12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лунина Наталья Владимировна61
Учитель профессионально- трудового обучения в коррекционной школе. Стаж работы 25 лет.
Россия, Рязанская обл., Рязань
0

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (социально- педагогической направленности)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с задержкой психического развития)

«Русский сувенир»


Объем: 34 часа

Срок реализации: 1 года

Возрастная категория: 14-16 лет

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественно- эстетических, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Программа ориентирована на решение задач социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации учащихся с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства.

Актуальность программы обусловлена целями, заложенными в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности; мотивация личности к познанию и творчеству.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально­психологические функции, которые заблокированы у детей с ЗПР от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы. Занятия декоративно прикладным творчеством позволяют эти нарушения корректировать:

способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера;

способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга;

способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

воспитывают аккуратность, эстетический вкус.

Педагогическая целесообразность Разработанная программа ориентирована на детей с задержкой психического развития Рекомендуемый возраст обучающихся по программе 14-16 лет. Целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия по декоративно прикладному творчеству открывают детям с ЗПР путь к успеху, развивают их фантазию и художественные возможности.

Программа призвана помочь детям с ЗПР развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания по изготовлению работ декоративно- прикладного характера: лоскутная техника, аппликация, вышивка лентами, работа с кожей, народная кукла , мягкая игрушка и т.д.

Основная цель программы:

Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощений в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи

Обучающие:

- закреплять и расширять знания полученные на урока трудового обучения, изобразительного искусства, математики и т.д. и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области декоративно- прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, ткани, кожи и др. материалов;

Воспитательные:

осуществлять трудовое, эстетическое воспитание;

воспитывать любовь к родной стране, её природе и людям;

добиваться самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

Коррекционные:

развитие психических процессов ( мыслительной операции, восприятия, внимания);

коррекция поведенческих нарушений учащихся.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организованно на добровольных началах;

учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

предоставление учащимся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

система постоянного усложнения заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приёмами творческой работы со всеми учащимися;

в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся- это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, для продажи на ярмарках.

Методы.

Теоретические занятия по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Среди методов такие, как рассказ, беседа, объяснение, практическое выполнение трудовых заданий. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

Направление программы «Русский сувенир» имеет художественную направленность, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному предназначению учебно - познавательный. По времени реализации – долговременный (3 года обучения). Данная программа составлена для организации досуга 7ых -9ых классов, содержит тематический план с подробным раскрытием тем. Количество часов, отведённых на изучение тем программы, последовательность их изучения подобраны с учётом знаний и навыков учащихся.

Особенности организации образовательного процесса

Учет рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей учащихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей определяет ряд особенностей организации образовательного процесса:

Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся с ЗПР в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. При необходимости предусмотрена возможность пролонгации срока обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК или школы

Реализация программы происходит с нагрузкой в 34 часа, 1 раз в неделю. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в возрасте 14- 16 лет.

Язык обучения: русский

Особенности развития:

Испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;

Слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;

Контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения или у ребенка нет (недостаточный) опыта общения со здоровыми детьми;

Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха;

Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения,

Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы,

требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);

Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы,

Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении данной программы.

Учащиеся должны знать:

общие сведения из истории

применяемые материалы

инструменты и приспособления

технологические приёмы

особенности обработки

правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия

особенности окончательной отделки изделий из разных тканей.

Учащиеся должны уметь:

подбирать из журналов мод и составлять рисунки

выполнять работы из различных материалов

пользоваться инструментами и приспособлениями

подбирать фурнитуру к изделию

выполнять отделку изделий

правильно соединять элементы между собой

гармонично сочетать цвета между собой

выполнять окончательную отделку изделия

Планируемые результаты обучения

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является его способность трудится, способность упорно добиваться нужного результата.

