12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихова Татьяна Алексеевна743
Люблю принимать участие с учениками в различных конкурсах
Россия, Ярославская обл., д.Вощиково, Пошехонский район

Индивидуальный итоговый проект: документы, требования, реализация

Индивидуальный итоговый проект: документы, требования, реализация РМО учителей истории и обществознания 28.02.2019 г. Руководитель: Тихова Т.А.

Индивидуальный итоговый проект: документы ФГОС ООО -18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий предполагает формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

ПООП ООО – считает основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов защиту учащимися итогового индивидуального проекта. ПООП ООО – считает основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов защиту учащимися итогового индивидуального проекта. п.1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Положение ОУ об итоговом индивидуальном проекте выпускников учреждения, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО.

Что такое индивидуальный итоговый проект? ИИП является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ «Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую)». (ПООП 1.3.2 «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов») Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося.

Требования к организации проектной деятельности 1. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта. 2. Учащиеся совместно с руководителем разрабатывают план реализации проекта. 3. Руководителем, консультантом индивидуального итогового проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры), на основании письменного заявления . Учащийся имеет право начать работу над проектом, начиная с 5-го класса. 4. Публичная защита проекта обязательна.

Требования к содержанию и направленности проекта разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. (ПООП 1.3.2 «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов») ИИП могут быть: по содержанию - монопредметный - относящийся к определённым областям знаний; метапредметный - относящийся к определённой области деятельности; по доминирующей деятельности: информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение фактов; исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием; творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция); практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные интересы участников проекта или заказчика; игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Требования к оформлению индивидуального итогового проекта Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. (ПООП 1.3.2 «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов») ИИП в обязательном порядке должен иметь продукт проектной деятельности, представленный в одной из форм; Паспорт проекта объёмом не более 4 машинописных страниц ( формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены: титульный лист, где указаны: - полное наименование образовательной организации, - название проекта, автор и руководитель проекта, консультант (если есть), - год выполнения.

Пояснительную записку, в которой указаны: Пояснительную записку, в которой указаны: - цель и задачи проекта; - краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; - список литературы и материально-технических ресурсов; Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок. Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа) нумеруются. Ссылки оформляются в соответствии с образцом.

Требования к защите индивидуального итогового проекта Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии.

Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать: Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать: - обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности, цели и задачи проекта и степень их выполнения, обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы, описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности.

Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов Экспертная комиссия оценивает уровень сформированности метапредметных планируемых результатов обучающихся 9 классов, продемонстрированный ими в ходе выполнения индивидуального итогового проекта на основании рассмотрения представленного продукта и рецензии руководителя. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения; сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющийся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. При оценке индивидуального итогового проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта.

КРИТЕРИЙ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫЙ уровень (1 балл) ПОВЫШЕННЫЙ уровень (2 - 3 балла) 1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем -работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; -продемонстрирована способность приобретать новые знания и /или осваивать новые способы действий; - показано умение достигать более глубокого понимания изученного. - работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; -продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; -продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. 2.Сформированность предметных знаний и способов действий. -продемонстрировано понимание содержания выполненной работы; -в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. -продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности; -ошибки отсутствуют. 3.Регулятивные действия -продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы; -работа доведена до конца и представлена комиссии; -некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя; -показано умение анализировать и распределять информацию; -при этом проявляются отдельные элементы самооценки самоконтроля обучающегося. -работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все этапы обсуждения и представления; -контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. 4.Коммуникативные действия -продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки презентации; -автор чётко и аргументированно отвечает на вопросы. -тема ясно определена и пояснена; -текст хорошо структурирован, мысли выражены логично и последовательно, аргументы подобраны верно; -проект вызывает интерес с практической точки зрения; -автор свободно отвечает на вопросы.

Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей Базовый уровень отметка «удовлетворительно» 4 – 6 первичных баллов Повышенный уровень отметка «хорошо» 7—9 первичных баллов отметка «отлично» 10—12 первичных баллов

Из Положения об итоговом проекте ОУ Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

Методические материалы для руководителя проекта карта наблюдения за ходом выполнения ИИП; план индивидуальных консультаций; требования к рецензии на ИИП: Рецензия руководителя о работе учащегося может отражать такие критерии как: инициатива, ответственность, исполнительская дисциплина, новизна, актуальность, практическая значимость.

№ Содержание консультации Срок Кол-во часов 1. Определение темы, списка необходимой литературы, источников информации.     2. Составление плана работы над проектом, определение цели и задач.     3. Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения.     4. Выбор необходимого инструментария для работы над проектом (материально-технические ресурсы).     5. Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство.     6. Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата , продукт) и его редактирование.     7. Формулировка выводов и обобщений.     8. Подготовка к защите проекта. Оформление паспорта и папки.     9. Тренировочное публичное выступление. Коррекция     10. Подготовка компьютерной презентации проекта.     11. Тренировочное выступление с презентацией.     Примерный план индивидуальных консультаций в ходе работы над ИИП ученика 9 класса ____________________

Индивидуальный итоговый проект (ИИП) должен удовлетворять следующим условиям: Индивидуальный итоговый проект (ИИП) должен удовлетворять следующим условиям: наличие социально или личностно значимой проблемы; наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»; самостоятельный и индивидуальный характер работы обучающихся; проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.

