Публикация «А почему так — двигатель прогресса!»
«А почему так» - двигатель прогресса!
Как часто нам наш пытливый ум задаёт вопрос: «А почему так?» Надоевшая мысль не даёт нам покоя и мы, перерывая гору материала, пытаемся найти ответ. С нами всё понятно. Интересно, надо- получай! А что же наши современные дети?
Возраст почемучек, согласно психологии- 4-5 лет. Со всех сторон звенит «Почему?», «Зачем?» А что потом? Неужели, действительно только «суп с котом»?
Насытившиеся ответами взрослых, наши детки подрастают и ,считая себя умным и взрослыми, переступают порог школы. И начинается «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно!»
- Буквосочетания «ЧА-ЩА» пишется с буквой «А» .
«ЧУ-ЩУ» - пишется с буквой «У».
Информация на учеников сыплется как из рога изобилия. Успевай только хватать. И редко кто очень неуверенно произнесёт: «А почему?»
Представляете, какового было моё состояние, когда вдруг, нет, «дверь не скрипнула», но при знакомстве с написанием и значением цифры и числа «1», с одной из парт раздался ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ И ЧЕТКИЙ ВОПРОС «А ПОЧЕМУ ТАК ПИШЕТСЯ?», «А очему так называется?»
Фанфары затрубили у меня в голове, всё ликовало, но я же на уроке…
Выждав паузу, уточнила вопрос. Да! Ребёнок спрашивал именно прописные истины, о которых мы, к сожалению, иногда просто забываем и не обращаем на них внимание.
И тут посыпалось… «А почему?»
Так начался наш один из первых проектов с первоклассниками «Откуда пришли к нам цифры?» Именно таким образом, у нас началась реализация учебных проектов.
Метод учебного проекта стал нашим спутником на всё время обучения. Используя эту технологию появились проекты: «Осенняя музыка», «Докучные сказки», «Словарные слова по аналоги» и многие другие. Эти проекты мы делали вместе. «Лиха беда начала», - говорит народная мудрость. Многих было не остановить и появились индивидуальные проекты: «Секреты радуги», «Дружба белков, жиров и углеводов», «Хрен редьки не слаще», «Судьба семьи- судьба Родины», «Как быстро и весело выучить таблицу умножения», «Такая простая таблетка», «Из огня да в полымя» и многие другие. В основе любого проекта лежит проблема.
Целью деятельности по осуществлению проекта становится не только поиск способов решения проблемы, но и обработка материала, донесение его до слушателей, оформление. Вот, где происходит формирование тех самых ключевых компетенций (учебно- познавательной, информационной, коммуникативной, личностной), о которых мы говорим последнее время. А если учесть, что всё это окрашено эмоциональным фоном, желанием самого ребёнка- результат очевиден. Роль учителя – поддержать эту искорку, дать ей разгореться, направить в нужное русло.
Не надо ничего придумывать, навязывать ученикам.
Где и когда ещё можно заняться формированием ключевых компетенций? В музее!
Очень нравятся нам уроки в нашем краеведческом музее. Именно там можно окунуться во времена Пушкина, поскрипеть перьями (правда, стальными, но нам и это было за счастье!) Но прежде, чем прийти на такой урок ребятам нужно было познакомиться с 19 веком, историей родного города, республики. И это 2 класс! Конечно, экспонаты музея и экскурсоводы нам помогли. Глаза горят, руки тянутся, перья скрипят…
Каждое действие учитель проводит не просто так. Готовясь к таким урокам, мы развиваем общекультурные, ценностно-смысловые, информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Реалии современного мира таковы, что мы все так или иначе участвуем в жизни нашего общества.
Практико – ориентированные проекты в школе начинают набирать свою популярность. Это и изготовление подарков ветеранам, белых цветов для акции добра.
Особые впечатления вызывают у ребят создание собственных игр!Р азве не к этому мы стремимся, ставя перед собой задачу, «формирование ключевых компетенций». Вот и получается, что самый простой вопрос «А почему?» двигает нас постоянно к новым открытиям!