-приобретение определённых знаний и навыков в области декоративно- прикладного

искусства, истории костюма;

-способность реализовать эти знания и навыки в дальнейшей жизни;

-знание культурного наследия своего народа, его этикета, обычаев;

-освоение выразительных возможностей материала: бумага, кожа, ткань, нитки, ленты

и т.д.

Предметные:

В результате обучения по программе обучающийся:

имеет мотивацию к получению знаний и умений по различным видам декоративно-прикладного творчества;

знает историю возникновения и развития изученных техник декоративно-прикладного творчества;

знает правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, технологию выполнения изделий в освоенных им техниках декоративно-прикладного творчества;

умеет самостоятельно находить в различных источниках информацию и использовать в процессе выполнения изделий в различных видах декоративно-прикладного творчества;

умеет применять полученные знания и навыки в практической деятельности.

Личностные:

В результате обучения по программе обучающийся:

демонстрирует общительность и эмпатию, дипломатичность

в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

проявляет уверенность в себе,

усидчив, проявляет самостоятельность и аккуратность.

Коррекционные:

В результате обучения по программе у обучающегося наблюдается:

включенность в социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе освоения программы, способность вступать в коммуникацию и решать коммуникативные задачи,

владение способами компенсации манипулятивных трудностей,

наличие положительной динамики в развитии мелкой и общей моторики;

проявление двигательной активности, выполнение упражнения во время физкультминуток с учетом особенностей двигательного развития.

Связь с предметами:

Математика :

- расчёт формул для построения выкройки, расхода материалов, математические зависимости;

Материаловедение :

- изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия;

Рисование :

- разработка эскизов альтернативных моделей, законы композиции, рисунка;

Экология :

- экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов входящих в состав тканей;

Эстетика :

- воплощение в костюме желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутьё, интуиция, чувства цвета и формы).

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами– умение делать базовые формы из прямоугольного листа бумаги

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в разных техниках; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Высокий уровень

- делает самостоятельно

организовать свое рабочее место,

рационально использовать необходимые материалы,

аккуратность выполнения работы.

Средний уровень

делает с помощью педагога или товарищей

организовать свое рабочее место,

рационально использовать необходимые материалы,

аккуратность выполнения работы.

Низкий уровень

не может сделать.

организовать свое рабочее место,

рационально использовать необходимые материалы,

аккуратность выполнения работы.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

выставки, презентации

коллективные проекты

работа в парах, малых группах

индивидуальные работы

коллективные игры и праздники

Организационно-педагогические условия реализации

программы.

Для реализации прав детей с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование по программе «Русский сувенир», можно выделить следующие организационно-педагогические условия:

1.Санитарно-эпидемиологические.

Соблюдение общих требований санитарно-гигиенических норм, к обеспечению санитарно-бытовых условий, к соблюдению пожарной и электробезопасности, к соблюдению требований охраны труда.

2.Организационные-технические.

Обеспеченность доступа детей и их родителей на территорию учреждения с предоставлением места для парковки машин, специально оборудованные въезды, скаты на тротуары; наличие пандусов, поручней, мнемосхем на стойках и др. имеются:

Наличие учебного кабинета площадью с соблюдением санитарно­гигиенических норм к воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению, оборудованными рабочими местами; гардероба, санузла, зоны для отдыха и игр.

3.Методическое обеспечение.

Обеспеченность обучающихся специальной учебной литературой и пособиями, в том числе, электронными по всем учебным темам образовательной программы.

Материально-техническое обеспечение.

Для учебных занятий с обучающимися необходимо иметь:

информационные ресурсы: компьютер, ноутбук,

программные материалы по разным темам образовательной программы;

оборудование, инструменты, приборы (по количеству обучающихся в группе): чертежные инструменты, инструменты и приспособления, нож канцелярский, карандаши, линейки.

материалы: кожа, мех, х/б ткань, нитки, пряжа, ленты, кружево

приспособления для развития моторики рук (кистевой эспандер, кубики и др.)

Информационное обеспечение.

