Технологическая карта урока чтения в 3 классе на тему "А.С.Пушкин.Лирические стихотворения."
Автор публикации: К. Васильева, студентка 3 курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова»
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
литературного чтения во 3«А» классе
МОУ ВМР «СОШ №11 г. Вольска»
Студентки 3н2 группы
Васильевой Ксении Максимовны
Дата проведения: 26.10.2022
Методист____________Кокуркина К.А.
Учитель_____________Труфякова О. А.
Вольск, 2022
Тема урока: А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.
Цель: создание условий для формирования представлений о лирических стихотворениях А.С. Пушкина и умения передавать свои мысли и чувства о прочитанном.
Задачи урока:
1. Формировать умение раскрывать содержание лирических стихотворений, видеть красоту природы.
2. Развивать навыки выразительного чтения, умения строить связную речь, анализировать стихотворение;
3. Воспитывать интерес к чтению, эстетическое чувство от красоты природы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение»,3 класс, Ч.1 (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.), презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения; отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; 2) понимать и ценить поэтическое слово; 3) участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений.
Личностные:
Формировать познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Формирование здорового образа жизни.
Метапредметные:
Познавательные:
Осознанно читать текст и выделять главное;
Извлекать информацию из текста, таблицы, схемы, иллюстрации;
Умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
Умение формулировать тему и ставить цель на урок;
Выстраивать план действий на урок и работать по нему;
Контролировать и оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
Сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Этапы урока | Содержание урока | УУД |
I. Организационный момент. (3 мин) | - Доброе утро, ребята! Меня зовут Ксения Максимовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник и карандаши. - Тихо сядут те, кто готовы к активной работе на уроке. Работа с пословицей - Прежде чем мы начнем работать, прочтем пословицу: «Под камень лежачий и вода не течет» - Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей) - Вывод: правильно, это означает, что если на месте сидеть и ничего не делать, то ничего и не получится. Поэтому,давайте приступим к работе на уроке. | К-1,2 |
II. Речевая разминка. (1 мин) | Работа со скороговоркой - Чтобы правильно и выразительно читать и отвечать на уроке, проведем разминку. - Прочитаем все вместе, хором, скороговорку. Сначала медленно, а затем быстрее: Не живут ужи, где живут ежи. | К-1,3 |
III. Актуализация знаний. (5 мин) | Прогнозирование темы, цели урока -У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том И днем, и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом.. -Из какого произведения этот отрывок?(Руслан и Людмила) Кто автор этого стихотворения? (Пушкин А.С.) -Молодцы,ребята,верно.Сегодня мы окунемся в мир его лирических стихотворений. - Итак, какая у нас тема урока? - Верно, тема нашего урока: А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. - Какую цель на урок перед собой мы поставим? (Познакомиться с лирическими стихотворениями А.С.Пушкина) - Давайте построим план нашего урока: 1. Прочитать стихотворения А.С.Пушкина. 2. Выполнить их анализ и словарную работу; 3. Закрепить полученные знания. | Л-1, П-2,3, К-3, Р-1,2 |
IV. Открытие новых знаний. (9 мин) | - Ребята, кто такой Пушкин? (Александр Сергеевич Пушкин - это знаменитый русский поэт. Родился в Москве, в семье, в которой любили литературу. Написал очень много сказок, также он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе и природе) - Александр Сергеевич Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы «Цыганы». Первичное восприятие. - Откройте учебник на странице 85. Покажите мне правильной посадкой, кто уже открыл нужную страницу. - Стихотворение для вас прочту я, а вам будет необходимо следить за ним по учебнику. Если вы готовы начать, то покажите правильной посадкой. Эмоционально-оценочная беседа. - Поднимите руку те, кому понравилось это стихотворение. - А чем оно вам понравилось? Что вы представили, когда слушали стихотворение? Словарная работа - Прежде, чем познакомиться с содержанием стихотворения, нам необходимо разобрать, что означает выражение: Знойное лето – жаркое лето Вторичное восприятие - Ребята, сейчас мы еще раз будем читать стихотворение. Читать будем по две строчки, по цепочки. Внимательно слушайте, и следите по тексту в учебнике. - Поставьте палец на красную строку и следим. Начнем с 1 ряда. Беседа по содержанию - Как автор называет весну? (Автор называет весну красой природы) - Почему людям скучно становится, когда приходит осень? (Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края) - Какое настроение передает это стихотворение? (Грустное, печальное) - В роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени. Первичное восприятие. - Найдите в учебнике стихотворение «Уж небо осенью дышало». Покажите мне правильной посадкой, кто уже открыл нужную страницу. - Стихотворение для вас прочту я, а вам будет необходимо следить за ним по учебнику. Если вы готовы начать, то покажите правильной посадкой. Эмоционально-оценочная беседа. - Поднимите руку те, кому понравилось это стихотворение. - А чем оно вам понравилось? Что вы представили, когда