12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авдошина Валентина Юрьевна269
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 67 города Благовещенска»



Принято

решением педагогического совета

Протокол № 4

от «25» сентября 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ «ДС № 67 г. Благовещенска»

__________ Т.В. Гурина

«25» сентября 2019 г.




Дополнительная

общеразвивающая программа

социально-педагогической

направленности



t1580871273aa.png


для детей

старшего (5-7 лет)

дошкольного возраста


Срок реализации программы: 2 года


Автор-составитель:

Авдошина Валентина Юрьевна,

воспитатель





2019 год

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

Введение

Актуальность

Новизна

Цель

Задачи

Уровень сложности

Направленность

Категория воспитанников участвующих в реализации данной программы

Объем освоения программы

Срок освоения программы

Режим занятий

Форма обучения

Форма проведения

Методы и технологии обучения

Отличительные особенности программы

Планируемые результаты

Оценка результатов освоения программы

Формы проведения итогов реализации программы

2. Содержание программы

Содержание учебного плана

Календарный учебный график

3. Организационно-педагогические условия реализации программы

материально-технические

учебно-методические

Литература





Пояснительная записка


Введение.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является очень важной, так как возросли требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Данная программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (далее- Стандарт);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам - образовательным программамдошкольного образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций».


Актуальностьпрограммы

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы подготовки детей к поступлению в первый класс, в частности, программы по обучению грамоте.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы «АБВГДейка» для детей дошкольного возраста 5-7 лет в учреждении дополнительного образования является актуальным.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Развитие речи дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. – и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако на специальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, развитие речи становится главной задачей. Это обуславливает необходимость и педагогическую целесообразностьразработки данной программы.


Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала:

Колесникова Е.В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 6-7лет. – М., 2001.

Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.


Цель программы: речевое развитие детей через систему игровых заданий и упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;

-познакомить с буквами русского алфавита;

- овладеть слоговым и слитным способам чтения;

- начать работу по подготовке детей к письму;

- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

- познакомить со слоговой структурой слова;

- формировать умения правильно строить предложение;

- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- расширять словарный запас детей;

- учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные; определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);

- учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;

- учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой – моделью.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать графические навыки;

- развивать мелкую моторику;

- развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

- развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

- воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность и самостоятельность.


Уровень сложности

Нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;

Выстраивание заданий в четкой последовательности, от простого к сложному;

Предоставление оптимальной помощи с постоянным её сокращением в зависимости от успехов детей.


Направленность программы

Программа имеет социально – педагогическую направленность, при её

выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а такжеучится адаптироваться в социальной среде.

Категория воспитанников участвующих в реализации данной программы - дети дошкольного возраста, 5-7 лет.

программа разработана для детей 5-7 лет.


Объем освоения программы-63 ч


Срок освоения программы - 2 учебных года, с 01.10.2019 г. по 31.05.2019 г.


Режим занятий: 2 раза в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью: 5-6 лет 20 минут, 6-7 лет- 30 минут.


Форма обучения: традиционная – групповая.


Форма проведения – занятия.

Деятельность строится в занимательной, игровой форме. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки.


Методыи технологии.

Методы, используемые при реализации программы:

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация

видеофильмов, показ образца задания…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

части.

Технологии:

Здоровьесберегающие

Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю

систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичныефизкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так жеснижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климатна занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.

В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно

проветривается во время перерывов между занятиями.

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное

развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует

пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся

спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания,

используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительнаяоценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующимидеятельность детей. В 5-6 летнем возрасте преобладающим видом деятельностидетей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной

ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все

занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные

упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже

подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи,

сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Компьютерные (новые информационные) технологии

Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности,

проведения дидактических игр, использование интерактивной установки

позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.

Технология проектного обучения применяется с цельюсамостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опытадеятельности.

Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в

изучаемый материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как

следствие- желанию учиться.

