Занятие психолога «Адаптация первоклассников» (занятие №1)

4
0
Материал опубликован 20 May 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов-психологов на лучшую методическую разработку занятия-игры

Адаптация первоклассников (занятие №1)

Цель: научить учащихся взаимодействию, сотрудничеству и правилам которые необходимо будет соблюдать на занятиях

Задача: 1. Разучить с учащимися правила, которые необходимо будет соблюдать на каждом занятии

2.  Рассказать о том, как учащиеся должны будут обращаться друг к другу во время психологических занятий

3. Объяснить учащимся, что школа это интересно и что в школе можно найти друзей.

Материал: мяч, доска с мелом или лист формата А3 и фломастер, цветные карандаши, бумага, стулья по числу учащихся группы.

Введение:

Здравствуйте ребята, у нас с вами начинаются новые интересные групповые развивающие занятия которые будут проходить 1 раз в неделю. Вы все не так давно делали психологические тесты, на которых мы смотрели что вам в школе нравится, а что нет, как вы себя чувствуете в школе, смогли ли вы найти себе товарищей, но и в целом ваше общее эмоциональное состояние.

По результатам этих тестов у каждого из вас получились различные результаты. Кому-то в школе не очень нравится, кто-то так и не смог найти себе товарищей, а кто-то вообще не хочет ходить в школу.

Видите по количеству учащихся, которые попали в группу, вы не одиноки, у каждого человека есть какие-то свои причины. На наших занятиях мы постараемся исправить эту ситуацию. По окончании курса занятий вы сможете иначе взглянуть на школьную жизнь, сможете найти себе друзей и в лучшую сторону поменять свое отношение к школе. Давайте начинать.

Первое с чего мы начнем, это составим правила, которые необходимо будет соблюдать на каждом занятии, их не много.





Упражнение «Правило»

Ведущий на плакате пишет правила группы и рисует к ним схематический рисунок (пиктограмму). Дети, сидя за партами, рисуют рисунки у себя на листках. Дети могут дополнять список правил по желанию. Каждое правило объясняется.

Правила:

Обращаться друг к другу по имени, не обзываться и не дразнить

Нельзя перебивать отвечающего (учитесь уважать друг друга)

На занятиях мы не балуемся, а работаем

Выкрикивать, кричать, бегать нельзя.



Правила группы необходимо вывешивать на начало каждого занятия, до тех пор, пока дети их не запомнят.

Упражнение «Знакомство»

Ведущий и учащиеся садятся на стулья, которые стоят в форме круга по числу учащихся группы.

Ребята, давайте с вами познакомимся. Работать будем по часовой стрелке. Каждый из вас получая мяч должен будет называть свое имя и передавать мяч соседу слева и так по кругу. Я начинаю с себя, меня зовут…, (передаем мячик). Дети передают друг другу мячик, называя свое имя, игра заканчивается, когда мяч возвратится к ведущему.

Основная часть:

Упражнение «Рисунок имени»

Ребята, скажите мне пожалуйста, что человек получает при рождении и это остается с ним до конца жизни? (Имя). Правильно, Имя. У каждого из нас оно свое, есть имена, которые растут вместе с нами, а есть и те, которые остаются без изменений. Вот например: имя Наташа – Наталья, Саша-Александр, Женя – Евгений и т.д. А некоторые имена не изменяются, такие как Жанна-Жанна, Кирилл-Кирилл и т.д. У каждого человека имя уникально, так как не бывает одинаковых людей. Давайте с вами попробуем нарисовать свое имя красиво, отразив в нем свою уникальность и особенность. Подумайте как это можно сделать.



Упражнение «Имя оживает»

А теперь, давайте себе представим, страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Вам нужно придумать, в какое животное (растение) могло бы превратиться ваше собственное имя и назвать.



Упражнение «Великий пловец»

А сейчас, я хочу рассказать вам одну историю, называется она «Два пловца».


Мотивационная беседа «Два пловца»


Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высоко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хорошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот однажды к Великому Пловцу подошел маленький человек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Hе знаю. Этот маленький человек сказал: «Можно я попробую прыгнуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!». «Пожалуйста!», сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех, кто стоял у бортика. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез и воды и побрел прочь. Было не понятно, то ли это слезы на лице, то ли это вода еще не успела высохнуть. И тогда к маленькому человек, подошел Великий Пловец и сказал: «А знаешь, я тебе завидую!», «Вы Великий Пловец, завидуете мне?!», «Да! У тебя впереди много радости, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты можешь уйти. Я понимаю - неприятно, когда над тобой смеются». Маленький человек остался. Сколько прошло времени я не знаю. Может год, может больше. Маленький человек занимался у Великого пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо пошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.

Важно: История в процессе рассказа зарисовывается на доске, что помогает дополнительно привлечь внимание, создать устойчивый образ, эмоционально окрасить.

Важно. Обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значение. К созданному образу привязывается лозунг: «Ошибаться не страшно - страшно бояться ошибок». Обсуждая знак, можно обратиться к школьникам: «Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от неудач - посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке».

Обязательно поговорить с преподавателем о значении символа, о ситуации, в которой необходимо к нему обращаться. Последовательно систематически актуализировать образ до полного принятия. Для учителя необходимо использовать этот знак в соответствующих ситуациях, без оценок и ярлыков.

К следующему занятию подготовить значок.




Заключение:

Упражнение «Рефлексия»

Передавая мячик друг другу вам нужно рассказать понравилось ли вам наше занятие? Если да, то что именно, если нет, то что не понравилось.

В конце занятия все дети и ведущий обнимаются и прощаются (если ребенок не хочет обниматься, заставлять не стоит).



Список литературы



Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). –М.: «Генезис», 2006. – 303 с.

Глазунов Д.А. Психология 1 класс. Развивающие занятия. Методитческое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. Глазунов.- М.: Глобус, 2008. – 240 с. – (школьный психолог).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.