12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Светлана257

235 лет Д.Ф. Куперу. История Америки в произведениях Джеймса Фенимора Купера

235 лет Д.Ф. Куперу История Америки в произведениях Джеймса Фенимора Купера учитель МАОУ гимназии 49 С.С. Мальцева

Джеймс Фенимор Купер 1789 - 1851 Купер - величайший романтик, ему нет равного во всей американской литературе Уилки Коллинз «Предосторожность» (1820) «Пионеры, или У истоков Саскуиханны», 1823; «Последний из могикан», 1826; романы «Прерия», 1827; «Следопыт», 1840; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841.

Джеймс Фе́нимор Ку́пер (англ. James Fenimore Cooper;  сентября 1789 года, США – 14 сентября 1851 года, Куперстаун  США) — американский романист и сатирик. Классик приключенческой литературы, один из основоположников жанра вестерн. Член Американского философского общества 

Джеймс Фенимор Купер. Портрет работы Джона Уэсли Джарвиса, 1822

* Вскоре после рождения Фенимора его отец, судья Уильям Купер, довольно богатый землевладелец-квакер, в годы революции приобрел обширный участок земли возле штата Нью-Йорка  и основал там посёлок Куперстаун, превратившийся в городок. * Первоначальное образование Джеймс получил в местной школе, также в детстве с ним занимался выпускник Ирландского университета, а другой учитель, закончивший Кембридж, готовил мальчика к поступлению в Йель.

Куперстаун

Куперстаун

Куперстаун

Куперстаун

Памятник Куперу в Куперстауне

* Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу (1806—1811) и был назначен состоять при постройке военного корабля на озере Онтарио. Этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниями Онтарио, встречающимися в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио». * В 1811 году Купер женился на француженке Сьюзан Августе Деланси, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. * Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что нетрудно написать лучше. Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность».

*В своих книгах Купер обратился к тому периоду истории Америки, когда   шла борьба за землю между коренными жителями, индейцами, и европейскими колонистами – англичанами и французами. *Любимый герой самого Купера Натти Бампо, охотник,  следопыт, зверолов,  – друг индейцев, который ведёт борьбу за их независимость и  живёт полной опасностей  жизнью. *Наследие Фенимора Купера велико и многообразно: более тридцати романов, исторические сочинения, публицистика. Он ярко, сочно написал об американской жизни, создал семейные хроники, сатирические и утопические произведения. *Критика Купером американской общественной системы не могло удовлетворить его соотечественников, поэтому последние годы жизни Купера были омрачены непрекращающейся борьбой с враждебно настроенными критиками и издателями. 

Вопрос для диалога 1. Какие события биографии Д. Ф. Купера вы считаете наиболее важными и необычными?

«Я разошёлся со своей страной. Пропасть между нами огромна…» Дж. Ф. Купер

Колонизация Америки происходила путём выселения из родных земель и истребления коренного населения Америки. 3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтера на трёх судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента. 12 октября Колумб со своим экипажем в 90 человек высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова.

В своём личном дневнике в этот же день Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями: «Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги»

Позже Колумб не раз описывал в бортовых журналах красоту островов и их дружелюбных, счастливых , мирных жителей, а через два дня после первого контакта, 14 октября того же года, в одном из бортовых журналов была сделана запись: «50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам всё, что мы у них просим»

Ирокезы - самым развитым племенем прибывшие в Новый Свет европейцы признавали их. Они занимались земледелием, осваивали ремёсла, периодически нападали на соседей, применяя жестокие пытки. Название они получили вовсе не за причёски: на языке племени алгонкинов это слово означает «гадюки». Зато ирокезы дали современное название прилежащему государству – «Канада» в переводе с их языка значит «село». Гуроны - главные враги ирокезов. Они конкурировали за монополизм в торговле мехом, поэтому стычки были регулярными. На фоне соседей выглядели довольно миролюбиво: вегетарианская диета состояла преимущественно из маиса и бобов, лишь по праздникам они позволяли себе ритуально приготовленную собаку. Гуроны не пережили миссионерской деятельности французов – те принесли в их селения чуму и голод. Чероки дольше других противостояли европейцам, но в итоге были вынуждены сдаться и принять христианство, перенять чуждую им культуру и обычаи. Правительство новой страны насильно выселило чероки на неплодородные земли, где они и погибли. Это племя было достаточно цивилизованным: вождь Секвойя, например, разработал собственную грамоту, поэтому индейцы умели читать и писать, правда, по-своему, и даже издавали газеты. Кровь чероки течёт в жилах Барака Обамы, Джонни Деппа, Квентина Тарантино. Апачи - символ индейского сопротивления европейцам. Всемирную известность обрёл их предводитель Джеронимо: он вёл партизанскую войну довольно долго, в итоге был пойман, но не казнён – его возили по выставкам и тиражировали фотографии этого своеобразного бренда угасающей культуры. Знаменитый вигвам («дом») был основным жилищем именно апачей – остальные обитатели Северной Америки укрывались в конических палатках. Беотуки благодаря этому индейскому племени все индейцы получили нелицеприятное прозвище «краснокожие». Они одними из первых встретили европейцев на континенте, и гости, увидев раскрашенные охрой лица, с перепугу так их и назвали. К слову, естественный цвет кожи индейцев – белый или смуглый. В Канаде очень популярна трагическая история женщины из этого племени по имени Демасдуит, погибшей в плену. Именно она оставила сведения о грамматике и особенностях беотукского языка.

