Особенности воспитания спортсменов, обучающихся в образовательных учреждениях интернатного типа
Автор публикации: Б. Милена, студентка 4 курса
Особенности воспитания спортсменов, обучающихся в образовательных учреждениях интернатного типа
Бигулова М.А.
студентка 4 курса ГБПОУ «МССУОР№1»
Научный руководитель:
Преподаватель специальных дисциплин
Почетный работник образования Москвы
Блинова И.И.
Школа-интернат — это особая среда, в которой растёт, развивается, воспитывается и обучается ребёнок. Она имеет ряд специфических особенностей:
1. Структура школы-интерната включает, с одной стороны, школу, где воспитанники обучаются, с другой, интернат, где воспитанники проживают.
2. В школе-интернате социальный опыт транслируют педагоги. Выступая обычно в качестве агентов вторичной социализации, которые призваны опосредованно воздействовать на личность воспитанника, педагоги оказываются поставленными в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации - родителей.
3. Число детей в группе значительно превышает уровень, при котором педагог способен уделять достаточное внимание каждому воспитаннику. В результате дети испытывают недостаток общения со взрослыми, имеют обострённую потребность в их внимании и доброжелательности, непоследовательно и слабо усваивают социальные функции и роли, медленно приобретают социальный опыт. Такая ситуация делает ребёнка крайне зависимым от взрослого.
4. В школе-интернате ребенок постоянно вращается в одной и той же сравнительно узкой группе сверстников, но сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу и не может быть из нее исключен. Это приводит к тому, что отношения между сверстниками строятся по типу родственных, а группа сверстников выступает в качестве аналога семьи. Это не способствуют формированию и развитию коммуникативных умений, умению наладить отношения с незнакомыми детьми, установить диалог с человеком другой социальной группы, другого возраста и пр.
5. Некоторая «закрытость» школы-интерната способствует «разрыву» в системе взаимодействия ее воспитанника с социальной средой. И у воспитанников возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на их социализации. Таким образом, традиционная система воспитания, сложившаяся в школах-интернатах, не способствует формированию у воспитанников социальной зрелости.
Огромное значение в работе тренера играет воспитательная работа. В спортивной деятельности открываются большие возможности для осуществления всестороннего воспитания юного спортсмена.
Все это говорит о важном значении тренеров в спортивных интернатах на всех уровнях воспитания. Правильно организованные занятия и соревнования развивают у спортсменов не только ловкость, силу, выносливость и быстроту, но и чувство товарищества, дисциплинированность, волю и способность справляться с трудностями. От педагога-тренера важно видеть не только секунды, метры, рекорды, но и найти путь к сердцу каждого ученика. Тренер не должен ограничивать свою деятельность только спортивными интересами, он должен знать и другие стороны жизни своих учеников.
Педагог-тренер должен интересоваться жизнью своих учеников, успехами их в труде, в учебе, следить за повышением их культурного уровня. Тренер должен хорошо знать каждого ученика, уметь правильно подойти к нему, завоевать его доверие, вовремя предостеречь от ошибок. Тренер должен интересоваться не только спортивными успехами своих воспитанников, но и их успеваемостью в учебе, общественными нагрузками, поведением в семье и на улице, должен поддерживать постоянную связь с классным руководителем и родителями и осуществлять воспитательную работу в тесном взаимодействии с ними.
Воспитательная работа может заключаться в форме бесед и лекций на разные темы, экскурсий по городу и посещений музеев, кино, театров, соревнований, в выполнении важных поручений, в участии в показательных выступлениях, в трудовой деятельности.
В работе со спортсменами нужно адекватно сочетать методы нравственного воспитания с учетом психических особенностей мальчиков и девочек разного возраста.
Однако самое главное направление в воспитании — спортивное.
Тренер в первую очередь занимается технической подготовкой учащихся, то есть управляет процессом формирования знаний, умений и навыков.
Техническая подготовленность — это совокупность нужных (программных) или фактически приобретенных в результате тренировки двигательных навыков и степень овладения ими.
В процессе тренировок и общения с юными спортсменами тренер требует от своих подопечных выполнения чего-либо посредством тех или иных способов воздействия. Лучшие способы достижения запланированного результата выбираются еще при подготовке к проведению занятий. Другими словами, эффективность занятия зависит не только от выполнения нагрузки, но и от методов ее реализации. Знание и умелое применение методов воспитания позволят поддерживать контакт со спортсменами на протяжении тренировки, чувствовать, когда и кому необходимо сказать те слова, которых он ждет, кого подозвать и спросить, почему он неактивно выполняет тот или иной прием, какую группу контролировать, где помолчать или сделать замечания, кого похвалить, кому сказать резкое слово, кого не замечать какое-то время и т.д.
Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности тренера и спортсменов, направленные на решение поставленных задач воспитания вообще или на конкретном занятии. Пять методов используются тренерами всегда: убеждение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример (тренера).