Технология деятельностного подхода — это организацияучебного процесса, вкотором главное место отводится активной иразносторонней, в максимальной степени самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся.Деятельностный подход к обучению предполагает:

-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именнонужно выяснить, освоить);

-выполнение учащимися определённых действий для приобретениянедостающих знаний;

-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющегоосознанно применять приобретённые знания;

-формирование у учащихся умения контролировать свои действия –как после их завершения, так и по ходу;

-включение содержания обучения в контекст решения значимыхжизненных задач.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является наличие наглядно-методического сопровождения, представленного конспектами учебно-игровых занятий для педагога, в которых предлагается программа на учебный год, четкое планирование каждого занятия с описанием цели и хода его проведения, и карточек с заданиями для ребенка, которые обеспечивают его наглядно-практические действия по усвоению программного материала.

Программа включает в себя практический курс по подготовке к обучению грамоте, задачи которого состоят в том, чтобы вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.

На этапе обучения детей звуко-буквенному анализу дополнительно используется демонстрационный материал. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1 год – развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 год – развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа – приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

- формирование графических навыков.



Планируемые результаты


Программа«АБВГДейка»обеспечивает достижениеследующих планируемых результатов:

- предметных;

- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- личностных.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

1 год обучения

- уметь правильно произносить все звуки родного языка;

- уметь отвечать на вопросы педагога;

- учиться задавать свои вопросы;

- уметь составлять 2-3 предложения по картинке;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие;

- определять и называть первый звук в слове;

- учиться делить слова на слоги;

- уметь соединять звуки в слоги;

- выполнять штриховку в разных направлениях;

- выполнять упражнения для пальцев рук и кистей.



2 год обучения

- умение отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- уметь обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать, верно, выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с педагогами и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);

- при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;

- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).

Оценка результатов освоения программы:

Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на

развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт

проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и

коррекционную функции и делится на:

- Входной контроль проводится 10-16 сентября в группах каждого года

обучения.

- Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия

- Итоговый мониторинг проходит в мае

По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводитсятекущий контроль знаний.

Формы подведения итогов

Дидактические игры

Выставка

Проверка навыков чтения

Конкурс чтецов

Тестирование

Практические работы

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие

листы с заданиями, развивающие игры, средства технического обеспечения.


Формы проведения итогов реализации программы: открытый показ детской деятельности.














Содержание программы.


Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

1. Подготовительный:

- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;

-интонационное выделение заданного звука в слове;

- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);

- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2. Основной

Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий);

- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;

-определение места звука / буквы в слове;

- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).

Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;

- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;

- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат;

- чтение слогов с изученными звуками и буквами;

- составление и чтение слов из знакомых букв;

- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.

Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

- графическое изображение мягких согласных звуков – зленый квадрат.

Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

- звуковой (фонетический) анализ слова;

- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);

- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов.

Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями  закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

- переход к чтению несложных текстов.

7. Повторение и закрепление пройденного материала



Учебный план

1 год обучения


п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

Подготовительный этап обучения

- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;

- интонационное выделение заданного звука в слове;

- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);

- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.


4

2

2

Тестирование

Наблюдение

2

Основной этап обучения«Звуки и буквы».

1.Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий);

- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;

- определение места звука / буквы в слове;

- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).

2.Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;

- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;

- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат;

- чтение слогов с изученными звуками и буквами;

- составление и чтение слов из знакомых букв;

- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.

3.Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

- графическое изображение мягких согласных звуков – зленый квадрат.

4.Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

- звуковой (фонетический) анализ слова;

- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);

- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов.

5.Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями.


57

28

29

Тестирование

Наблюдение

3

Закрепление

-закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- переход к чтению несложных текстов.

2


2

Тестирование


4

Всего

63

30

33

 






Учебный план

2 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

Подготовительный этап обучения

- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;

- познакомить с понятием «предложение»;

- учить определять порядок слов в предложении.

- учить детей выделять предложения из речевого потока (связного рассказа);

- представление о том, что в предложении может быть разное количество слов.

- учить складывать двух или трех словные предложения о предметах.

3

2

1

Тестирование

Наблюдение

2

Основной этап обучения Повторение «Звуки и буквы».

- повторение и закрепление букв и звуков русского алфавита.

- формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

- формирование представления о предложении.

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

- совершенствование навыка чтения.

- развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.


57

28

29

Тестирование

Наблюдение

Практическое задание, опрос.

3

Закрепление

-закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

- переход к чтению несложных текстов.

3


3

Тестирование


4

Всего

63

30

33

 

Содержание учебного плана

Содержание программы – 1 год обучения – полностью соответствует методическому пособию М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. Методическое пособие «Обучение грамоте детей 5-7», 2017г.

