Дистанционная практика по развитию читательской компетентности обучающихся 4 классов на уроках чтения, разработанная в период дистанционного обучения
«Лучшие практики по развитию читательской компетентности обучающихся с использованием контента электронных библиотек на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров (институциональный уровень)»
Номинация: «Участие школьных информационно-библиотечных центров в реализации основных общеобразовательных программ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)»
Конкурсный материал: «Дистанционная практика по развитию читательской компетентности обучающихся 4-ых классов на уроках литературного чтения, разработанная в период дистанционного обучения в 2020 году»
Автор: учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 38 им. В.И.Машковцева» г. Магнитогорска
Байкина Регина Равилевна
Магнитогорск 2021
Содержание
Использование Google-форм для проверки знаний учащихся 6
Методическая разработка дистанционного урока литературного чтения 7
Умеют ли наши дети читать? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, Да! Читать написанное умеют, а читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать своё понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [6].
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Нижеописанный урок литературного чтения можно использовать при дистанционном обучении. Урок также можно использовать при очном обучении.
Актуальность разработанного урока:
Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выполнение основной задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование»: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Автоматизация образовательных процессов.
Цель конкурсной работы: разработать учебное занятие по формированию читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
1. Представить формируемые результаты по достижению универсальных учебных действий, применяемых для формирования читательской компетентности обучающихся 4 классов.
2. Рассмотреть возможности использования сервисов Google в деятельности преподавателя; изучить особенности создания и применения в образовательном процессе тестов, созданных с помощью Google-формы.
3. Обосновать выбор государственной платформы «Российская электронная школа» (РЭШ) в качестве интерактивного дидактического материала для создания дистанционных уроков.
4. Составить учебное задание по развитию читательской компетенции.
Ожидаемый результат: использование созданной практики в образовательном процессе как при очном, так и при дистанционном обучении.
Формируемые результаты
Универсальные учебные действия | Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
1. Умение принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание) | 1. Постановка и решение учебных задач 2. Учебное сотрудничество |
2. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Умение различать способ и результат действия (планирование) | 1. Учебное сотрудничество 2. Планирование способа решения задачи |
3. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата (контроль и коррекция) | 1. Учебное сотрудничество 2.Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию |
4. Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия (оценка) | 1. Организация учебного сотрудничества 2.Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию |
5.Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические УУД) | 1. Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий 2. Стратегии смыслового чтения |
6. Чтение. Работа с текстом | Учебно-исследовательская деятельность |
7. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникация) | 1.Организация учебного сотрудничества 2. Учебно-исследовательская деятельность |
10. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | 1.Применение ИКТ 2. Учебно - познавательные (учебно - практические) задачи на использование ИКТ 3. Учебно-исследовательская деятельность |
Введение дистанционного обучения внесло существенные коррективы в организацию учебного процесса и выбор оптимальных и наиболее эффективных способов работы.
Одной из основных проблем, с которой столкнулись многие педагоги, стала проверка тетрадей в условиях дистанционного обучения. Существует целый ряд трудностей:
• Чтение работ на экране существенно повышает нагрузку на глаза проверяющего. Низкое качество фотографий работ, отправляемых учащимися, часто усугубляет эту проблему.
• Отсутствие у многих учителей технической возможности исправить ошибки на экране электронного устройства, сделать комментарии к работе ученика осложняет процесс проверки и обратной связи.
• Распечатка всех работ и проверка «с листа» с дальнейшей отправкой фотографий проверенных работ ученикам невозможна в силу значительного объема и количества работ.
В таких условиях на помощь приходят современные технологии и инструменты. Одним из таких инструментов является сервис «Google-формы», позволяющий быстро и просто формировать тесты для проверки знаний учеников, настраивать автоматическую проверку и получать готовые результаты с указанием всех ошибок учащихся.
Мной Google-формы были использованы при проверке знаний учащихся 4-го класса.
После прохождения учащимися тестов, система автоматически выдает результаты и проводит анализ. Результаты тестирования можно увидеть в форме таблиц, графиков, текста. Можно увидеть как средний результат класса, так и результаты конкретного ученика. Есть возможность увидеть, какие вопросы вызвал наибольший затруднения, а с какими дети справляются успешно.
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Контент платформы «Российская электронная школа» является одним из средств для создания широкой практики непрерывного дистанционного учебно - методического сопровождения [4].