Кладовая развлечений. Международный образовательный портал // URL: http://kladraz.ru.

Конкурсы. Лучший мастер-класс по рукоделию. Лучший мастер- класс по рисованию. Весенние поделки своими руками // URL: http://ped- korilka.ru.

Мастер-классы - уроки рукоделия //URL: http://masterciassv.ru.

Поделки, мастер-классы. Мастерим с детьми // URL: http: //www.maam.ru.

Сам себе мастер - Сайт для мастеров и мастериц // URL: http://sam.mirtesen.ru.

Страна Мастеров // URL: http: //stranamasterov.ru.

Кадровое обеспечение.

Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Русский сувенир» осуществляется с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

Так же возможно привлечение ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Промежуточная аттестация.

Обучающиеся программы «Русский сувенир» проходят промежуточную аттестацию после изучения каждого тематического раздела - 3 раза в год.

Формы, используемые для промежуточной аттестации:

выполнение практических заданий;

участие в выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Текущий контроль.

Текущий контроль проводится по окончании освоения каждой темы программы темы.

Формы, используемые для проведения текущего контроля:

опрос, беседа,педагогическое наблюдение и педагогический анализ, самоанализ.

Аттестация по итогам освоения программы.

Аттестация по итогам освоения программы «Русский сувенир» проходит один раз в год в конце учебного года (май).

При подведении итогов освоения программы проводится собеседование, участие в итоговой выставке декоративно­ прикладного творчества Оценочные материалы.

Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения АДОП, данные которой фиксируются в личной карте.

Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими индивидуальными достижениями ребенка. Любое продвижение относительно собственных результатов рассматривается как положительная динамика.

Для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы используются:

практические задания;

Помимо предметных результатов важно отслеживание развития личностных качеств учащихся. В первую очередь, это активность детей на учебных занятиях и в социокультурных мероприятиях, культура поведения, ответственность за порученное дело, развитие коммуникативных навыков, самостоятельность.

Основной метод оценивания данных показателей - наблюдение, в процессе которого оцениваются изменения в повседневном поведении и деятельности ребенка:

Отслеживание результатов осуществляется по следующим показателям:

Коммуникативные навыки и социализация:

стремление к общению и желание общаться,

умение высказать свои мысли и желания, умение слушать, слышать и воспринимать речь педагога, понимать сказанное,

принятие ответственности за свои действия,

стремление к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и др.).

Мотивация к занятиям и полнота усвоения теоретических знаний:

проявление желания и интереса к занятиям декоративно­ прикладным творчеством,

стремление к самостоятельности в работе, настойчивость при изучении терминов, условных знаков, схем

освоение правил техники безопасности,

овладение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и алгоритмов действий,

умение находить нужную информацию и использовать ее в своей работе и др.

Сформированность практических навыков

владение специальными инструментами: ножницы, швейная игла, шило, канцелярский нож, циркуль, карандаш с линейкой др.


Аннотация к рабочей программе кружка «Русский сувенир»


Адресат:

Программа адресована учащимся 7-9 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа

составлена на

основании:

Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Устава ОГБОУ «Школа №23»;

- Приказа Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


Цель обучения

по программе:

Создание условий для самореализации ребёнка в творчестве, воплощений в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.


Основные

задачи:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания полученные на урока трудового обучения, изобразительного искусства, математики и т.д. и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области декоративно- прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, ткани, кожи и др. материалов;

Воспитательные:

осуществлять трудовое, эстетическое воспитание;

воспитывать любовь к родной стране, её природе и людям;

добиваться самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

Коррекционные:

развитие психических процессов ( мыслительной операции, восприятия, внимания);

коррекция поведенческих нарушений учащихся.



Содержание:


Работа с текстильными материалами

Раскрой деталей из ткани. 

Шитье. 

Ремонт одежды. 

Лоскутная техника.

Аппликация.

Вышивка. 

Вышивка лентами.

Русские обряды и традиции.

Выполнение мережек.

