12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное

Проектно - исследовательская работа на тему «Фразеологизмы»

Автор: ученица 2 «А» класса

Новомлинова Татьяна

Руководитель работы: учитель начальной школы МБОУ СОШ №2

Шарко Ирина Анатольевна

t1578381486aa.png

Гипотеза.

А как возникли фразеологизмы?! Возможно, их происхождение связано с историей русского народа?

Цель работы:

1. Познакомиться с понятием фразеологизмов.

2. Рассмотреть их происхождение.

3. Проанализировать значение фразеологизмов в различных языках, найти общие черты и различия.

4.Определить какую роль играют фразеологизмы в русском языке.

Введение.

Цель исследовать крылатые выражения;

Задачи узнать историю крылатых выражений, откуда они родом;

Проблема: Повысить уровень знания фразеологизмов, изучить их историю происхождения, узнать делятся ли фразеологизмы на какие-то подгруппы.

Объект исследования: фразеологизмы

Гипотеза - Причина популярности крылатых выражений кроется в том, что они являются интересным средством общения, своеобразной интеллектуальной игрой. Тему крылатых выражений в русском языке я выбрала, потому что мне интересно их происхождение, значение и область их применения.

Практическая значимость работы. Данная работа позволяет поддержать интерес к русскому языку и литературе.

Фразеологизм — устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений, входящих в него слов. Среди фразеологизмов русского языка приблизительно 300 фразеологических единиц имеют значение качественной оценки действий и манеры поведения человека их можно сгруппировать в более узкие в смысловом отношении подгруппы:

1. Фразеологизмы, характеризующие действия человека на основе его взаимоотношений и взаимосвязей с окружающей средой, коллективом:

- Ходить, стоять на задних лапках (перед кем) - "угодничать, прислуживаться».

- Мылить голову (кому) - "сильно бранить, распекать кого-либо

2. Фразеологизмы, характеризующие манеру речевого общения:

- Вертеть, крутить вола - "говорить, болтать ерунду, утверждать что-либо заведомо нелепое".

- Точить лясы, балясы - "заниматься пустой болтовней, пустословить".

3. Фразеологизмы, характеризующие отношение человека к работе, к делу:

- Засучив рукава - усердно, старательно, энергично (делать что-либо).

- Бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать.

t1578381486ab.png

4. Фразеологизмы, характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения, типа:

- Как осиновый лист дрожит, трясется - очень сильно (дрожит, трясется, обычно от волнения, страха).

- Держать себя в узде - сдерживать порывы своих чувств, подчиняя их своей воле;

5. Фразеологизмы, характеризующие манеру осуществления зрительного или слухового восприятия, типа:

- Навострить глаза (глазки) (на кого, на что) - внимательно, настороженно смотреть на кого-либо или за чем-либо. - Воротить нос (рыло, морду) (от кого, от чего). Относиться с презрением, пренебрежением к кому-либо или к чему-либо.

t1578381486ac.png

Опрос.

Во время весенних каникул я опросил 50 человек и спросил у них, какой фразеологизм они употребляют чаще всех. И вот, что у меня получилось:

1 место – Фома неверующий (10 человек)

2 место – мастер на все руки (8 человек)

3 место – бежать сломя голову (7 человек).

5 опрошенных ответить не смогли

Остальные дали такие ответы: душа в пятки уходит, валять дурака, гонять лодыря, курам на смех, у чёрта на куличиках, жить на широкую ногу, мастер на все руки, кисейная барышня, спать без задних ног, засучив рукава, камень преткновения, медвежья услуга, как белка в колесе, белая ворона, бить баклуши, сидеть сложа руки, закадычный друг, не робкого десятка, лицом к лицу, гол как сокол, точить балясы, собаку съел, на худой конец.

Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто.

Например: душа нараспашку, человек в футляре и т.д.

Наибольшее число фразеологизмов образовывается на базе свободных словосочетаний. Такие словосочетания получают новое значение переносимое на них по сходству явлений или их связи. Голова, например, сравнивается с котелком, отсюда котелок варит – «голова соображает».

Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц. Обычно фразеологизм становится частью пословицы, употребляемой самостоятельно в речи, без знания такой пословицы фразеологизм непонятен. Например, старый воробей (старого воробья на мякине не проведешь.)

Фразеологизм нередко становится базой для образования новых фразеологизмов. Такой путь используют при образовании фразеологизмов на базе терминологических сочетаний: второе дыхание, цепная реакция, нулевой цикл и т.д.

Особым видом образования новых фразеологизмов на базе существующих является такой, когда изменяется состав и значение фразеологизма. Это как бы развитие фразеологизма, например, со словом зеленый – «свободный»: зеленый свет – «свободный проезд». На базе фразеологизмов других языков образуются заимствованные фразеологизмы.

Источники русских фразеологизмов

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2 группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или достались русскому языку от языка предков: водой не разольешь – «очень дружны», в чем мать родила – «без одежды» и многие другие. Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков – «небо в овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица» и так далее. Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует предложение лишь о том, где они возникли и на какой основе.

t1578381486ad.png

История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов.

Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет... Как вы думаете - почему?

t1578381486ae.png

Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревет очень громко.

t1578381486af.png

Втихомолку подстроить какую-нибудь гадость, напакостить.

По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

t1578381486ag.png ​​​​​​​

«Всыпать по первое число!» или «Прописать ижицу» - Проучить, наказать, проще — выпороть.

Уж что-что, а это-то выражение нам знакомо... И откуда оно только свалилось на нашу несчастную голову!

Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

t1578381486ah.jpg

t1578381486ai.png

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает...

t1578381486aj.png

Значит легкомысленный, безалаберный, беспутный человек.

В старину на Руси путем называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь-должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Так эта неодобрительная оценка и сохранилась.

t1578381486ag.png

Шум, гам, беспорядок, суматоха. В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым:

"столбом" - будет ясно,

"волоком" - к туману, дождю,

"коромыслом" - к ветру, непогоде, а то и буре.

t1578381486ak.png

Незадачливый, плохой мастер.

Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

t1578381486al.png

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного.

Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане-то водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

t1578381486am.gif

Никому не нужный, никем не уважаемый человек. В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был "козы барабанщик". Его воспринимали как никчемного, несерьезного человека. А если еще и коза «отставная».

t1578381486an.jpg

t1578381486ao.png

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.

t1578381486ap.jpg

Но почему сирота именно "казанская"? Московская или саратовская, от этого сиротское положение радостнее не становится. Оказывается, выражение это возникло после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

t1578381486aq.png

Автор материала: Т. Новомлинова (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.