Содержание программы – 2 год обучения – полностью соответствует методическому пособию «Развитие читательских навыков у детей 1,2,3 часть» О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова - М : «Издательство Владос»,2017г

Календарный учебный график – 1 года обучения.

п/п

Дата

проведения

(по плану)

Время

проведениязанятия

Название

раздела/темы

занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведениязанятия

Срок проведения занятия

(факт)

Форма

контроля

1.

03.10

20 мин.

Первичная диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа».

1

групповая

группа



Практическое задание, опрос.




Наблюдение за деятельностью детей.

2.

08.10

Мир звуков. Звуки речи.

1


3.

10.10

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

1


4.

15.10

Условные обозначения гласных (красный квадрат) и согласных (синий, зелёный) звуков.

1


5.

17.10

22.10

Гласный звук [а], буква А, a.

2


6.

24.10

29.10

Гласный звук [о], буква О, о.

2


7.

05.11

07.11

20 мин.

Гласный звук [ы], буква ы.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Практическое задание, опрос.

8.

12.11

14.11

Гласный звук [и], буква И, и.

2


9.

19.11

21.11

Гласный звук [у], буква У, У.

2


10.

26.11

28.11

Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н.

2


11.

03.12

05.12

20 мин.

Согласные звуки [м], [м,], буква М, м.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование




Практическое задание, опрос.


12.

10.12

12.12


Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т.

2


13.

17.12

19.12


Согласные звуки [к], [к,], буква К, к.

2


14.

24.12

Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р.

1


15.

16.

26.12

09.01

Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л.

2



17.

18.

14.01

16.01

Согласные звуки [в], [в’], буква В, в.

2




19.

20.

21.01

23.01

Согласные звуки [с], [с,], буква С, с.

2



21.

28.01

30.01

Согласные звуки [п], [п’], буква П, п.

2


22.

04.02

06.02

20 мин.

Согласные звуки [з], [з’], буква 3, з.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Практическое задание, опрос.


23.

11.02

13.02

Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б.

2


24.

18.02

20.02

Согласные звуки [д], [д’], букваД, д.

2


25.

25.02

27.02

Согласный мягкий звук [й’], буква Й, й.

2


26.

03.03

05.03

20 мин.

Буква Я, я -показатель мягкости согласных звуков.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование


Практическое задание, опрос.


27.

10.03

12.03

Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г.

2


28.

17.03

19.03

Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч.

2


29.

24.03

26.03

Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш.

2


30.

02.04

07.04

20 мин.

Гласный звук [э], буква Э, э.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование


Практическое задание, опрос.

31.

09.04

14.04

Буква Е, е, - показатель мягкости согласных звуков.

2


32.

16.04

21.04

Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж.

2


33.


23.04

28.04

Согласные звуки [х], [х,], буква X, х.

2



34.

05.05

07.05

20 мин.

Буква Ю, ю - в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков.

2

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование


Практическое задание, опрос.



35.

12.05

Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц.

1


36.

14.05

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф.

1


37.

19.05

Буквы ъ, ь.

1


38.

21.05

Согласный мягкий звук [щ], буква Щ, щ.

1


39.

26.05

Закрепление пройденного материала.

1


40.

28.05

Обследование детей на конец года.

1



Календарный учебный график кружка “АБВГДейка” 2 год обучения.



п/п

Дата

проведения

(по плану)

Время

проведениязанятия

Название раздела/темы занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Место

проведениязанятия

Срок проведения занятия

(факт)

Форма

контроля

03.10

30 мин.

Вводное занятие. Входной контроль.

1

групповая

группа



Практическое задание, опрос.




Наблюдение за деятельностью детей.

08.10

10.10

Слово. Предложение.

2



15.10

17.10

Гласный звук [а], буква А, a.Чтение слогов, слов.


2


22.10

24.10

Гласный звук [о], буква О, о.Чтение слогов, слов.


2


29.10

05.11

Гласный звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ.


2


30 мин.

групповая

группа


Наблюдение за деятельностью детей.


Практическое задание, опрос.

07.11

12.11

Гласный звук [и], буква И, и. Деление слова на слоги.


2


14.11

19.11

Гласный звук [у], буква У, У.Ударение.


2


21.11

26.11

Гласный звук [э], буква Э, э. Деление слова на слоги.


