Публикации автора (115)
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
— рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
— задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?
сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку.
Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.
1. Побеседуйте с ребенком, какие вы знаете насекомых, кто из них ползает, летает, прыгает? Какие насекомые приносят пользу людям, а какие вред?
Кто из насекомых кусается и жалится, а кто нет? Куда насекомые прячутся зимой?
2. Прочитайте сказки, басни и стихи о насекомых («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей»).
3. Отгадайте загадки:
· Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
1. Взрослый читает стихотворение:
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок-
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
О каком времени года говорится в стихотворении. Почему вы так подумали?
2. «Подбери слово». Что вы можете сказать, какое лето?
(жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное»
1. Родителям рассказать ребенку о празднике "День Победы", почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
2. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.
3. Совместно с ребенком сходите к мемориалу в честь защитников Родины.
4. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый, отважный, геройский...
5. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый.
Враг - ...
1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.
2. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию.
3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 береза, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
1 дуб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И так далее.
4. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза - березка, березонька.
1. Объясните ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.
2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
1. Вспомните названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,
«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи - фрукты» и т.д.)
• Кто работает в магазине? (Продавцы)
• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)
• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т.д.)
2. магазин «Овощи - фрукты».
• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)
• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)
1. Какие хлебные продукты вы знаете? (хлеб, батон, печенье, макароны, торты, пирожное…) Из чего их выпекают? Из чего замешивают тесто? Из чего получают муку? Чем покрыт хлеб снаружи (корочкой)? Что у него внутри? (мякиш), Что по краям? (горбушки).
2. Отгадайте загадку: Я пузырюсь,
1. Побеседуйте с ребенком о празднике 8 Марта, спросите, кого поздравляют в этот день, научите ребенка словам поздравления, которое он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и другим женщинам.
2. Побеседуйте о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера).
3. Игра «Кто, что делает?»
Повар – варит, портниха - …, врач - …, учительница - ….
4. Игра «Кому, что нужно для работы?»
Повару – поварешка, продавцу - …, портнихе - …, врачу - …
5. Игра «Бывает – не бывает».
(осмысление логико-грамматических конструкций)
1. Уточните, какое время года сейчас идет.
2. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.
3. Уточните знание ребенком весенних месяцев.
4. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил?
5. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
1. Краткий анамнез речевого развития.
Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).
Варианты формулировок:
- речевое развитие без особенностей;
- речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
- задержка темпов речевого развития;
- позднее появление речи;
- речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.
2. Речевая среда и социальные условия.
Варианты формулировок:
- речевая среда без особенностей;
- социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
- двуязычие в семье;
Данный сборник программ является 1 частью Учебно-методических комплектов (УМК) по всем предметам Учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью. К каждой программе предлагаются также методические рекомендации для учителя.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью по русскому языку, математике, социально-бытовой ориентировке, географии, истории Отечества, Началам художественного ремесла, обслуживающему труду для 1-9 классов разработаны, апробированы и практически используются в специальной (коррекционной) школе VIII
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем представить вариант «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (далее «Программа»), мы считаем необходимым обратить внимание на ряд достаточно известных клинико-психолого-педагогических сведений, значимых для определения направлений коррекционно-образовательной работы с учащимися указанной категории.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Основные признаки речевого нарушения:
- несоответствие речи возрастным нормам;
-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Характеристика программы.
Программа рассчитана для детей с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением.
Чтение и письмо
1-8 классы (по 210 ч в каждом классе)
Пояснительная записка
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.