Тема: А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» 4 класс
Пояснительная записка
Автор материала | Байкина Регина Равилевна |
Место работы, должность: | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 им. В.И. Машковцева», учитель начальных классов, Магнитогорский городской округ |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 4 |
Название материала: | А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» |
Тип и форма урока | Тип урока: усвоение новых знаний. |
Авторы образовательной программы: | УМК «Планета Знаний» Литературное чтение. 4 класс. Кац Э.Э. |
Цели | Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное. - раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя; -познакомить учащихся с поэзией А.Ахматовой; -учить детей видеть и понимать прекрасное, работать над развитием грамотной, выразительной речи. ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное. |
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Познавательные: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тестирование: https://forms.gle/49J3bTcdwb7tCB1w8
Урок на платформе «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7072/start/307802/
Учебная задача | Деятельность учеников и учителя | Средства | Результат (ПР, П, Р, К, Л) |
Организационно-мотивационный этап | |||
Настроить обучающихся на совместную работу Постановка проблемы Формулирование темы и целей урока. | Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Внимательно смотрите и увидите! Внимательно слушайте и услышите! Думайте и всё обязательно получится! Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты... Всмотрись проникновенным взглядом В природу... В ней, с тобою рядом, В простых, обычных проявленьях Так много прелести своей! Скажи: «Остановись, мгновенье!» И вдруг – сквозь кружево ветвей – Увидишь солнце золотое, А в ослепительных лучах Трепещут листья на ветвях... Ты спросишь: «Что это такое? Как этот маленький листок Вместить так много цвета мог?! Он то оранжевый, то красный! В прожилках розово-зеленых...» И ты воскликнешь удивленно: «Как это все-таки прекрасно!» Всмотрись... Не ускользнет от взора Рисунок зимнего узора На стеклах твоего окошка... Будь наблюдательней немножко, И сам тогда увидишь ты, Как много в мире красоты! – В чем поэт увидел красоту? (Окружающий мир в разные времена года.) – Какое время года вам нравится? Можно ли выделить какое-то время года особо? (Высказывания детей.) – К чему призывает нас поэт? (Учиться наблюдать красоту природы, уметь видеть красоту внутреннего мира человека.) – Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Удивления и восхищения тайнами художественного слова, желания научиться видеть в обыденном новое и необыкновенное.) – Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением «Перед весной бывают дни такие...». Учебник вслух, режим доступа/ https://www.youtube.com/watch?v=_bhzx46rMPM&list=PLmKJy6AbeKqWDmEUp0SZsmoa1qfmUFmZ3&index=5 Слово об авторе стихотворения (внимательно изучите презентацию) https://docs.google.com/presentation/d/1qfCJr5praN4K6k3kiMJ0LvlxsmNJK5pf/edit?usp=sharing&ouid=109217952028087523438&rtpof=true&sd=true Прочитайте слова Достоевского. «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» В этих словах заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить? Платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/7072/start/307802/ Работа над новым произведением. Самостоятельное чтение стихотворения. Чтение 1 части стихотворения и анализ. Работа над 2-й частью. | | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: установление сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, самооценка. Регулятивные: прогнозирование, целеполагание; Познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Физминутка | |||
Информационно-аналитический этап | |||
Анализ стихотворения | Работа с таблицей на слайде Выразительное чтение стихотворения детьми | Работа с таблицей | Коммуникативные: установление сотрудничества со сверстниками в малых группах. Регулятивные: осознание работы по правилам; планирование деятельности; Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания |
Оценочно-рефлексивный этап | |||
Дать оценку деятельности себе, выделение трудностей в уроке | Пройти тест по ссылке https://forms.gle/49J3bTcdwb7tCB1w8 | Тестирование | Личностные: самоопределение. Познавательные: рефлексия способов действия |
Домашнее задание | |||
| О каких «открытиях» сегодня на уроке вы могли бы рассказать дома своим родителям? Постарайтесь сделать так, чтобы они удивились тоже! Благодарю всех за работу! | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
В условиях развития цифрового образования необходим беспрепятственный доступ обучающихся к качественной информации вне зависимости от территории их проживания, и такие условия могут быть созданы благодаря использованию интерактивных дидактических материалов платформы «Российская электронная школа».
Это позволит ускорить освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны в связи с повышением информатизации и компьютеризации современного мира.
А также позволит принять участие в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды.
Поэтому был разработан дистанционный урок по формированию читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Используемые ресурсыВсе возможности Google Forms https://netology.ru/blog/google-formy
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15 июня 2020 года № 1213/6282 «Об особенностях преподавания учебных предметов в 2020/2021 учебном году».
Платформа «Российская электронная школа» \\ Режим доступа: https://resh.edu.ru/
Учебник Вслух. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_bhzx46rMPM&list=PLmKJy6AbeKqWDmEUp0SZsmoa1qfmUFmZ3&index=5
Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – М.: Астрель, 2012.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2015
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М.: АСТ: Астрель, 2015