Дистанционная практика по развитию читательской компетентности обучающихся 4 классов на уроках чтения, разработанная в период дистанционного обучения

4
0
Материал опубликован 12 November 2021 в группе

«Лучшие практики по развитию читательской компетентности обучающихся с использованием контента электронных библиотек на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров (институциональный уровень)»


Номинация: «Участие школьных информационно-библиотечных центров в реализации основных общеобразовательных программ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)»




Конкурсный материал: «Дистанционная практика по развитию читательской компетентности обучающихся 4-ых классов на уроках литературного чтения, разработанная в период дистанционного обучения в 2020 году»





Автор: учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 38 им. В.И.Машковцева» г. Магнитогорска

Байкина Регина Равилевна








Магнитогорск 2021






















Введение

Умеют ли наши дети читать? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, Да! Читать написанное умеют, а читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать своё понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [6].

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Нижеописанный урок литературного чтения можно использовать при дистанционном обучении. Урок также можно использовать при очном обучении.

Актуальность разработанного урока:

Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Выполнение основной задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование»: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Автоматизация образовательных процессов.

Цель конкурсной работы: разработать учебное занятие по формированию читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Задачи:

1. Представить формируемые результаты по достижению универсальных учебных действий, применяемых для формирования читательской компетентности обучающихся 4 классов.

2. Рассмотреть возможности использования сервисов Google в деятельности преподавателя; изучить особенности создания и применения в  образовательном процессе тестов, созданных с помощью Google-формы.

3. Обосновать выбор государственной платформы «Российская электронная школа» (РЭШ) в качестве интерактивного дидактического материала для создания дистанционных уроков.

4. Составить учебное задание по развитию читательской компетенции.

Ожидаемый результат: использование созданной практики в образовательном процессе как при очном, так и при дистанционном обучении.


Формируемые результаты



Универсальные учебные действия

Типовые задачи применения УУД

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Умение принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание)

1. Постановка и решение учебных задач

2. Учебное сотрудничество

2. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Умение различать способ и результат действия (планирование)

1. Учебное сотрудничество

2. Планирование способа решения задачи

3. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата (контроль и коррекция)

1. Учебное сотрудничество

2.Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

4. Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия (оценка)

1. Организация учебного сотрудничества

2.Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

5.Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические УУД)

1. Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий

2. Стратегии смыслового чтения

6. Чтение. Работа с текстом

Учебно-исследовательская деятельность

7. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникация)

1.Организация учебного сотрудничества

2. Учебно-исследовательская деятельность

10. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося

1.Применение ИКТ

2. Учебно - познавательные (учебно - практические) задачи на использование ИКТ

3. Учебно-исследовательская деятельность


Использование Google-форм для проверки знаний учащихся

Введение дистанционного обучения внесло существенные коррективы в организацию учебного процесса и выбор оптимальных и наиболее эффективных способов работы.

Одной из основных проблем, с которой столкнулись многие педагоги, стала проверка тетрадей в условиях дистанционного обучения. Существует целый ряд трудностей:

Чтение работ на экране существенно повышает нагрузку на глаза проверяющего. Низкое качество фотографий работ, отправляемых учащимися, часто усугубляет эту проблему.

Отсутствие у многих учителей технической возможности исправить ошибки на экране электронного устройства, сделать комментарии к работе ученика осложняет процесс проверки и обратной связи.

Распечатка всех работ и проверка «с листа» с дальнейшей отправкой фотографий проверенных работ ученикам невозможна в силу значительного объема и количества работ.

В таких условиях на помощь приходят современные технологии и инструменты. Одним из таких инструментов является сервис «Google-формы», позволяющий быстро и просто формировать тесты для проверки знаний учеников, настраивать автоматическую проверку и получать готовые результаты с указанием всех ошибок учащихся.

Мной Google-формы были использованы при проверке знаний учащихся 4-го класса.

После прохождения учащимися тестов, система автоматически выдает результаты и проводит анализ. Результаты тестирования можно увидеть в форме таблиц, графиков, текста. Можно увидеть как средний результат класса, так и результаты конкретного ученика. Есть возможность увидеть, какие вопросы вызвал наибольший затруднения, а с какими дети справляются успешно.

t1636701030aa.png











t1636701030ab.png

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» - основной интерактивный методический ресурс дистанционного обучения

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Контент платформы «Российская электронная школа» является одним из средств для создания широкой практики непрерывного дистанционного учебно - методического сопровождения [4].


Методическая разработка дистанционного урока литературного чтения

Тема: А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» 4 класс

Пояснительная записка

Автор материала 

Байкина Регина Равилевна

Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 им. В.И. Машковцева», учитель начальных классов, Магнитогорский городской округ

Предмет: 

Литературное чтение

Класс:

4

Название    материала:

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Тип и форма урока 

Тип урока: усвоение новых знаний.

Авторы образовательной программы:

УМК «Планета Знаний» Литературное чтение. 4 класс. Кац Э.Э.

