12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна1881
Педагог-психолог высшей категории, победитель конкурса "Педагог-психолог Кировской области - 2011", лауреат всероссийского конкурса "Педагог-психолог России-2011".Работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот.Стаж работы психологом-10 лет.
Россия, Кировская обл., Сосновка
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
2

Организация работы с вновь прибывшими воспитанниками в условиях учреждения интернатного типа

 

    Аннотация: В представленном материале кратко освещаются  вопросы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям проживания и обучения в учреждении интернатного типа. Акцент делается на описании алгоритма работы специалистов Сосновской школы-интерната с вновь прибывшим ребенком, который включает в себя 4 этапа:диагностический, организационно-прогностический, деятельностный и контрольно-корректировочный.

    Поступление в школу-интернат и привыкание к новым условиям жизни вне семьи – сложный период для любого ребенка, особенно, когда мы говорим о детях, оставшихся без попечения родителей.

    В большинстве случаев в сиротские учреждения попадают социально и педагогически запущенные дети с искаженными представлениями о нормах морали и нравственности и богатым опытом ассоциального поведения. Исходя из этого, основной задачей специалистов школы-интерната является создание условий для успешной адаптации детей к  учреждению, преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде, полноценного обучения и развития.

     За 55 лет своего существования Сосновская школа-интернат накопила богатый опыт работы с детьми-сиротами. В 2017 году мы решили обобщить имеющиеся у нас наработки и создать программу, позволяющую выстроить четкий алгоритм работы педагогического коллектива с вновь прибывшим ребенком и ведения соответствующей сопроводительной документации.

     Цель программы: создать благоприятные социально-психолого–педагогические условия для успешной адаптации вновь прибывших детей в условиях общеобразовательной школы-интерната.

     Задачи:

1. Диагностическая – знакомство с ребенком, сбор, анализ и систематизация имеющейся информации о нем: знакомство с личным делом и изучение его индивидуальных особенностей детей, выявление проблем в обучении, поведении или личностном развитии ребенка, связанных с несоответствием уровня его развития нормативным показателям возраста; наблюдение за ребенком в различных ситуациях школьной и повседневной жизни.

2. Прогностическаяопределение общих направления работы с ребенком и его ближайшим социальным окружением; разработка индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника, а также индивидуальных маршрутов его сопровождения разными специалистами школы-интерната в случае необходимости.

3. Развивающая – создание социально-психологических условий для полноценного воспитания, обучения и развития ребенка: сохранение и укрепление его здоровья, содействие его личностному, интеллектуальному и социальному развитию.

4. Консультативная – оказание помощи в сложных ситуациях, связанных с обучением, общением с родственниками, одноклассниками, учителями и т.п.

5. Социально-диспетчерская – организация взаимодействия с заинтересованными органами и службами для обеспечения оптимальных форм жизнеустройства вновь прибывшего ребенка и защиты его законных прав и интересов.

6. Контрольно-корректировочная – отслеживание особенностей процесса адаптации вновь прибывших ребенка, корректировка маршрутов его сопровождения разными специалистами в соответствии с актуальными задачами его обучения и развития. 

 

Механизм реализации программы

   В программе принимают участие все специалисты, работающие в школе-интернате.

   Программа реализуется в несколько этапов (см. Рис. 1).

Рис. 1. Модель работы

     1 этап – Диагностический (в течение 2-3 недель)

    Работа с вновь прибывшим ребенком начинается со сбора, анализа и систематизации информации о нем. В ходе этой работы изучаются четыре группы параметров, которые существенно влияют на эффективность обучения и развития детей: социальная ситуация развития, особенности поведения, познавательной и мотивационно-личностной сфер.

    Этот этап предполагает:

- изучение данных личного дела ребенка и его медицинской карты;

- знакомство и установление контакта с ребенком при поступлении в учреждение;

- социально–психологическую и педагогическую диагностику уровня актуального развития вновь прибывшего ребенка.

    Диагностический этап позволяет:

- выявить или спрогнозировать определенные проблемы в обучении, поведении или личностном развитии ребенка, связанные с несоответствием уровня его развития нормативным показателям возраста, и определить общие направления работы с ним.

    На этом этапе с ребенком работают заместители директора по учебной и воспитательной работе, воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

    Результатом 1 этапа является оформление карты развития вновь прибывшего ребенка, в которой собирается информация от всех специалистов (см. Приложения 1-8).

    2 этап – Организационно-прогностический (в течение месяца)

    На этом этапе на основе анализа данных, собранных о ребенке, происходит распределение обязанностей по его сопровождению между специалистами школы-интерната. Координационную функцию на организационном этапе выполняет заместитель директора по воспитательной работе.