слушали стихотворение? Словарная работа - Прежде, чем познакомиться с содержанием стихотворения, нам необходимо разобрать, что означают выражения: солнышко блистало - светило ярко. таинственная сень – покров – это верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь. гусей крикливых караван – это стая. Вторичное восприятие - Ребята, сейчас мы еще раз будем читать стихотворение. Читать будем по две строчки, по цепочки. Внимательно слушайте, и следите по тексту в учебнике. - Поставьте палец на красную строку и следим. Начнем со 2 ряда. Беседа по содержанию - Какое настроение передаёт вам это стихотворение? (Это стихотворение тоже передаёт грустное настроение, потому что наступает осень, всё реже становится видно солнышко, становится холоднее) - Как вы понимаете смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»? (Уж небо осенью дышало – небо стало более серого цвета, скоро наступит осень. Гусей крикливых караван тянулся к югу – гуси собираются в стаи и улетают на юг, в тёплые страны) | П-1,2,3 К-2 |
Физминутка (1 мин) | - А теперь давайте проведем гимнастику для глаз. Любопытная Варвара | Л-3 |
Продолжение работы по теме урока (9 мин) | Первичное восприятие. - Найдите в учебнике стихотворение «В тот год осенняя погода». Покажите мне правильной посадкой, кто уже открыл нужную страницу. - Стихотворение для вас прочту я, а вам будет необходимо следить за ним по учебнику. Если вы готовы начать, то покажите правильной посадкой. Эмоционально-оценочная беседа. - Поднимите руку те, кому понравилось это стихотворение. - А чем оно вам понравилось? Что вы представили, когда слушали стихотворение? Словарная работа - Прежде, чем познакомиться с содержанием стихотворения, нам необходимо разобрать, что означают слова: куртины – цветочная грядка, клумба. кровля – это верхний элемент покрытия здания, то есть крыша. опрятней модного паркета – аккуратней популярного деревянного напольного покрытия. Вторичное восприятие - Ребята, сейчас мы еще раз будем читать стихотворение. Читать будем по две строчки, по цепочки. Внимательно слушайте, и следите по тексту в учебнике. - Поставьте палец на красную строку и следим. Начнем со 2 ряда. Беседа по содержанию - Какое время года наступило? (Наступила зима, и Татьяна увидела побелевший двор, всё бело кругом) - Когда выпал первый снег? (В ночь на третье января) - Как автор называет снег на деревьях? (Автор снег называет «зимним серебром») - Обратите внимание, как автор красиво говорит: «И мягко устланные горы зимы блистательным ковром». Как вы это понимаете? (Снег, когда засыпает дороги, поля, получаются холмы. Снег блестит на солнышке) Первичное восприятие. - Найдите в учебнике стихотворение «Опрятней модного паркета». Покажите мне правильной посадкой, кто уже открыл нужную страницу. - Стихотворение для вас прочту я, а вам будет необходимо следить за ним по учебнику. Если вы готовы начать, то покажите правильной посадкой. Эмоционально-оценочная беседа. - Поднимите руку те, кому понравилось это стихотворение. - А чем оно вам понравилось? Что вы представили, когда слушали стихотворение? Словарная работа - Прежде, чем познакомиться с содержанием стихотворения, нам необходимо разобрать, что означают слова: плыть по лону вод - плыть по месту на воде, в котором покой и блаженство. брег – берег Вторичное восприятие - Ребята, сейчас мы еще раз будем читать стихотворение. Читать будем по две строчки, по цепочки. Внимательно слушайте, и следите по тексту в учебнике. - Поставьте палец на красную строку и следим. Начнем со 2 ряда. Беседа по содержанию - С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С модным паркетом) - Как изображаются мальчишки? (Мальчишки изображаются весёлыми, игривыми, радостными) - Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван? (Первый снег весёлый, мелькает и вьётся. Первый снег назван звездами. Которые падают на берег) | |
Физминутка (1 мин) | Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо) Мы размяться все успели, И за парты снова сели. (Дети садятся за парты) | Л-3 |
V. Закрепление знаний. (7 мин) | Выразительное чтение - Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. На подготовку вам одна минута. - Итак, желающие? - Поднимите карандаш, цвет которого соответствует вашей оценке: зелёный – «5»; жёлтый – «4»; синий – «3». Творческая работа - Обсудите с соседом по парте, как бы вы озаглавили фрагменты из романа в стихах «Евгений Онегин»? («Первый снег», «Встреча Зимы») - Какие красивые названия вы придумали для этого стихотворения! | П-1 К-2,3 |
VI. Итог урока. Рефлексия. (5 мин) | - С какими стихотворениями мы сегодня познакомились? Назовите автора. - Это фрагменты из каких произведений А.С. Пушкина? (Поэма «Цыганы», роман в стихах «Евгений Онегин») - Какие времена года представлены в этих стихотворениях? - Вернемся к цели и плану нашего урока. Если мы достигли цели и выполнили все пункты плана, то покажите солнышко, если нет – то поднимем тучку. - Молодцы, ребята! Рефлексия. - Если вы довольны своей работой на уроке и справлялись со всеми заданиями, покажите солнышко. Если возникали затруднения, поднимите правую руку. Где у вас возникали затруднения? Оценивание учителем. - Теперь выставим оценки за урок. Встаньте те, кто считает, что заработал оценку «5», кто «4», я согласна/не согласна с вашими оценками. Домашнее задание. - Откройте дневники, запишите Д/З: выучить одно из понравившихся стихотворений - Всем спасибо за урок! До свидания! | Р-3 |