Выступление Федосеева Никиты, ученика 9 класса, на конференции «Проблемы КО и современного русского языка» (апрель 2016)
Тема: «Нужны ли нам хэштеги?»
Все чаще перед глазами мелькают то на рекламном плакате, то на экране телевизора фразы, в которых слова написаны без пробела, да еще и с компьютерным символом – «решеткой» впереди - это хэштеги. Что за модное явление? Слово или знак? Каково его назначение? Откуда взялось и насколько быстро оно приживается в современном языке? Вот вопросы, на которые мне хотелось найти ответы.
Цель моей исследовательской работы – узнать подробнее, что такое хэштеги, их происхождение и употребление в современном интернет - языке. Узнать, как относятся окружающие к этому явлению. Мною была выдвинута гипотеза: хэштег – символ, популярный среди подростков- пользователей сети Вконтакте. И это слово прочно входит в жизнь и лексикон современного школьника.
Для реализации цели я просматривал средства массовой информации, провел опрос одноклассников (26 чел.), изучил этот вопрос по интернет- ресурсам, проанализировал странички соцгрупп в Вконтакте.
В ходе исследования выяснилось, что 60% опрошенных не знают значения слова «хэштег», но слова с символом «решетка» видели. Знают, что это способ обозначения быстрого поиска 40%. «Используете ли хештеги?» - «Да» - сказали 10 человек, остальные ответили отрицательно. На вопрос «Как вы относитесь к хэштегам?» ответы были разные:
«Нормально», «Мне все равно», «Раздражаюсь, когда вижу их на рекламных щитах и телеэкране», «Здорово, что интернет – язык развивается», «Затрудняюсь ответить».
Итак, что же я узнал в ходе изучения этого вопроса?
Хэштеги стали популярными в 2007 году во время лесных пожаров в Сан-Диего, когда Нейт Риттер использовал хэштег «# sandiegofire», чтобы быть в курсе всех обновлений, связанных с катастрофой.
Хештег - это ключевое слово или фраза, перед которыми ставится символ # и которые используются в публикациях в социальных сетях для выделения, группирования и быстрого поиска информации по интересующим темам. Хештеги могут быть написаны на любом языке, без пробелов, цифр и других символов.
Как правило, пользователи не добавляют хештеги в свои записи, а лишь используют их для поиска. Хештеги отображаются в виде ссылки, перейдя по которой, вы попадете на публикацию, содержащую данный хештег. В результате его использования пост становится доступен людям с такими же интересами.
Хэштег, как считают филологи и лингвисты, вихрем ворвался в языковое пространство. В США он начал входить в практику в конце 2009 года, в нашей стране – в 2011-м, хотя как в России, так и в мире установившейся языковой нормой для подавляющего большинства пользователей пока не стал,но активно используется в рекламных целях.
С 2010 российские телеканалы, анонсируя новые телепередачи (например, #БольшинствоНТВ, #ТанцуйДОБРО, #ВСЕНАМАТЧ и др.) для привлечения аудитории, усиливают свое влияние посредством использования ошибок хэштега. Это используется и как средство обратной связи (backchannel) во время онлайн-обсуждения (выделяя нужную сторону до, во время и после эпизода передачи). Хэштег - ошибки появляются в любом углу экрана или в конце рекламы (например, в трейлере фильма).
Учителя-филологи беспокоятся, что обильное использование «хештеговых» написаний, например, на телевидении или на огромных рекламных щитах на улицах города, может привести к массовой дисграфии - к нарушению формирования процесса письма у школьников, когда смешиваются письменные и печатные буквы, пишутся слова без гласных букв, сливаются несколько слов в одно или, наоборот, расщепляют слова на части.
Заключение
Хэштеги - нужный и полезный инструмент интернет-маркетинга для работы в социальных сетях. Понимая, как правильно ставить хэштег, можно охватывать большую аудиторию и легко упорядочивать информацию в группах. Хэштеги упрощают поиск нужной информации среди бесконечного потока постов и помогают привлечь внимание к бренду. Пользоваться хэштегами легко: достаточно добавить значок # перед любым словом или перед набранной без пробелов фразой, и они автоматически превратятся в хэштег.
#russia — хештег выводит все сообщения о России, .#moscow — хештег выводит все сообщения про Москву, #vk — хештег все о Вконтакте, #fact — помечаются все записи, содержащие факты (интересные факты), #runews — все то, что связано с русскими новостями Твиттера.
Теперь какой бы соцсетью вы ни пользовались, будь то Twitter, Instagram, YouTube, Вконтакте или Facebook, вам не удастся избежать вездесущего #хештега. По мнению ученых и по прогнозам блогеров, у хэштега есть шанс стать либо словом, понятным во всем мире, либо так и остаться вехой в становлении интернет-языка.
Итак, моя гипотеза не подтвердилась. Хештег еще не настолько популярное среди подростков интернет-явление и в лексикон школьника еще только входит. В отличие от средств массовой информации. Проведённый мною опрос среди одноклассников показал, что мнения о хэштегах разные, но никто из современных тинэйджеров не против них.
Сидорова Зоя Григорьевна