Презентация «Использование традиций Орловского списа в современных технологиях»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
« Использование традиций Орловского списа в современных технологиях » Выполнил: учитель технологии Мосин С.Е. Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение - Гимназия №19 Орел, 2019
“ Ничто в жизни не даётся без большого труда .” “ Ничто в жизни не даётся без большого труда .” Г о р а ц и й
Из истории Орловского списа. Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей. Отличительное качество, главная особенность техники «Орловский спис» — плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть. Орловская вышивка является сочетанием тончайших деталей. Наиболее знаменитые образы техники вышивки орловского списа — «Древо Жизни», «Птица-Пава», “Лягушка-рожаница”, позднее – «Двуглавый орел». Особенно важным для орловского списа является «Древо Жизни». Силуэты фигур в такой техники вышивки шьют тамбурным, некоторым количеством нити темного цвета.
В настоящее время традиция данного вида вышивки жива благодаря таким мастерам, как Воропаева Зоя Владимировна.
Одни исследователи считают, что слово «спис» подразумевает списывание узоров с разрисованных морозом зимних окон. Другие исследователи видят в узорах списа связь с традицией «русского шитья» (древнего шитья золотыми и серебряными нитями). В 1970—80-е гг. на фабрике «Восход» выпускались сувенирные полотенца, скатерти, комплекты салфеток, передники. В музейной коллекции Орловского краеведческого музея хранится около 100 работ, начиная с XVIII века.
1.Обыкновенные бранки. Стежки и промежутки равные по размеру. 2.Составные бранки. Короткие и длинные стежки, а еще промежутки, которые повторяются в любом ряду. 3.Трудные бранки. Стежки и промежутки, разные по протяженности и по расположению в изделии.
Разновидности узоров
Орловский спис - это искусство дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Развивает творческое мышление , воображение, фантазии любознательности , мелкую моторику (пальцы), помогает приобщиться к миру прекрасного. Цель: Собирать материал , раскрыть особенности этого вида искусства и изучить разные технологии для создания поделок с Орловским списом. В процессе работы учащимися над изделиями - помощь в образовании системы навыков и умений.
Универсальность заключается в том, что ее можно использовать по прямому назначению, то есть как разделочную доску, и как интерьер кухни. Экономичность заключается в том, что все материалы для данного проекта можно найти в мастерской. Конструктивность необходимо учитывать при изготовлении, она красивая, удобная и прочная. Экологичность заключается в том, что при изготовлении данного проекта использовался экологически чистый материал – древесина. Эстетичность здесь используется старинные традиции, тщательный подбор узоров. Технология изготовления довольно проста, включая Фантазию, опыт, умение работать и способность.
УУД Личностные: интерес к творчеству, опыт самостоятельной работы и в группе при выполнении практических творческих работ; личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать другим, культурному наследию. Регулятивные: выбирать художественные материалы и средства для создания творческих работ. Навыкам работы с разными материалами и навыкам создания образов с помощью разных технологий; Познавательные: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; Коммуникативные: формировать собственное мнение; учитывать разные интересы и обосновывать собственную позицию
Планируемые результаты: В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Этапы выполнения проектов: 1.Вариант доски 2.Выполнить чертеж 3.Технология изготовления 4.Выполнить роспись Результат
Наши творческие проекты:
Техника безопасности при работе по дереву После окончания работы: При полной остановке вращения инструмента или заготовки удалить стружку щеткой. Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю. Возможные травмы: ожог (температура посин евшей стружки более 250°С) и порезу (надломленный внешний край стружки подобен зубьям остро заточенной пилы), травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.
Используемая литература: 1. Рондели Л.Д.: Народное декоративно-прикладное искусство . - М.: Просвещение, 1990 2. Гликин М.С. Декоративная работа по дереву на станках. М.: Искона, 1999. 3. Мартенсон А. Начинаем мастерить из древесины. М.: Просвещение, 1979. 4. Леонтьев Д.П. Сделай сам. – М.: Просвещение, 1985. 5. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Народное творчество, 2002. 6. Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву.М.: Аделант, 2005. 7. Секреты городецких мастеров - http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11. 8. Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М.: Просвещение, 1977.
Похожие публикации