2


28.11

03.12

Буквы Е, е Ё, ё - показатель мягкости согласных звуков. «Слог – ударные слоги».


2


30 мин.

групповая

группа

Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование




Практическое задание, опрос.


05.12

10.12

Буква Ю, ю - в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков.


2


12.12

17.12

Буква Я, я -показатель мягкости согласных звуков. Ударение.


2


19.12

24.12


Согласные звуки [п], [п’], буква П, п. Чтение слогов, предложений.Работа по сюжетным картинкам.

2


26.12

09.01

Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б. Деление слова на слоги.


2


14.01

16.01

30 мин.

Согласный звук [в], [в,], буква В, в. Чтение слогов, предложений.Работа по сюжетным картинкам.

2

групповая

группа



21.01

23.01


Согласный звук [ф], [ф,], буква Ф, ф. Характеристика звука.


2


28.01

30.01

Согласные звуки [г], [г’], буква Г, г. Печатание букв. Чтение слогов, слов.


2


04.02

06.02

Согласные звуки[к], [к.], буква К, к. Печатание букв. Чтение слогов, слов.

2


11.02

13.02

30 мин.

Согласные звуки [д], [д’], буква Д, д. Деление слов на слоги.

2

групповая

группа



Наблюдение за деятельностью детей.


Практическое задание, опрос.


18.02

20.02

Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т.Работа по сюжетным картинкам.

2


25.02

27.02

Чтение слогов и стихотворных текстов.Заучивание стихотворения Г. Сапгира.

2


03.03

05.03

Согласные звуки [с], [с,], буква С, с.Работа по сюжетным картинкам.

2


10.03

12.03

Согласный мягкий звук [щ], буква Щ, щ.Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

2


17.03

19.03

Буквы ъ, ь. Составление схем предложений.

2


30 мин.

групповая

группа

Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование


Практическое задание, опрос.


24.03

26.03

Согласные звуки [м], [м,], буква М, м. Составление схем предложений и отдельных слов.

2


02.04

07.04

Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. Работа со схемой предложения.

2


09.04

14.04

Согласные звуки [л], [л’], буква Л, л. Работа со схемой предложения.

2


16.04

21.04

Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц.Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

2


30 мин.

групповая


группа



Наблюдение за деятельностью детей.


Тестирование


Практическое задание, опрос.


23.04

Согласный мягкий звук [й’], буква Й, й. Подбор слов к схемам.

1


28.04

05.05

Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж.Подбор слов к схемам.

2


07.05

12.05

Согласные звуки [н], [н’], буква Н, н.

Согласные звуки [х], [х,], буква X, х.Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

2


14.05

19.05

Согласный мягкий звук [ч’], буква Ч, ч,[ш], буква Ш, ш.Учимся «читать" знаки препинания.

2


21.05

26.05

Закрепление и повторение пройденного материала.

2


28.05

Итоговое занятие по обуч. грамоте. Контроль знаний.

2





Информационная карта дополнительной

общеразвивающей программы


Наименование ОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 города Благовещенска»

Направленность программы

Социально-педагогическая


Полное наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности «Играй - город».

Цель программы

Речевое развитие детей через систему игровых заданий и упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.


Вид программы

Дополнительная.

Срок реализации

2 года.

Уровни программы


Когда и где рассмотрена

Педагогический совет, протокол № 4 от «25» сентября 2019г.

Возраст обучающихся

Дошкольный возраст (5-7 лет).

ФИО автора-составителя

Авдошина ВалентинаЮрьевна

Сведения о педагоге, реализующем программу

Воспитатель

Аннотация программы

Программа «АБВГДейка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик авторов: М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. Методическое пособие «Обучение грамоте детей 5-7», 2017г. и О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. «Развитие читательских навыков у детей»,2017г.

Программа направлена на общее развитие ребенка, наполноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создаетсяпрочная основа для успешного изучения русского языка.Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучениючтению и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Прогнозируемые результаты

1 год обучения

- уметь правильно произносить все звуки родного языка;

- уметь отвечать на вопросы педагога;

- учиться задавать свои вопросы;

- уметь составлять 2-3 предложения по картинке;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие;

- определять и называть первый звук в слове;

- учиться делить слова на слоги;

- уметь соединять звуки в слоги;

- выполнять штриховку в разных направлениях;

- выполнять упражнения для пальцев рук и кистей.