Выполнение изделий из художественного лоскута.

Мягкая игрушка.


Кол-во часов

Программа рассчитана на 3 учебных года, 1 час в неделю.


Содержание программы.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Лоскутная техника.

История лоскутного шитья. Первые упоминания о лоскутной технике. Использование этой техники в России и за рубежом. Знакомство с понятиями «пэчворк» и «квилт». Варианты использования лоскутной техники при дизайне помещений и в одежде. Создание индивидуального стиля.

Подготовка инструментов и материалов для работы. Инструменты и материалы. Подготовка ткани к работе. Проверка ткани на стойкость цвета.

Правила использования цвета. Свойства цвета. Основные цвета. Понятие цветового круга. Холодные и тёплые цвета. Влияние цвета на человека. Советы по подбору выбора цветов для лоскутной техники.

Изготовление шаблонов. Назначение шаблонов. Порядок использования шаблонов. Различные варианты шаблонов (сплошные, сквозные, рамки). Изготовление шаблонов.

Техника шитья по спирали. Знакомство с последовательностью работы. Материалы для работы. Порядок сборки узора. Изготовление образца в технике «шитьё по спирали». Выполнение творческой работы.

Техника «шахматка». Знакомство с последовательностью работы. Материалы для работы. Разработка эскиза изделия. Изготовление шаблона в форме квадрата. Подбор материалов. Раскрой заготовок. Выполнение деталей. Порядок сборки узора. Изготовление образца в технике «шахматка». В.Т.О. Выполнение творческой работы.

Техника полосы. Знакомство с техникой выполнения работы 2 способами (диагональным и вертикальным). Необходимость использования ткани-основы. Выполнение образцов в данной технике 2 способами. Выполнение творческой работы любым способом.

Техника «треугольники». Знакомство с последовательностью выполнения работы. Правила построения шаблонов. Создание рисунка. Создание деталей в блок. Варианты расположения треугольников. Выполнение образцов в различных вариантах сборки. Выполнение творческой работы в данной технике.

Приёмы сборки большого изделия. Способы соединения блоков. В.Т.О. лицевой и изнаночной стороны изделия. Обработка краёв изделия.

Стёжка лоскутных работ. Технологическая необходимость стёжки. Узор стёжки. Ручная и машинная стёжка. Использование возможностей современных машин выполнять декоративные строчки для квилтинга. Обработка краёв изделия кантом. Выполнение образцов ручной и машинной стёжки на образцах. Выполнение творческой работы.

Аппликация.

История происхождения аппликации. Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликации из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами вышивки (бисером, и блёстками, вышивкой гладью, крестом).

Подготовка инструментов и материалов для работы. Инструменты и материалы. Подготовка ткани к работе. Проверка ткани на стойкость цвета.

Правила использования цвета. Свойства цвета. Основные цвета. Понятие цветового круга. Холодные и тёплые цвета. Влияние цвета на человека. Советы по подбору выбора цветов для аппликации.

Выбор рисунка. Зарисовка аппликации из журналов мод. Перевод рисунка на основу, затем на детали. Тематическая и геометрическая аппликации.

Подбор фурнитуры. Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани изделия.

Примётывание детали к основной ткани .Пришивание детали к основной ткани различными видами швов (гладьевые, петельные, тамбурные, через край, бархатный).

Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке и т.д..

Выполнение геометрической аппликации. Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу, затем на детали. Знакомство с последовательностью выполнения работы. Соединение деталей с основной тканью. Выполнение творческой работы.

Выполнение тематической аппликации. Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу, затем на детали. Знакомство с последовательностью выполнения работы. Соединение деталей с основной тканью. Выполнение творческой работы.

Вышивка лентами.

Историческая справка . Первые упоминания о вышивке лентами.

Историческая справка по использованию вышивки лентами в одежде и интерьере.

Подготовка инструментов и материалов для работы. Инструменты и материалы.

