Статья «Использование современных инструментов для организации качественной обратной связи, как залог успешного сотрудничества с родителями»

1
2
Материал опубликован 8 August 2022

Неоспоримым является тот факт, что для успешной реализации образовательных целей учителям необходимо плодотворное конструктивное сотрудничество с родителями учеников. Для того, чтобы выстроить такое сотрудничество приходится затратить немало сил, прибегнув к различным средствам. Исходя из собственного опыта и опыта моих коллег, одним из таких эффективных средств считаю качественную обратную связь с родителями.

Работаю учителем начальных классов сравнительно недавно, но, придя в эту профессию из дошкольного образования, имею довольно большой опыт общения с родителями. И если в условиях дошкольного учреждения у педагога есть возможность практически ежедневного общения с родителями воспитанников, то учителя довольно ограничены в этой возможности. Поэтому встает острая необходимость в выстраивании системы взаимного обмена информацией, в обратной связи с родителями учащихся.

Мне и самой, как родителю, зачастую остро не хватает обратной информации от учителей моих сыновей. Судить об успехах которых я могу лишь по выставленным оценкам, не всегда понимая ни критериев оценивания, ни сути их затруднений, ни, тем более, путей их преодоления.

Поэтому максимально полное заполнение информационного вакуума между мной и родителями моих учеников – это одна из основных задач, решение которой позволяет мне выстраивать отношения с родителями на основе сотрудничества и взаимопонимания. А это неизбежно влияет на успешность реализации целей образования.

В своей статье я хотела бы поделиться практическими рекомендациями по организации обратной связи с родителями, с инструментами, которые я использую для решения данной задачи.

В современных реалиях самым распространенным способом информационного взаимодействия с родителями, несомненно, являются мессенджеры (WhatsApp, Viber, в последнее время все большую популярность приобретает Telegram). При этом абсолютно неважно, каким именно мессенджером вы пользуетесь, так как важность имеют

во-первых, правила общения в рамках этого инструмента,

во-вторых, содержание той информации, которую вы доводите до сведения родителей.

Самым простым и распространенным способом использования мессенджеров является общий родительский чат. Для эффективного использования которого необходимо оговорить правила его использования сразу же после создания группы, а затем еще раз напомнить их, а может быть и скорректировать в ходе обсуждения на первом родительском собрании.

Сразу же после приглашения всех родителей путем включения контактов в группу необходимо представиться и оговорить основное назначение чата – это информационное обеспечение родителей. Главное назначение общего родительского чата – это доведение важной информации, касающейся всех учащихся и их родителей.

Одно из важнейших правил, которое необходимо соблюдать – это то, что общий чат – не площадка для дискуссий, здесь публикуется информация, которую нужно принять к сведению. И, если иного не требует ситуация, обсуждению или ответу данная информация не подлежит. Поэтому поднимать вопрос о том, что купить детям в качестве новогоднего подарка в общем чате не рекомендуется. Как показывает практика, к общему мнению 25-30 мамочек приходят редко, а сил и времени на сотни сообщений с отстаиванием своего мнения каждым из желающих будет потрачено очень много. К тому же, есть большая вероятность некорректного поведения участников. Для решения такого рода дискуссионных вопросов есть чаты, созданные родительским комитетом, без участия в них учителя.

В ситуации, когда кто-либо из родителей не согласны с информацией или требуют уточнений, то об этом они пишут в личном сообщении учителю, а тот, в свою очередь, принимает решение о формате ответа. Это правило избавит вас от лишней переписки и «перепирательств» в общем чате, отнимающих время и силы. В своих «официальных» чатах с родителями я использую следующее правило: здесь публикуется только информация, касающаяся всех или большинства, все индивидуальные вопросы решаются в личной переписке или телефонном разговоре.

Также следует сразу оговорить время, в течении которого происходит обмен информацией в мессенджере. Родители должны понимать, что вы не можете находиться на связи в режиме 24/7. Поэтому у нас четко принято, что я отправляю информацию в чат после 13-30 и принимаю информацию от родителей с 16-00 до 20-00. Конечно, есть экстренные случаи, но это общее правило.

Помимо текущих вопросов и объявлений, которые поступают в чат по мере необходимости, ежедневно в течении учебного года мною отправляется информация следующего содержания:

  • Расписание уроков на следующий день
  • Время, когда дети освободятся (с учетом внеурочных мероприятий, т.к. в первом классе родители как правило встречают детей у дверей школы)
  • Темы занятий с указанием страниц учебника, на которых мы работали
  • Полезные ссылки, содержащие материалы, которые могут помочь детям и родителям в подготовке и закреплении материала
  • Фото или сканы карточек с заданиями, если они были выданы детям

В первом классе не предусмотрено выполнение домашнего задания, но для закрепления материала (особенно детьми, испытывающими трудности в обучении) с согласия родителей выдаются карточки для индивидуальной работы.

Данная информация готовится мною заранее при подготовке к уроку. Это не отнимает много времени, а потраченное время с лихвой окупается тем, что в последствии я не получаю кучу сообщений от родителей с вопросами по заданию или содержанию урока. К тому же это очень удобно для отсутствующих по каким-либо причинам детей.

