Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зимушка-зима»
Блажан Л.М.
воспитатель
высшей категории
МАДОУ " Детский сад № 227"
Пермь, 2021.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зимушка-зима».
Цель:
Закрепление знаний детей о зимних явлениях природы и расширение представлений о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.
Задачи:
Образовательные:
Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
Активизировать словарный запас детей; закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
Развивать чувство прекрасного, через зимний пейзаж и способность передать это в коллективной работе.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
Воспитательные:
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Обеспечение занятия:
презентация по теме «Зима»
Предварительная работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;
Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме.
Изготовление снежинок техникой оригами;
Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев», «Зима в Простоквашино»,
«Снежная королева».
Оборудование и материалы:
Картины о зиме, фонограмма Вивальди «Времена года. Зима», ватман, ножницы, клей, бумага, тряпочки, клеенки.
План совместной деятельности:
1. Мотивация детей на беседу о зиме и посещение зимней мастерской.
2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.
3. Создание творческой коллективной работы «Зимний пейзаж».
Ход совместной деятельности:
Мотивационно – ориентировочный, организационный этап:
В группу приносят письмо.
- Здравствуйте, ребята! Хочу пригласить вас к себе в художественную мастерскую, но путь этот будет не легким, если справитесь со всеми заданиями, то очень скоро встретимся. Зима.
Восп.: А хотели бы вы побывать в гостях мастерской Зимы?
Дети: Да
Восп.: А готовы преодолеть препятствия?
Дети: Да
Восп.: Тогда начнем, нам надо отгадать загадки:
1.Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
2.В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
3.Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
4.Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима).
Содержательный этап:
(звучит фонограмма)
Восп.:- Вот мы и очутились в гостях у Зимы. Посмотрите сколько снега намело, сугробы кругом. Чтобы добраться до мастерской, необходимо сказать: какие приметы зимы вы знаете? (ответы детей)
1-й ребёнок: «Декабрь год кончает, а зиму начинает»
2-й ребёнок: «Январь – крыша зимы»
3-й ребёнок: «В феврале два друга: мороз да вьюга»
4-й ребёнок: «В феврале, в феврале много снега на дворе»
Восп.: -Холодная зима предвещает в году хорошие урожаи. Напротив, теплая зима сулит скудный урожай и голодный год.
-Если водоемы покрылись ровным льдом — хлеба в этом году уродится мало, а если лед стал буграми, грудами — много.
-Количество хлеба предсказывают и по снегу: чем его больше, тем богаче будут закрома. Урожайный год сулили также глубоко промерзшая земля, большие сугробы, обильный иней.
-Много звезд в небе — наступит морозный день.
-Морозы задержатся на длительное время, если трещит лес. Холода предвещают и с треском горящие поленья.
Восп.: Ребята, а скажите, чем вы любите заниматься зимой? А давайте немного поиграем:( физкультминутка)
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс).
Упражнение «Назови правильно»
Восп.: А теперь необходимо выбрать верные утверждения.
1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники. Дети: подснежники бывают весной.
2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки.
Дети: Снег не бывает теплым.
3. Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз.
Дети: Мороз трещит в зимнем лесу.
4. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
Дети: Сок птицы не пьют.
6. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
Дети: После зимы наступит весна.
7. Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах.
Дети: Все правильно.
Упражнение: Пополнение словаря глаголами.
Восп.: А теперь нужно правильно закончить предложение:
Тишина в лесу стоит, молодой снежок …блестит.
И в избушке на опушке свет в окошечке …горит.
Снег в наряд её одел, и на крыше шапкой… сел.
Упражнение: Пополнение словаря прилагательными.
«Какая бывает зимой погода?»
- Если идет снег, то погода какая? – снежная;
- Если дует ветер, то погода какая? – ветреная;
- Если холодно, то погода какая? – холодная;
- Если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;
- Если хмуро, то погода какая? – хмурая;
- Если мороз, то погода какая? – морозная;
- Если солнечно, то погода какая? – солнечная;
- Если ясно, то погода какая? – ясная;
Восп.: А второе задание рассказать о трех зимних месяцах- зимних братьях. (ответы детей).
1 ребенок: Декабрь – последний месяц в году, но у зимы первый брат. Он очень холодный, в этом месяце самое темное время года, длинные ночи и короткий день. В декабре мы отмечаем самый веселый праздник Новый год.
2 ребенок: Январь – второй месяц зимы и начинает новый год. Трещат морозы, скрипит снег под ногами. На окнах морозные узоры.
3 ребенок: Февраль – Третий месяц, метут метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днём начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей короткой.
Восп. И последнее задание. Расскажите, а какие стихи вы знаете про зиму?
1 Ребенок: И. Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою всё его одело
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
2 ребенок: «Снег кружится».
Снег кружится, снег ложится,
Снег, снег, снег
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек,
Выпал снег, упал мороз,
Кошка снегом моет нос,
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Восп.: Какая погода бывает зимой?
Дети: Снежная, холодная, морозная, пушистая и т.д.
Восп.: Да, молодцы. Зима – очень красивое время года. Все деревья, дома, улицы стоят покрытые снегом, словно серебром. Ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской. И нас встречает сама красавица Зима.
Продуктивный этап.
Зима: Задания выполнены и дверь мастерскую открыта для вас.
Проходите, дорогие гости. Дети проходят к трем столам, на которых лежат цветной ватман, цветная бумага, белые квадраты разного размера, цветные кружочки, клей, кисточки, клеенки, вата.
- Что вы видите в моей мастерской?
Дети: картины о зиме, все для аппликации.
Зима: Давайте разделимся на три подгруппы и сделаем зимний пейзаж.
(Во время работы звучит веселая зимняя музыка. Дети делают подгрупповую аппликацию).
Зима: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными комочками. (предлагает снежки). Дети отказываются от угощения.
Зима: Почему вы не хотите моего угощения?
Дети: Снег холодный и грязный, можно простудиться и заболеть.
Зима: Хорошо, тогда я немного поколдую. (Зима колдует и превращает снег в зефир).
Дети встают в круг, угощаются зефиром.
Зима: А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память, я хочу вам подарить презентацию «Зима», которую сможете позже посмотреть. Вот вам снежинка, она поможет найти дорогу. Для этого нужно сказать “волшебные” слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам дорогу покажи».
Дети берут снежинку, говорят волшебные слова. Звучит музыка. Пока дети под музыку возвращаются в свою группу.
Рефлексивно-оценочный этап.
Восп.: - Какое у вас настроение после путешествия?
- Что было для Вас самым сложным на пути к мастерской Зимы?
- А что заставило подняться вашему настроению?
Соколова Елена Борисовна