    Результатом этапа являются индивидуальные маршруты воспитательной и социально-психологической работы с ребенком (см. Приложение 8 )

1 и 2 этап занимают около месяца.

    3 этап – Деятельностный (в течение 6-12 месяцев)

    На этом этапе осуществляется собственно работа по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке вновь прибывшего ребенка. Эта работа предполагает реализацию трех основных направлений: развивающего, профилактического и коррекционного.

    Целью развивающей работы  является достижение ребенком некой усредненной «зоны ближайшего развития», нормативной для данного возраста. Она предполагает: развитие самосознания, формирование системы ценностей и развитие интересов ребенка и т.п..

    Результатом работы в этом направлении является успешное решение ребенком возрастных задач обучения, развития и социализации.

    Целью профилактической работы является предупреждение развития негативных вариантов физического и психологического здоровья ребенка: профилактика социальной дезадаптации и асоциального поведения, а также   пропаганда здорового образа жизни.

    Результатом этой работы являются: адаптация детей к учреждению, новой социальной среде, усвоение определенных социальных норм и требований (в соответствии с возрастными нормами развития), формирование установок на здоровый образ жизни и т.п.

    Целью коррекционной работы является решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия ребенка. Работа эта ведется лишь с теми детьми, у которых в ходе диагностики были выявлены  значительные расхождения межу уровнем нормативного и актуального развития. Коррекционную работу осуществляет круг узких специалистов, который определяется характером имеющихся у ребенка трудностей.

    Коррекционная работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия. 

   Результатом работы является преодоление социальной или педагогической запущенности ребенка и приближение показателей его интеллектуального и личностного развития к нормативным для конкретного возраста.

   Результатами реализации деятельностного этапа программы должны стать:

1) успешное решение возрастных задач обучения, развития и социализации  детьми с нормативным уровнем развития;

2) положительная динамика развития корректируемых показателей у «проблемных» детей (уменьшение разрыва между уровнями актуального и нормативного возрастного развития);

3) адаптация ребенка к новым условиям проживания и обучения.

    Третий этап может длиться от полугода до года. Он предполагает использование всех ресурсов воспитательной системы и социально-психологической служб школы-интерната для решения задач актуального развития вновь прибывшего ребенка.

     4 этап – Контрольно-корректировочный

    Этот  этап предполагает анализ особенностей адаптации вновь прибывшего ребенка и эффективности проводимой с ним работы различными специалистами школы-интерната.

    Оценка уровня адаптации ребенка осуществляется по истечении 6 месяцев его пребывания в школе-интернате. Если диагностика показывает положительные результаты, работа по адаптации ребенка заканчивается. В противном случае, планы работы с ребенком корректируются, и работа продолжается в течение следующего полугодия. После этого проводится повторная диагностика.

    Результат этапа - оформление специалистами итоговой документации (отчет о работе, проделанной за полугодие, год, рекомендации по дальнейшей работе с ребенком).

    РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – адаптация вновь прибывшего ребенка к школе-интернату.

   При этом при оценке эффективности проведенной с ребенком работы выделяются 3 уровня адаптации:

1. Высокий уровень:

- осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

- баланс индивидуальными и социальными потребностями;

- гармония отношений с взрослыми и сверстниками;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- самоконтроль поведения;

- активное участие в жизни детского коллектива;

- удовлетворенность своим статусом и отношениями.

2. Средний уровень:

- конформизм в отношении норм коллективной жизни;

- преобладает либо индивидуальные, либо социальные потребности;

- неустойчивые отношения с окружающими;

- противоречивое отношение к педагогическим воздействиям;

- избирательное отношение к выполнению коллективных норм и правил поведения.

- внешний локус контроля поведения;

- периодическое участие в жизни детского коллектива;

- неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.

3. Низкий уровень:

- неприятие и невыполнение норм коллективной жизни;

- дисбаланс индивидуального и социального;

- конфликтные отношения с окружающими;

- неадекватное отношение к педагогическим воздействиям;

- неуправляемое поведение;

- пассивное участие в жизни детского коллектива;

- неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

Для организации работы с вновь прибывшими детьми в школе-интернате используются документы, представленные в Приложениях 1-9, а также:

- программа «Психолого-педагогическая поддержка здоровья младших школьников в условиях учреждения интернатного типа»;

- положение «Об индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Положение о школьной психологической службе;

- Положение о логопедической службе;

- Положение о социально-педагогической службе;

- Положение о деятельности воспитателя Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Средней школы-интерната г. Сосновки Вятскополянского района».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова. – М: Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Прихожан А.М. Психология сиротства : / А.М. Прихожан,   Н. Толстых.  - 2 - е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: работа с учащимися/О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2009. - 230 с.

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, О.В. Хухлаева. -: М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

 

 

 

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.