности в поселке Пыскор. У нас в школе есть музейный уголок, где представлены экспонаты на темы:
« Быт русской избы», « Русский народный костюм». Рассматривая русский народный костюм, мы обратили внимание на кушак. Мне стало любопытно ещё больше узнать о нём.
Целью моего исследования было познакомиться с историей возникновения чудо кушака.
Гипотеза: кушак – пояс играл различную роль в жизни наших предков.
В соответствие с этой целью мною были поставлены задачи.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Познакомиться с историей и видами кушаков.
3.Определить значение кушака в жизни людей.
Объект исследования: кушак ( пояс) как предмет русского народного костюма.
Методы исследования: анализ литературы; сбор информации.
Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы на классных часах и в работе школьного музея.
2. Основная часть.
2.1. Из истории возникновения кушака (пояса).
Чтобы больше узнать всё о кушаках, я изучил специальную литературу, используя интернет, заглянул в словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Узнал, что кушак – пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде. Само слово « пояс» происходит от древнерусского «ясати», что означает «подпоясывать / вязать»; в свою очередь «ясати» связано со словом
« ясало» - пояс.
История пояса берет свое начало с древних времен. Первый пояс был изготовлен из шкуры, которую первобытные люди обвязывали вокруг талии.
Кушак в России имеет восточное происхождение, слово было заимствовано из тюркских языков и означает « подпоясывать».
В России кушак для подпоясывания верхней одежды представлял собой тканую или вязаную полосу шерстяной или полушерстяной ткани шириной 5—15 см и длиной до 250—300 см, они могли быть гладкими или с рельефным узором. Женщины подвязывали кушак только на левой стороне, мужчины — на любой. Царские, боярские и великокняжеские кушаки изготавливали из разноцветных шелков с золотом и серебром. Зажиточные люди подпоясывались кушаком высоко, под грудь, чтобы выпирал живот, а бедняки — низко, почти по кострецу. Молодые парни обёртывались кушаком в два оборота, начиная спереди, и подтыкали под него концы. Без кушака — распояской — ходили только дети.
2.2.Виды поясов. Значение цвета для поясов.
Основные виды кушаков – узкий тканый узорчатый кушак- покромка и скрученный жгутом широкий цветной кушак, концы которого заправляли по бокам. Зимнюю верхнюю одежду – тулупы, шубы, дохи – подпоясывали трёхметровыми шерстяными или шёлковыми кушаками.
Виды поясов и кушаков напрямую связаны со способом их изготовления.
Тканые на вилке пояса, распространенные как деталь женского костюма в XVIII веке, а в некоторых регионах и до XX века.
Пояса, тканые на дощечках/топках с поворотами, перебросами пояса, получившие наибольшую популярность у староверов Урала и Сибири.
Пояса в технике закладного ткачества. Они были довольно дорогими, и к XX веку их изготовление сосредоточилось в руках артельщиков-ткачей.
Бранные пояса, которые ткали на ткацком станке простым способом 1 к 1 или же «выбирая» узор (отсюда и название). Изготовлять их могли и на более компактной замене ткацкого стана — сволочке или берде. Такие пояса в большинстве случаев ткали дома, они получили большую популярность у семейских староверов и староверов Восточной Сибири.
Пояс могли оставить как есть, с конечными нитками, однако есть и образцы поясных «украс» — это кисти из толстых шерстяных ниток, либо же валяные кисти, бисерные кисти, узелки из металлических нитей, иногда даже целые золотошвейные наконечники!
Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений
Значение цвета для поясов.
Традиционным цветом для поясов был красный – цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть.
В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название. Среди них - алый и кровавый, мясной, багровый, краснокирпичный, малиновый и другие. Красный цвет у русских, как и многих других народов, использовался как распространенное средство против сглаза. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим. Черный цвет был символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура, белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса.
2.3. Значения пояса (кушака) в жизни человека.
Кушаки использовались людьми по разному назначению: существовали обереговые, обрядовые пояса и пояса-аксессуары.
Пояс с давних времен символизировал дорогу, на которой были преодолимые препятствия. Считалось, что все кто носит пояс – имеет при себе сильный оберег, что поможет в дороге и в жизни. Люди верили в его магическую силу, если на человеке есть пояс, то даже бес не сможет тронуть и будет бояться.
Пояс считался символом чести. Каждый человек, кого посвящали в рыцаря, получал пояс – знак достоинства и чести.
Срывать пояс с кого-либо считалось дурным тоном и верхом неприличия.
Пояс — это неизменная и незаменимая часть старых русских обрядов и обычаев. Кто-то по поясу гадал (в основном, молодые девушки), кто-то дарил его на свадьбе молодым, как символ счастья и семейного благополучия.
Со временем, вера в магическую силу пояса стала утихать, люди перестали носить его каждый день и считать оберегом.
В современном мире пояс служит модным украшением, используется как декоративная часть в одежде.
3.Заключение.
Выполняя исследовательскую работу, я познакомился с историей происхождения кушаков, с его видами, так же приготовил презентацию по теме. До начала прошлого века крестьяне делали вязаные, плетеные и тканые пояса. Основной цвет у кушака был красный. Символизировал долголетие, жизненную силу. Они использовались людьми по разному назначению: существовали обереговые, обрядовые пояса и пояса-аксессуары. Гипотеза подтвердилась. Пояс издревле являлся хранителем кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.
Я продолжу свою работу по изучению традиций изготовления поясов и хочу попробовать научиться ткачеству пояса на пальцах (дёргание).
4.Список литературы:
1.Ручное творчество и плетение поясов, тесьмы. Е.Осипова. DVD книга.
2.http://zoroastrian.ru/node/1315 http://www.classicbelt.ru/about_belts/history/part.php?id=russianTradBelts
3.http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/razrabotka-uroka-izo-v-5-klassenarodnaya-odezhdapoyasa-russk
5. Приложение.
Тканые на вилке пояса
Пояса, тканые на дощечках/топках
Вязанный пояс на спицах
Декорированные концы поясов.