«Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа». «Ковроткачество крючком»

«Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа».
«Ковроткачество крючком»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Ковроткачество крючком» художественной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, УО (ИН) разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 7022);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года).
-Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, разработанные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет".
- Устав КГКОУ ШИ 10 г. Бикина
Актуальность программы издавна ручной труд использовался для развития интеллекта и психики детей. Основанием для этого является практическая деятельность. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, творческого потенциала, приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Ковроткачество крючком является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в освоении техники ковроткачества крючком, а также формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии обучающихся.
Педагогическая целесообразность
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ковроткачество крючком», разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание крючком», (художественное направление), педагога дополнительного образования Мешковой Юлии Александровны, г.Кировск, 2022г.
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Ковроткачество крючком» обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов умственно отсталого ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, коррекции познавательных процессов, ориентации на личный успех. Обеспечивает оказание досуговых услуг в области декоративно-прикладного творчества, которые пользуются все большим спросом у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и у их родителей (законных представителей).
Программа обеспечивает включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая их социализацию и адаптацию к жизни в существующей социальной среде.
Содержание деятельности направлено на овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными приёмами вязание крючком, развитие пространственных представлений, мышления, самостоятельности и творчества.
Отличительной особенностью программы является использование на занятиях различные виды деятельности, направленных на: сохранение народных традиций; изучение различных техник ковроткачества крючком, , что будет способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и социализации обучающегося Творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию.
Адресат программы:
Программа рассчитана для обучающихся 10-17 лет с ограниченными возможностями здоровья УО(ИН).
Количество обучающихся в группах - от 10 до 15 человек
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Период | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 1 | 8 | 8 | 38 | 304 |
Продолжительность занятий с учетом возрастных особенностей 40 минут.
1 группа - 4 раз по 1 часу в неделю;
2 группа - 4 раз по1часу в неделю
Формы организации занятий:
- Групповые
Формы проведения занятий- практическое занятие, защита проектов.
Формы обучения- очная, занятия проводятся под руководством педагога дополнительного образования, осуществляющего организацию индивидуальной и коллективной работы обучающихся, в том числе с использованием возможностей информационной среды. Педагог организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве освоения программы.
Методы обучения.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические и творческие занятия;
Эвристический: продумывание будущей работы
Цель программы.
Формирование у обучающихся с УО (ИН) теоретических знаний и практических умений по выполнению различных техник ковроткачества; подготовка участников школьного и регионального этапов конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ковроткачество крючком»
Задачи.
Личностные:
воспитывать общую культуру личности и активной жизненной позиции;
воспитывать общую трудовую культуру, взаимопонимания, умение работать в коллективе;
формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность;
воспитывать духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Коррекционные:
развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление);
развивать умственную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
развивать сенсомоторные процессы, руки, глазомера через формирование практических умений;
Учебный план обучения 1 группы
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 | собеседование | |
2 | История ковроделия. Дизайн интерьера. | 2 | 2 | 4 | Блицтурнир | |
3 | Основы цветоведения. | 6 | 6 | 12 | Практическая работа | |
4 | Рабочий эскиз. | 5 | 25 | 30 | Практическая работа | |
5 | Инструменты, приспособления и материалы | 2 | 2 | 4 | Практическая работа | |
6 | Классификация нитей, ткани для основы. | 4 | 4 | 8 | Практическая работа | |
7 | Технология ковровой вышивки | 12 | 26 | 38 | Практическая работа | |
8 | Изготовление несложных изделий | 7 | 57 | 64 | Практическая работа | |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 | Защита проекта | |
Итого: | 30 | 122 | 152 |
Учебный план обучения 2 группы
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 | собеседование | |
2 | История ковроделия. Дизайн интерьера. | 2 | 2 | 4 | Блицтурнир | |
3 | Основы цветоведения. | 6 | 6 | 12 | Практическая работа | |
4 | Рабочий эскиз. | 5 | 25 | 30 | Практическая работа | |
5 | Инструменты, приспособления и материалы | 2 | 2 | 4 | Практическая работа | |
6 | Классификация нитей, ткани для основы. | 4 | 4 | 8 | Практическая работа | |
7 | Технология ковровой вышивки | 12 | 26 | 38 | Практическая работа | |
8 | Изготовление несложных изделий | 7 | 57 | 64 | Практическая работа | |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 | Защита проекта | |
Итого: | 30 | 122 | 152 |
Содержание учебного плана .
1 Вводное занятие.-2 час.
Ознакомление с учебным помещением, образцами изделий. Техника безопасности.
2.История ковроделия. Дизайн интерьера.-4 час.
Теоретическая часть: Из истории ковроделия. Дизайн интерьера. Текстиль в интерьере. Просмотр видеороликов.
Практическая часть.Блицтурнир
3 Основы цветоведения.-12 час.
Теоретическая часть. Краткие исторические сведения науки о цвете. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
Практическая часть. Раскрашивание эскизов с подбором красок и оттенков,
подбор фона. Подбор цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
4. Рабочий эскиз-30час.