Цели

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное. - раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя;

-познакомить учащихся с поэзией А.Ахматовой;

-учить детей видеть и понимать прекрасное, работать над развитием грамотной, выразительной речи.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.



Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Познавательные: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1qfCJr5praN4K6k3kiMJ0LvlxsmNJK5pf/edit?usp=sharing&ouid=109217952028087523438&rtpof=true&sd=true

Тестирование: https://forms.gle/49J3bTcdwb7tCB1w8

Урок на платформе «Российская электронная школа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7072/start/307802/


Учебная задача

Деятельность учеников и учителя

Средства

Результат

(ПР, П, Р, К, Л)

Организационно-мотивационный этап

Настроить обучающихся на совместную работу


































Постановка проблемы





























Формулирование темы и целей урока.




Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Внимательно смотрите и увидите!

Внимательно слушайте и услышите!

Думайте и всё обязательно получится!

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты...

Всмотрись проникновенным взглядом

В природу...

В ней, с тобою рядом,

В простых, обычных проявленьях

Так много прелести своей!

Скажи: «Остановись, мгновенье!»

И вдруг – сквозь кружево ветвей –

Увидишь солнце золотое,

А в ослепительных лучах

Трепещут листья на ветвях...

Ты спросишь: «Что это такое?

Как этот маленький листок

Вместить так много цвета мог?!

Он то оранжевый, то красный!

В прожилках розово-зеленых...»

И ты воскликнешь удивленно:

«Как это все-таки прекрасно!»

Всмотрись... Не ускользнет от взора

Рисунок зимнего узора

На стеклах твоего окошка...

Будь наблюдательней немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты!


В чем поэт увидел красоту? (Окружающий мир в разные времена года.)

Какое время года вам нравится? Можно ли выделить какое-то время года особо? (Высказывания детей.)

К чему призывает нас поэт? (Учиться наблюдать красоту природы, уметь видеть красоту внутреннего мира человека.)

Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Удивления и восхищения тайнами художественного слова, желания научиться видеть в обыденном новое и необыкновенное.)

Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением «Перед весной бывают дни такие...».

Учебник вслух, режим доступа/ https://www.youtube.com/watch?v=_bhzx46rMPM&list=PLmKJy6AbeKqWDmEUp0SZsmoa1qfmUFmZ3&index=5


Слово об авторе стихотворения (внимательно изучите презентацию) https://docs.google.com/presentation/d/1qfCJr5praN4K6k3kiMJ0LvlxsmNJK5pf/edit?usp=sharing&ouid=109217952028087523438&rtpof=true&sd=true


Прочитайте слова Достоевского.

«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

В этих словах заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?


Платформа «Российская электронная школа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7072/start/307802/


Работа над новым произведением.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Чтение 1 части стихотворения и анализ.

Работа над 2-й частью.






























































Личностные: самоопределение; Коммуникативные: установление сотрудничества с учителем и сверстниками.



Регулятивные: контроль, самооценка.


























Регулятивные: прогнозирование, целеполагание;

Познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Физминутка

Информационно-аналитический этап

Анализ стихотворения



Работа с таблицей на слайде


t1636701030ac.png


Выразительное чтение стихотворения детьми

Работа с таблицей







Коммуникативные: установление сотрудничества со сверстниками в малых группах.

Регулятивные: осознание работы по правилам; планирование деятельности;

Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Оценочно-рефлексивный этап

Дать оценку деятельности себе, выделение трудностей в уроке

Пройти тест по ссылке

https://forms.gle/49J3bTcdwb7tCB1w8


Тестирование







Личностные: самоопределение.

Познавательные: рефлексия способов действия


Домашнее задание


О каких «открытиях» сегодня на уроке вы могли бы рассказать дома своим родителям?


Постарайтесь сделать так, чтобы они удивились тоже! Благодарю всех за работу!


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




Заключение

В условиях развития цифрового образования необходим беспрепятственный доступ обучающихся к качественной информации вне зависимости от территории их проживания, и такие условия могут быть созданы благодаря использованию интерактивных дидактических материалов платформы «Российская электронная школа».

Это позволит ускорить освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны в связи с повышением информатизации и компьютеризации современного мира.

А также позволит принять участие в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды.

Поэтому был разработан дистанционный урок по формированию читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Используемые ресурсы

Все возможности Google Forms https://netology.ru/blog/google-formy

Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15 июня 2020 года № 1213/6282 «Об особенностях преподавания учебных предметов в 2020/2021 учебном году».

Платформа «Российская электронная школа» \\ Режим доступа: https://resh.edu.ru/

Учебник Вслух. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_bhzx46rMPM&list=PLmKJy6AbeKqWDmEUp0SZsmoa1qfmUFmZ3&index=5

Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – М.: Астрель, 2012.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч. М.: АСТ: Астрель, 2015

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М.: АСТ: Астрель, 2015





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.