Таким образом, ответственные и заинтересованные родители всегда находятся в курсе происходящего на уроках, знают, чему конкретно учатся дети в данный момент. Также происходит определенная стимуляция менее ответственных или совсем безответственных родителей.

В конце каждой четверти в общем чате я выкладываю информацию, содержащую общие рекомендации по работе с детьми по результатам оценивания. Такие рекомендации содержат полезные советы, ссылки на электронные образовательные ресурсы, актуальные статьи, онлайн-тренажеры.

Пример таких рекомендаций привожу в Приложении ниже. Данная рекомендация была составлена мною в конце учебного года.

Похожие рекомендации, только более узкого и конкретного содержания я использую в индивидуальной работе с родителями учеников, испытывающих трудности в обучении.

Родители зачастую очень хотели бы помочь своему ребенку, но они либо не знают о проблеме и ее причинах, либо не видят пути ее решения. Поэтому своей задачей считаю корректно довести до сведения родителей о наличие проблемы в обучении ребенка и подсказать способы и методы ее преодоления.

Удобным инструментом для индивидуального информирования родителей также может выступать Электронный журнал, где можно оперативно отправлять информацию, например, поясняя выставленную оценку, давая рекомендации по выполнению определенного задания и т.п.

Для обратной связи от родителей использую метод анкетирования с помощью инструментов  Яндекс.Формы. Этот сервис бесплатный, простой и очень удобный для создания быстрых и оперативных опросов. Результаты формируются автоматически и собираются в едином отчете. По данным результатов опросов я выясняю, какие еще вопросы, интересы и потребности есть у родителей, и стараюсь их удовлетворить.

Положительными результатами проделанной работы по выстариванию качественной обратной связи с помощью современных электронных инструментов считаю отсутствие на протяжении учебного года конфликтных ситуаций с родителями, доверительные отношения с ними, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании и результаты опроса, по которым 93% родителей осознают свою причастность и значимость в обучении своих детей.

Приложение

Рекомендации для родителей по формированию и развитию читательской грамотности младших школьников 

Уважаемые родители навык хорошего смыслового чтения – это важнейший навык, формируемый у детей в начальной школе. Именно от этого зависит их дальнейшее успешное обучение в школе. Поэтому формированию и развитию этого навыка необходимо уделять особое внимание.

В таблице приведены требования к технике чтения в начальной школеt1659896996aa.png

Содержание курса «Литературное чтение» в 1 классе обеспечивает реализацию следующих предметных результатов:

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Дети должны стремиться к овладению следующими навыками и умениями

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

читать про себя текст, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение по ролям и по цепочке;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

А наша с вами задача максимально помочь им в этом.

Чтение в годы детства – это, прежде всего,

воспитание сердца, прикосновение

человеческого благородства

к сокровенным уголкам детской души

В. Сухомлинский

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка.

Открывая ребенку книгу – Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе в один прекрасный день найти интересную работу.

Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать

➢    читает – умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.

➢    Чем больше дети читают, и взрослые разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию

➢    Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

➢    У детей, которые хорошо читают возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается мышление, память, воображение.

Советы родителям

➢ Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

➢  Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

➢   Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

➢   Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

➢   Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

➢  Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

➢  Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.

➢ Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

➢  Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

➢  Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

➢Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

➢Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

➢  Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

При организации детского чтения можно придерживаться следующих рекомендаций:

 Перед чтением уберите со стола лишние предметы, проветрите комнату. Создайте положительную благоприятную обстановку: исключите внешние отвлекающие факторы (выключите телевизор, звук телефона и т.п.).

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.

Ребенок должен читать вслух не менее 10-15 минут в день.

До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

Спросите после чтения, чем понравилась книга ребенку, что нового он узнал из нее.

Попросите рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит прочитанное произведение?

Если ребенок любит рисовать, можно предложить ему нарисовать картинку к самому интересному отрывку их прочитанной книги.

Ведите дневник читателя (название произведения, автор, главный герой (герои), о чем это произведение).

Систематически проводите измерения скорочтения и фиксируйте данные в дневнике читателя, чтобы ребенок видел свои результаты.

И еще:

Не заставляйте ребенка читать подолгу, особенно, если ему это не доставляет удовольствия. Лучше чиать понемногу, но ежедневно, чем много, но раз в неделю или еще реже.

При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. Если вы действительно сможете пробудить в нем радость познания с помощью чтения, ребенок будет естественным образом замотивирован на развитие своих читательских способностей.

Организуйте семейное  чтение книг. Это сближает родителей и детей. Читайте вслух по очереди. Можно брать на себя чтение "промежуточных" описательных эпизодов, а кульминационные моменты в произведении, захватывающие внимание, яркие, эмоционально насыщенные - предоставлять чтению ребенка.

Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите ребенка. Делайте заметным даже небольшие успехи.

Прививайте ребенку навыки культурного обращения с книгой. Воспитывайте любовь к книгам, бережное к ним отношение. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Александровна, название статьи нуждается в редакции.

8 August 2022

Спасибо. Увидела опечатку. Исправила

13 August 2022