Вопросы для диалога 1. Как вы понимаете слова Д.Ф. Купера «Я разошёлся со своей страной. Пропасть между нами огромна…»? 2. Почему Д.Ф. Купер считал важным писать о жизни и борьбе индейцев? 3. Какую судьбу уготовили колонисты для коренных племён Америки? Почему они так отнеслись к племенам, которые дружелюбно встретили их на своей земле?

«Как нас   захватывало описание необычной жизни  индейцев  с их воинственными плясками и боевыми кличами, диковинными раскрасками тел и боевыми томогавками! А невероятные приключения отважных и гордых героев, которые были так органичны  с вольной и могучей природой! » Андрей Цунский

* Мастерство рассказа, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем как живые — таковы достоинства Фенимора Купера как писателя. Не случайно его произведения переведены на многие языки. Его всегда ценили не только в Европе и во всём мире.    *Русские писатели, критики также восторженно отзывались о нём. Куперовские герои отчасти сродни нашему мироощущению, и поэтому вошли в духовный мир российского человека. Нам нравится их отвага, воля, непоколебимое упорство, умение проложить себе путь сквозь все преграды. *Нам близок Купер и его герои.  Даже в нашем современном разговорном языке мы используем многие слова из его произведений. К примеру, выражение «последний из могикан» сегодня мы употребляем для того, чтобы подчеркнуть   несгибаемую волю, верность благородной цели; также в нашей речи частенько мы употребляем и «тропу войны», «трубку мира», «зарыть томогавк» и другие метафоры  из бессмертных произведений Купера.

Вообще в России того времени Купер был фантастически популярен. Его книгами не только зачитывались, но пытались жить, как их герои. Одним из тех, кто брал пример с куперовских персонажей, был Михаил Лермонтов; другой, Вильгельм Кюхельбекер, рвался из сибирской ссылке к морю, бредил описанными американцем приключениями...

«Фенимора Купера издавали обильно. Но всё равно его книги были дефицитом. Мы, пацаны, обменивались ими — брали друг у друга те, что еще не читали или хотели перечитать. А перечитывали часто. И затем рисовали, лепили из пластилина Чингачгука, его сына Ункаса, Натти Бампо в разных обличиях и в разные периоды жизни… Кстати, «Чингачгук – Большой Змей», кажется, единственный в то время фильм по Куперу на советских экранах, мне и моим приятелям не понравился — мы представляли героев совсем другими. Зато на остальные, особенно с Гойко Митичем, ходили по много раз…» Роман Сенчин

Нет индейца более известного, чем куперовский Чингачгук Великий Змей. Он и его сын Ункас в «Последнем из могикан» — единственные представители племени, когда-то занимавшего территорию вдоль реки Гудзон в современном штате Нью-Йорк. 

Если мяса с ножа Ты не ел ни куска, Если руки сложа Наблюдал свысока, И в борьбу не вступил С подлецом, с палачом, — Значит, в жизни ты был Ни при чём, ни при чём! Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, — Значит, нужные книги ты в детстве читал! Владимир Высоцкий

Вопросы для диалога 1. Как вы понимаете строки стихотворения Владимира Высоцкого? 2. Что обозначает, по вашему мнению, слова «Значит, нужные книги ты в детстве читал!»? 3. Какие книги вы бы отнесли к «нужным» с точки зрения В. Высоцкого? 4. Как вы считаете, почему произведения Д. Ф. Купера были так популярны среди русских читателей ?

Д.з. Сделать презентацию из 5 слайдов, подготовить устное сообщение об одном из романов Д. Ф. Купера (по вариантам): 1 вариант (ряд у окна) – «Последний из могикан», 2 вариант (ряд у окна)– «Зверобой», 3 вариант (средний ряд) – «Следопыт», 4 вариант(средний ряд) – «Прерия», 5 вариант (ряд у стены) – «Пионеры». План сообщения. 1)Место действия 2) Время действия 3)Главные герои. 4) Краткое содержание. 6 вариант(ряд у стены) – сообщение и презентация по теме «Фильмы по произведениям Д.Ф. Купера».