12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Елисеева Ирина32

Нужны ли нам талантливые дети?

Да, непременно, современное общество испытывает потребность в неоднородной, творческой личности. Об этом нам свидетельствуют ФГОС, концепция развития ТЕМП, принятая в Челябинской области. Профессор пихологических наук, доктор, Марина Александровна Холодная утверждает что одаренные люди – «это мощнейший естественный ресурс развития общества» [4].

А нужен ли талант ребенку? Этот дар или наказание (проклятие) судьбы. Есть стойкое убеждение многих, что за него надо платить. Страшновато звучит, особенно если представть себе талантливого, одаренного ребенка. Первое, чем он должен жертвовать за свою, особость – чувство одиночества, непонятность окружающими, неумение (а потом и нежелание) объяснить, открыть себя миру. Вспомним русскую классику. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Почему Татьяна Ларина была чужой даже в среде семьи, не говоря уже о сверстниках и сверстницах? Начитанная, одаренная, нестандартно мысящая и реагирующая, ярко эмоциональная и в то же время скрытная... Как вписать эту «пугливую лань» в систему стандартов образования современной школы? Легко предположить, что она, очутившись в среде среднестатистической школы, могла бы погрузиться в замкнутое пространство своей одаренности, уйти в себя, утратив шанс предъявить свои таланты миру, раскрыть их с пользой для себя и для людей. Одноклассников раздражает, до злобы и зависти, ее постоянная готовность дать ответ на любой вопрос, взрослые могут счесть любое превышающее общепринятый уровень знание, любой комментарий на уроке как покушение на их авторитет. К тому же, монотонный, обычный, скучный урок очень быстро отбивает у одаренного ребенка интерес вообще к какой-либо деятельности, участию в процессе урока… Проблем много. Как одаренному юноше или девочке помочь жить, быть собой, не прятаться, а действовать, а главное – не утратить свой дар, не отказаться от него, как от тяжкого бремени? Или выход все таки есть? Среда похожих! Помните, как встрепенулась и ожила душа Татьяны, какими красками заиграла, как заговорила (в знаменитом письме), когда рядом оказалась родственная душа – лишний по причине своих нестандарных внутренних качеств Онегин

Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно

. Ты чуть вошел, я вмиг узнала, 
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!

Впрочем, это уже взрослая история. Но она пригодилась здесь нам, чтобы показать, что попадая в среду равных, таких же, т.е. одаренных детей, подрастающая личность получает шансы укрупнить свой талант, поверить в свой дар и уже не ощущать себя белой вороной. В современной России есть школы, лицеи, гимназии, где ребенок с любым уровнем одаренности и с любой ее окраской, может и сохранить, и приумножить свой дар. И почувствовать себя, вернее свой талант, востребованным, нужным, важным.


 

И в элитарном заведении проблема творческой личности, стать частью коллектива словно снимается самой погруженностью в среду, соотвествующую уровню дарований и возможностей одаренного ребенка.

Ведь все, кто окружает, тоже выпадают из общих мерок, тоже получают и могут решить нестандартные задания.

Но задумаемся на минуту, что будет с ребенком, который привык нести и постоянно чувствовать свою инаковость в среде непохожих, обычных детей, когда он попадет в коллектив таких же одаренных, как он сам, а иногда в чем-то и более талантливых, активных и успешных? Что его ждет? Конкуренция? Зависть? Разрушение стереотипа о себе самом, собственной нестандартности. С этим, наверное, так же тяжело смириться, как с утратой короны королю.

Возникает проблема 2: как вживить белую ворону, которая привыкла себя чувствовать иной в стае черных, в коллектив таких же белых, т.е. одаренных? Как остаться собой, не потерять веру в свой дар, не утратить чувство его особости?

И как после постоянного контакта с себе подобными, с белыми воронами, найти себя в социуме, в стае разноцветных ворон?

Весьма трудной, с точки зрения помощи одаренным, является проблема развития волевых навыков или — шире — саморегуляции. Такие дети занимаются только тем, что является для них интересным, составляющим суть их одаренности. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия, то есть оказываются наиболее уязвимыми в какой-то сфере… Это может привести к тому, что такие дети окажутся беспомощными в своей дальнейшей, послешкольной жизни. Здесь можно наблюдать проблему адаптации одаренных выпускников.

Мое видение решения данных проблем заключается в организации активной внеурочной деятельности и мощной психологической поддержкой процесса обучения.

Внеурочная деятельность должна быть направлена на активную позицию учащихся, включает в себя:

Система доп.образования, выраженная различными направлениями, от танцев и пения до шахмат и нестандартной математики;

Индивидуальная траектория, заочное обучение;

Организация активного отдыха в каникулярное время;

НОУ и проектная деятельность;

Участие в олимпиадах, турнирах различного уровня;

Сотрудничество и общение с другими общеобразовательными школами

Как говорилось выше, что  ни один талантливый ребенок не похож на другого, а значит для тех, кто работает с одаренными детьми, должен быть настрой на отсутствие четких алгоритмов и инструкций по работе с такими детьми. Для этого, как минимум у педагога должна быть какая-то свобода планирования учебных действий и ожидаемых результатов, и – собственная психологическая готовность к принятию на себя ответственности и к саморазвитию, к гибкому следованию за темпами развития своих учеников.

Одаренный ребенок это дар который получает не каждый педагог. Это дар свыше, это сложность и счастье проделанной работы. Для меня – это честь!!! Честь общения и обучения вместе с ними!!! Удовольствие давать идеи и получать новые взамен!!! Честь быть их наставником и другом!!!! Так, начиная работу с таким огромным и тяжелым камнем мы способны вырастить алмаз для общества!!!!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.