Теоретическая часть. Эскиз – рабочий или технический рисунок. Значение эскиза в изготовлении коврового изделия. Основные правила создания эскиза. Графическое и цветовое решение (фон. тени, его гармоническое решение)
Практическая часть. Подбор темы, рисунка для коврового изделия. Разработка эскиза в цвете. Мини-выставка эскизов.
5. Инструменты, приспособления и материалы.-4 час.
Теоретическая часть. Знакомство с инструментами, необходимыми для работы, подготовка к работе. Изучение техники безопасности при работе с ними.
Практическая часть. Правила пользования инструментами.
6. Классификация нитей, ткани для основы.-8 час.
Теоретическая часть. Рассказ о классификации нитей. Нити, требуемые для
изготовления ковровых гобеленов. Свойства ткани для ковровой вышивки. Как подготовить нити и ткань к работе.
Практическая часть. Работа с нитями и тканью различной текстуры, отбор нитей для работы.
7. Технология ковровой вышивки-38час.
Теоретическая часть. Технология выполнения работы с использованием крючка Метод нарезки нитей для работы. Чтение схемы. Технология отделки края.
Практическая часть. Развитие технических навыков, скорости. Отработка на образцах. Оформление готовой работы.
8.Изготовление несложных изделий.-64час.
8.1. Сувенир «Сердечко»
Практическая часть. Знакомство с последовательностью изготовления сувенира.
Изготовление сувенира «Сердечко».
Сшивание деталей, набивка синтетическим наполнителем. декоративное оформление.
8.2. Панно «Герои сказок и мультипликации».
Практическая часть. Выбор рисунка, работа над эскизом. Выбор материала, нитей в соответствии с цветовым решением, перенос рисунка на ткань, заполнение частей рисунка ковровой вышивкой. Изготовление панно «Герои сказок и мультипликации».
Обработка изнаночной стороны работы при помощи клея ПВА, разведенного водой (для закрепления нитей). Обработка края готового изделия.
8.3. Подарок к празднику.
Практическая часть. Выбор будущего изделия. Подготовка эскиза или выбор готового. Подготовка ткани, нитей; перевод рисунка на ткань. Закрепление ткани на раме. Последовательное выполнение работы. Обработка готового изделия.
8.4. Эстетическое оформление работ.
Практическая часть. Оформленные работы для выставочного показа. Изготовление крепежа.
9. Заключительное занятие.-2 час.
Теоретическая часть. Выставка детских работ. Защита проектов. Подведения итогов работы кружка. Поощрение обучающихся, которые проявили творческую активность.
Планируемые результаты.
Предметные:
обучающиеся научатся:
- правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями);
- соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, игла, крючок…),
- различать виды материалов по их свойствам и структуре;
- определять основные и дополнительные цвета.
- понимать назначение схемы;
- правильно работать ручными инструментами( ножницы, игла. крючок) и соблюдать технику безопасности;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- эстетично и аккуратно выполнять оформлять края ковра и проклейку ковровых изделий;
-понимать технологию ковровоткачества крючком.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- понимать цель выполняемых действий;
- понимать важность планирования работы;
- с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;
- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной схемой ковроткачества;
- осмысленно выбирать пряжу, приём или технику работы;
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
- правильно находить способы устранения ошибок при выполнении различных операций.
Обучающиеся получат возможность получить навыки:
- продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
- включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
- продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- различать виды пряжи, ниток их свойства, инструменты по их назначению;
- характеризовать пряжу, нитки по их свойствам;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
Коммуникативные:
обучающиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога).
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок декоративно-прикладного творчества;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы качества:
- положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
- эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
обучающиеся получат возможность для формирования качеств:
- чувства сопричастности к культуре своего народа;
- адекватной оценки правильности выполнения задания.
-доброжелательного относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок.
Раздел II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график (Приложения №1, №2).
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Материалы: пряжа, нитки, канва для вышивания, страмин ;
инструменты: ножницы, напѐрсток, иглы, крючок, линейка, тетрадь
-Компьютер,
-помещение, соответствующее требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15;
- мебель (количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей в группе; шкаф для хранения материального оснащения и т.д.);
-стенды для демонстрации образцов.
2.3. Формы контроля:
Согласно учебному плану, результативность освоения программы отслеживается и фиксируется в форме:
-участия в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
- участие в школьные и региональные этапы конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Ковроткачество крючком» и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества; практические и творческие работы, наблюдение, устный опрос.
2.4. Перечень методических материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
-методические рекомендации для осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
-фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;
-видео каталог выставочных работ обучающихся и педагога;
-раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки)
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья УО (ИН) обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития вместе с нормально развивающимися обучающимися в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.
Рабочая программа. Является составной частью и разработана в соответствии с Положением о рабочей программе.
Литература:
Закон «Об образовании РФ».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (кружки по прикладному искусству и технологии)// под ред. Листовой Г.С. М.: «Просвещение», 1982.
5. Интернет источники
Елена Гаврииловна Гончарова