Ткани: их волокнистый состав и свойства. Факторы влияющие на выбор ткани. Виды отделки и др. отделочных материалов. Виды лент их свойства и назначение. Выбор материала, игл и приспособлений. Продевание ленты в иглу, закрепление ленты.

Выбор рисунка. Способы перевода рисунка на ткань, принадлежности для перевода.

Подбор фурнитуры. Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани изделия.

Швы и техники. Технология вышивки лентами. Подготовка пялец к работе. Виды основных швов. Правила безопасной работы. Технология выполнения швов (шов петля, колониальный узелок, французкий узелок, ленточный шов, шов захват и др.). Выполнение творческой работы в данной технике.

Швы и техники .Технология выполнения розы из ленты. Технология выполнения цветка из присборенной ленты. Технология выполнения розы «паутинка». Технология выполнения розы из скрученной ленты. Выполнение творческой работы в данной технике.

Вышивка.

История происхождения вышивки. Традиция края в вышивке. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области, села. Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки.

Подготовка инструментов и материалов для работы. Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями. Правила работы с ножницами, иглами, булавками. Подбор ниток и игл. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправка изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка мулине к работе.

Выбор рисунка. Способы перевода рисунка на ткань зависимости от структуры ткани, принадлежности для перевода . Разметка размера рисунка. Увеличение или уменьшение рисунка.

Технология выполнения. Выполнение простейших ручных швов (стебельчатый, тамбурный, вперёд иголка и др.). Выполнение творческой работы в данной технике.

Русские обряды и традиции.

Историческая справка. Куклы из бабушкиного сундука. Традиционный русский костюм.

Подбор фурнитуры. Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения, модели и ткани изделия.

Подготовка инструментов и материалов для работы. Инструменты и материалы. Подготовка ткани к работе.

Технология выполнения .Приёмы изготовления обрядовых и игровых кукол.

Деревенские календарные праздники. Праздники которые в той или иной мере были связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы..

Выполнение мережек.

Виды мережек. Материалы используемые при выполнении мережек. Выполнение мережки « кисточка» на образце. Выполнение мережки «столбик» на образце. Выполнение мережки «снопик» на образце. Выполнение мережки « раскол» на образце.

Выполнение мережки «козлик» на образце. Выполнение творческой работы в данной технике.

Изделия из художественного лоскута.

Теоретические сведения. Технология изготовления несложных лоскутных изделий : лоскутная тематическая аппликация, лоскутная геометрическая аппликация.

Практические работы. Перевод рисунка на ткань. Выбор ткани с учётом цвета, рисунка, фактуры. Подготовка ткани к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей (подкладочной и прокладки). Художественное оформление верхней детали ( ручной, машинный, клеевой способы). Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.

Прихватка для горячего с геометрическим рисунком.

Прихватка в технике шитьё из полос;

Прихватка в технике шитья из прямоугольных треугольников по схеме «Мельница»;

Прихватка в технике шитья из прямоугольных треугольников по схеме «Квадрат в квадрате»;

Комплект для горячего из трёх предметов ( прихваток и подставки под горячее);

Диванные подушки.

Квадратная наволочка в технике шитья из полос по схеме « колодец»;

Квадратная наволочка в технике шитья из полос по схеме «Ёлочка»;

Круглая наволочка с драпировкой и аппликацией;

Прямоугольная наволочка с аппликацией;

Наволочка с трапециями в технике « Витраж»;

Наволочка с ромбом технике « Витраж»;

Творческие работы

Комплект салфеток под приборы.

Грелки на заварной чайник.

Натабуретница.

Мешочки для подарков.

Коврики для стула.

Сумка, кошелёк, косметичка.

Фартук с лоскутным карманом.

Панно.

Мягкая игрушка.

Теоретические сведения. Трикотажные ткани. Искусственный мех. Конструирование игрушек. Анализ образцов. Детали кроя. Правила т/б с ножницами, иглой. Правила раскроя меха, соединения деталей. Практические работы. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.