Метод убеждения. Убеждение — это воздействие словом. Метод убеждения — это преднамеренное, направленное воздействие на сознание, волю и чувства спортсменов в целях воспитания у них соответствующих личностных качеств. Основное оружие метода - слово. Оно должно иметь значение, конкретный адрес, откладываться в сознании, воздействовать на ребенка, изменять его поведение. Тренер обязан знать силу слова. Прежде всего сила воздействия зависит от того, что говорят. Тренер, имеющий высокий и непререкаемый авторитет, дорожит сказанным спортсменам словом, понимает, что слово ранит, вылечивает, возвышает, оскорбляет и унижает человека. Известные тренеры неоднократно подчеркивали, что спортивный педагог должен быть осторожен при употреблении резких слов, от которых спортсмену впоследствии бывает трудно прийти в себя, не говоря уже о том, что эти слова становятся основными причинами конфликтов и напряженных отношений. Руководя тренировкой, необходимо использовать интонацию, подключать соответствующие жесты, мимику. Все это дает тренеру возможность достаточно успешно демонстрировать на занятиях свою позицию и видеть ответную реакцию спортсменов. Причем педагогу приходится, словом, реагировать на те или иные действия детей.
Метод упражнения. Упражнение — это многократное повторение в различных вариантах действий и поведения, т.е. практическая деятельность. За словами, как правило, следуют действия спортсменов. Тренеру необходимо создавать на занятиях такие ситуации, когда дети могли бы решать задачу, имея выбор из нескольких вариантов. При этом важно не только количество повторений, но и качество выполнения упражнения. Это требует от спортсменов другого отношения, более пристального внимания к использованию приемов.
Методы поощрения и наказания. Поощрение и наказание — важные методы коррекции поведения детей. В ходе тренировки педагог постоянно подбадривает детей, оценивает их работу, реагирует на случаи невыполнения или недостаточного проявления усердия при выполнении, дает дополнительное задание и т.д.
Тренеру на занятиях необходимо использовать весь арсенал мер морального поощрения: хвалить того или иного спортсмена при личном контакте или перед строем после тренировки, благодарить в целом команду за хорошее выполнение нагрузки.
К наказанию лучше в ходе тренировки не прибегать. Тренерам следует хорошо знать технологию применения метода наказания и при его использовании быть предельно внимательным к ребенку, соблюдая по возможности объективность при определении той или иной меры, справедливость оценки, избегать моментов, унижающих достоинство спортсмена, тем более нужно исключать насилие.
Тренер должен помнить, что убеждать нужно доходчиво, эмоционально и содержательно. Огромное воспитательное значение играет одобрение и похвала учеников за выполнение упражнений, проявление товарищеского чувства, успешное сочетание учёбы с занятиями спортом. Разумно используемый метод поощрения способствует формированию личности. Мера поощрения должна соответствовать совершенному поступку и не расходиться с мнением коллектива, поэтому тренер должен научиться разбираться в чувствах и мыслях своих подопечных, не выделять одних и тех же учеников и не злоупотреблять похвалой.
Однако нельзя оставлять без внимания ни один поступок ученика. Осуждение поступков и наказание за них должны быть своевременными и справедливыми. Педагогически правильно применяемое наказание должно вызывать стремление искупить свою вину и вновь завоевать доверие коллектива и тренера. Смысл наказания заключается ещё и в том, что, наказывая одного, мы предупреждаем от совершения подобных ошибок всех остальных. Любое наказание должно быть справедливым, и очень важно, чтобы так же думал весь коллектив, вся группа.
Тренер должен уметь вовремя отменить наказание, если виновный искренне признаёт свою вину и даст твёрдое обещание никогда подобного не совершать. Наказание надо применять осторожно, т. к. бесчисленные замечания, длительные нравоучения могут оказаться не менее вредными. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера – преподавателя.
Тренер, работающий с юными спортсменами, должен быть особенно принципиальным и честным, требовательным и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до конца, постоянно учиться, чтобы сегодня дать своим воспитанникам больше, чем вчера, а завтра – больше, чем сегодня.
Метод личного примера. Личный пример — это конкретный образ человека, в котором воплощаются особенности речи, поведения и пр., слитые воедино, которые служат образцом для подражания спортсменов. Личный пример тренера - важный метод воспитания. Ведь тренер постоянно на виду у своих подопечных. Его непроизвольно изучают спортсмены: что и как он говорит, как обращается к детям, как выглядит, обращается с коллективом, с вспомогательным персоналом, каковы его профессионализм и человеческие качества. Он должен быть культурен, безупречен во многих отношениях.
Тренировки - часть жизни спортсмена и тренера. Какова деятельность тренера на занятиях, таково и отношение спортсменов к выполнению запланированной нагрузки.
Заключение
Спортивная школа-интернат — это особая среда, в которой растёт, развивается, воспитывается и обучается ребёнок. В отличие от обычных интернатов, отбор детей осуществляется не по принципу отсутствия семьи, а по способностям в спорте.
Спортивный интернат — это школа пансионного типа, в которой живут, учатся и тренируются дети школьного возраста. В таких школах выработан оптимальный режим дня: учебные занятия с двухразовыми тренировками.
Поскольку учащиеся спортивных интернатов большую часть времени проводят в своей группе и со своим тренером, что накладывает на последнего огромную ответственность по воспитанию подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Подготовка акробатов: физическая, техническая, психическая, тактическая: метод. рекомендации. – Краснодар: КГИФК, 1993. – 41 с.
2. Соломатина С.Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - №12. - Т.14. - С.168-173.
Чеснова Е.Л. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050720 Физическая культура /
Е.Л. Чеснова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - 222 с.
6