Реализация проекта Этапы работы над проектом   Содержание работы на данном этапе Ученик Учитель Подготовительный Определяю проблему, тему, цель и задачи проекта с учителем. Помогает определить проблему, сформулировать тему, цель и задачи проекта. Этап планирования Вырабатываю план действий. Определяю источники информации для проекта, способы сбора и методы анализа информации, форму представления результата. Формулирую задачи проекта, его актуальность. Помогает составить план действий, определить источники информации, способы сбора и методы её анализа, форму представления результата. Поисковый Выполняю исследование, решаю промежуточные задачи. Консультирует по ходу выполнения проекта, корректирует действия. Аналитический Анализирую информацию. Обобщаю полученные результаты. Формулирую выводы. Оформляю проект. Консультирует по ходу выполнения проекта, контролирует оформление паспорта проекта. Организует предзащиту проекта. Презентация полученного результата (продукта) Представляю полученный результат.   Пишет рецензию на проект.

Проект — это «пять П»: ПРОБЛЕМА ПЛАН ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Проект" (лат.) - выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза"

Подготовительный этап – это определение проблемы, выбор темы, формулировка цели и задач Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) В основе каждого проекта лежит проблема Данный этап является наиболее сложным и для учащихся и для учителя

Проблема проекта (Зачем я делаю этот проект?) 1)крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. 2)ситуация, требующая разрешения. 3)противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.

ПРОБЛЕМА —противоречие, разрешение которого является целью проекта. Проблемой может быть, противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. ПРОБЛЕМА —противоречие, разрешение которого является целью проекта. Проблемой может быть, противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жиз­ни современного мирового сообщества.

Виды проблем Проблема, похожая на мозаику состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть. Проблемы, похожие на многослойное желе. Такие проблемы решаются путем составления алгоритма. Проблемы, похожие на снежинку. Проблема имеет много вариантов решения.

Работа с проблемами

Тема проекта Тема должна быть интересна ребенку. Тема должна быть актуальной. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей Тема должна быть выполнима Тема должна быть оригинальной Тема должна быть быстровыполнимой Тема должна быть доступной. Все темы можно разделить на 3 группы: фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты; теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по дос­таточно узкому вопросу. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое коли­чество слов свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Требования к формулировкам тем Название должно вызвать интерес читателя, но при этом соответствовать правилам, принятым в науке. В  научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту . Типичные ошибки при формулировке тем Слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная (типа: Влияние света на живые организмы). Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы; Не соответствующее содержанию работы; Слишком «бойкое», журналистское (типа: Алкоголизм и курение – скажи «Нет!») НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ В ВИДЕЕ ВОПРОСА. (типа: Кто такие ведьмы? Древнерусский храм – это византийский храм?) МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛОВА ИЗУЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОЦЕНКА, ВЫЯВЛЕНИЕ

Примеры тем Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей Достижения науки и техники. Ответственность ученых. Экономическая деятельность подростков. Экологическая газета "Главное богатство Вощикова» Познавательная викторина о войне 1812 года. Семья в экономике. Сказка о законе. Добро и зло в современном мире. Политические партии современной России. Изобретения и открытия первобытных людей. Путешествие в средневековый город. Лучший средневековый рецепт: что кушали в 15 веке. Занимательный календарь для школьников. Электронная викторина «Загадки Троянской войны». Мотивы учебной деятельности старшеклассников

Цель проекта ЦЕЛЬ – ЭТО ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Её лучше формулировать как результат, а не процесс: исследование, изучение, выявление, создание условий для, доказательство, обоснование, определение, выяснение, установление, сравнение, обобщение, разработка. ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЦЕЛИ НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ проекта?» 1) идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. 2) то, чего вы хотите достичь в результате работы; конечный результат. Начинается всегда с существительного

Задачи проекта Задачи – конкретизированные , более частные цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Задачи показывают, что вы собираетесь делать: изучить, описать, установить, найти, сделать вывод, подготовить, определить роль, составить, вывести формулу, охарактеризовать, создать, обеспечить, провести, выполнить. ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС «ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?» 1) способы (шаги) для достижения цели 2) план действий при работе над проектом Начинаются всегда с глагола

Этап планирования Определяются источники информации для проекта, способы сбора и методы анализа информации, форму представления результата. Формулируются задачи проекта, его актуальность. Актуальность - (от позднелат . actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого проекта. Объяснение актуальности должно быть кратким, главное показать суть проблемной ситуации.

Учащимся необходимо:   1. Доказать актуальность данной проблемы. 2. Проанализировать различную информацию. 3. Создать план деятельности по реализации проекта ( выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).

Поисковый или этап реализации проекта Ученики Собирают и обрабатывают информацию Корректируют план Оформляют паспорт проекта Учитель Помогает в поиске и обработке информации Консультирует по возникающим вопросам Контролирует сроки выполнения проекта Учащимся требуется самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования.

Аналитический этап В основе этого этапа: а) Анализ информации. б) Формулирование выводов. Учащимся необходимо: 1. Систематизировать полученные данные 2. Объединить в единое целое полученную каждой группой информацию 3. Подвести итог работы 4. Оформить результаты исследования, выстраивав общую логическую схему 5. Сделать выводы  

Паспорт проекта Полное название проекта. Авторы, авторский коллектив (Ф.И. учащихся, класс). Руководитель проекта, консультант проекта. Территория, представившая проект. Название, адрес, телефон, факс организации, реализующей проект. Тип (классификация) проекта: по доминирующей деятельности – практико-ориентированный проект, по комплексности -межпредметный или монопроект; по характеру контактов – внутриклассный, внутришкольный, или районного масштаба; по продолжительности – краткосрочный (до месяца), среднесрочный (месяц – полугодие), долгосрочный (годичный и более). Цель, задачи проекта. Ожидаемый результат. Срок, этапы реализации проекта. Место реализации проекта, география участников (общее количество участников). Краткое содержание проекта (история проекта). Последействие.

Презентация проекта Ученик Представляет результаты проекта Учитель Подводит итог работы над проектом На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом . Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.