Тематический план кружка «Русский сувенир»



Тема , раздел

Краткое содержание

Количество учебных часов

Дата

1

Вводное занятие


1

5.09

2

Изделия из художественного лоскута.


.

Теоретические сведения. Технология изготовления несложных лоскутных изделий : лоскутная тематическая аппликация, лоскутная геометрическая аппликация.


2

12.09

19.09



Перевод рисунка на ткань. Выбор ткани с учётом цвета, рисунка, фактуры. Подготовка ткани к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей (подкладочной и прокладки). Художественное оформление верхней детали ( ручной, машинный, клеевой способы). Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.


2

26.09

3.10

3

Прихватка для горячего с геометрическим рисунком.


Прихватка в технике шитьё из полос;

Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)


2

17.10

24.10



Прихватка в технике шитья из прямоугольных треугольников по схеме «Мельница»;

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)


2

31.10

7.11




Прихватка в технике шитья из прямоугольных треугольников по схеме «Квадрат в квадрате»;

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)



2

14.11

28.11

4

Диванные подушки.


Квадратная наволочка в технике шитья из полос по схеме « колодец»;

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)


3

5.12

12.12

19.12



Квадратная наволочка в технике шитья из полос по схеме «Ёлочка»;

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)



3

26.12

9.01

16.01


5.

Творческие работы


Мешочки для подарков.

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)



3

23.01

30.01

6.02



Фартук с лоскутным карманом.

(Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей. Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.)


3

20.02

27.02

6.03

6.

Мягкая игрушка.


Теоретические сведения.

История происхождения

1

13.03



Технология изготовления мягкой игрушки

1

20.03



Перевод лекал.

Выбор ткани с учётом цвета, рисунка, фактуры. Подготовка ткани к работе.

1

27.03



Изготовление шаблонов. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей.

2

10.04

17.04



Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.


2

24.04

15.04

7

Творческие работы



Выбор модели игрушки.

Изготовление шаблонов. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей.

Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.


1

22.04


Резервные часы

1, 8.9- мая

3



Итого за год


34 часа




Материально-техническое обеспечение программы


Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета–мастерской. Из дидактического обеспечения необходимо наличие швейного оборудования и принадлежностей, мультимедиа, музыкального оформления: музыкальных и видео записей, технологических карт, принтера для распечатывания выкроек.

Оборудование мастерской

материально-технические:

1 .Набор ручных швейных инструментов и приспособлений

2. Набор  чертежных инструментов

3. Виды швов, орнаментов

4. Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

5. Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия  

6. Швейные машинки

7. Оверлок

8. Гладильная доска

9. Утюг

10. Классная доска

11. Столы и стулья для обучающихся и педагога

12. Шкафы для хранения изделий и материалов


методические:

- Инструкционные карты сборки изделий.

- Образцы изделий

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

Список литературы:

Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

14.Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
.В.В.Онищенко «Мягкие игрушки своими руками» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2007

15.С.В.Стрельцова «Букет из конфет» -М.: ОЛМА Медиа Групп , 2012

16. Е.В. Данкевич «Бисер» -М.,Астрель; СПб.: Сова, 2010

17. О. А. Скоролупов «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством»- М., 2007

18. М. Аинотиер «Искусство Жостовских мастеров» 1979 г.

19. В. С. Горичева «Куклы»

20. В. П. Савиных «Умельцы о поделочных материалах»

21. О. С. Молотаборова «Кружок изготовления сувениров»

22. Н.Н.Алексахин «Волшебная глина»

23. Е.Субочева «Народные промыслы»

24. П.И.Уткин, Н.С.Королева «Народные художественные промыслы»

25. Г.Л.Дайн «Русская игрушка»


Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

www.qillingshop.ru/master-class-01.htm

http://school-box.ru

http://ppt4web.ru/

http://nsportal.ru

http://www.sdelaysam-svoimirukami.ru/

http://infourok.ru/

http://www.prodlenka.org









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.