2 год обучения

- умение отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- уметь обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.





3. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические:

проектор;

ноутбук,

Учебно-методические:

1. Магнитная азбука;

2. Дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы».

3. Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

4. Рабочие тетради для детей«Я учу звуки и буквы».

6. Дополнительный материал:

7. Видеоуроки «Конспекты АБВГДйка - видеоуроки по изучению звуков и букв».





















Список литературы.


М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. Методическое пособие «Обучение грамоте детей 5-7», 2017г.

« Развитие читательских навыков у детей 1,2,3 часть» О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова - М : «Издательство Владос»,2017г

Рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы» Н.А. Гоголева 2016г.

Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.Ярославль. «Академия развития» 2016г.

Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия развития». 2009г.

Практическое пособие «Буквы в раскрасках». Е. В. Соловьева.

Москва  «Просвещение» 2015 г.

Конспекты АБВГДейка - видеоуроки по изучению звуков и букв: [Электронный ресурс].https://videouroki.net/video/.

Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.

Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2016 г

Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.













Приложение 1

Механизм определения результативности программы

1. Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков.

2. Организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

4. Анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине.

Форма подведения итогов реализации программы – итоговое тестирование. На основании полученных данных проводится анализ результативности прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От звука к букве» детьми, который позволяет подобрать эффективные формы и методы организации образовательного процесса и провести коррекцию программы обучения.

Для оценки результативности реализации данной программы разработан диагностический инструментарий.

Критерии оценивания

Низкий – Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.

Высокий – В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове).


Оценочные материалы


Диагностический инструментарий для оценки результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«От звука к букве»





Оценка результатов деятельности обучающихся

1 год обучения

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.

Детям предлагается задание:

1. Скажи одно слово.

2. Скажи один звук:

а) скажи, сколько звуков в слове «дом»;

б) назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение.

a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…»;

б) назови первое, второе, третье слово.

4. Прочитай предложение «Дети играют» или «Дети идут в школу».


Оценка результатов.

Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Первые 3 задания:

Верный ответ – 1балл.

Неверный – 0 баллов.

Четвертое задание:

Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов.

Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл.

По слогам (послоговое чтение) – 2 балла.

Слитное (целыми словами) – 3 балла.


Материал для промежуточного контроля усвоения программы

Форма диагностики: практические задания


1. Задание. Соедини линией те картинки, названия которых звучат похоже.

t1580871273ab.jpg

t1580871273ac.jpgt1580871273ad.pngt1580871273ae.png






t1580871273af.pngt1580871273ag.jpgt1580871273ah.jpg

t1580871273ai.jpg


2.






Задание. Раздели под каждым предметом прямоугольник на столько частей,сколько слогов в названии этого предмета

t1580871273aj.jpgt1580871273ak.jpgt1580871273al.jpg

t1580871273am.gif






t1580871273an.gift1580871273ao.gift1580871273an.gift1580871273ap.gif





3. Задание. Обведи синим карандашом предметы, в которых есть звуки (твердые согласные) «З» и «С», а зеленым – звуки (мягкие согласные) «ЗЬ» и «СЬ»


t1580871273aq.jpgt1580871273ar.gift1580871273as.jpg

t1580871273at.gif



t1580871273au.jpgt1580871273av.jpgt1580871273aw.jpgt1580871273ax.jpg





t1580871273ay.jpg

t1580871273az.jpgt1580871273ba.jpgt1580871273bb.jpg





4. Задание. Раскрась только те картинки, в которых есть звук «Ц»

t1580871273bc.jpg

t1580871273bc.jpgt1580871273bd.jpg








t1580871273bd.jpg

t1580871273bd.jpg

t1580871273bd.jpg






5. Задание. Соедини предметы, названия которых начинаются на одни и те же звуки.

t1580871273be.jpgt1580871273bf.jpg






t1580871273bg.jpgt1580871273bh.jpg






t1580871273bi.jpg

t1580871273bj.jpg







t1580871273bk.gif

t1580871273bl.jpg














Материал для итогового контроля усвоения программы

Форма проведения итоговой диагностики:

1. Практические задания

1 вариант

1. Задание. Назови предметы. Четко и правильно произнеси все звуки. Какой предмет в каждом ряду лишний? Вычеркни его.

t1580871273bm.jpg















высокий– самостоятельно назвал «лишнюю» картинку в каждом ряду;

среднийдопустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;

низкийне справился с заданием.



2. Задание. Соедини картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук.

t1580871273bn.jpg











высокий - самостоятельно подобрал пары картинок, названия которых начинаются на один звук;

средний допустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;

низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на один звук.

t1580871273bo.jpg





















3. Задание. Раздели под каждым предметом прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.

t1580871273bp.jpg













высокийсамостоятельно и правильно разделил прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.

средний - выполнил задание при помощи взрослого или допустил 2-3 ошибки;

низкийне смог разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в его названии.

4. Задание. Произнеси слова. Соедини между собой картинки, названия которых звучат похоже.

высокий - самостоятельно подобрал пары картинок, названия которых начинаются на один звук;

средний допустил 1 ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;

низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на один звук.

t1580871273bq.jpg















5. Задание. Раскрась только те картинки, название которых начинается со звука «У».

t1580871273br.jpg















высокий самостоятельно раскрасил картинки, названия которых начинаются на нужный звук;

среднийдопустил ошибку или выполнил задание с небольшой помощью взрослого;

низкий - не смог найти картинки, названия которых начинаются на нужный звук.

2. Опрос

1. Задание. Повтори предложение. Четко произнеси слова.

t1580871273bo.jpg















высокий – четко и правильно произнес все звуки в словах;

средний – не смог произнести четко 1-3 звука;

низкий - не смог произнести четко более 3 звуков.

2. Задание. Измени слова по образцу.

t1580871273bs.jpg













высокий – правильно употребил слова во множественном числе;

средний – допустил 1-2 ошибки в употреблении множественного числа слов;

низкий - допустил 3-4 ошибки.

3. Задание. Рассмотри картинку. Ответь на следующие вопросы.

t1580871273bt.jpg











высокий – ответил на вопросы, правильно употребляя предлоги «на», «над», «под»;

средний – допустил 1-2 ошибки в употреблении предлогов;

низкий – допустил 3-4 ошибки в употреблении предлогов.




4 Задание. Рассмотри картинки. Чем они отличаются? Расскажи.

t1580871273bu.jpg













высокий– самостоятельно составил сравнительный рассказ по картинкам из нескольких предложений (не менее 3-4 предложений);

средний составил рассказ при помощи взрослого;

низкий не смог составить сравнительный рассказ.

Материал для итогового контроля усвоения программы

Форма проведения итоговой диагностики: практические задания


2 вариант

1 Задание. Определи, что объединяет картинки в пару. Какой предмет должен быть в пустом окошке? Соедини линией окошко и предмет.


t1580871273bv.jpg











2. Задание. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых есть звук «р», а зеленым, если есть звук «рь».

t1580871273bw.gif





















3. Задание. Найди и раскрась цветными карандашами коврик Старика Хоттабыча. На нем елочка расположена в левом верхнем углу, домик – в правом верхнем углу, грибок – в левом нижнем, а листок – в правом нижнем углу.

t1580871273bx.jpg

4. Задание. Соедини между собой картинки, названия которых звучат похоже.

t1580871273by.gif















Диагностический инструментарий для оценки результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«АБВГДейка»



Оценка результатов деятельности обучающихся

2 год обучения



Материал для входного контроля усвоения программы



Форма проведения входной диагностики:

1. Опрос-тест

1. Задание. Назови слова, обозначающие игрушки. Назови слова, обозначающие посуду.



t1580871273bz.jpgt1580871273ca.jpgt1580871273cb.jpgt1580871273cc.jpgt1580871273cd.jpgt1580871273ce.gif











2. Задание. Скажи, сколько звуков в слове «шар». Назови их. (Ребенок должен назвать согласные звуки без призвука гласных – «ш», «р»).

t1580871273cf.gif









3. Задание. Назови в слове «машина» первый, второй, третий.

t1580871273cg.jpg

4. Задание. Хлопни в ладоши, если в словах, которые я назову, есть звук «Б».

Баран, Буратино, букварь, бабочка, банка, белка, булка, береза, бочка.



2. Практические задания

1. Задание. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых есть звук «к», и зеленым – в названии которых есть звук «кь».

t1580871273ch.jpgt1580871273ci.jpgt1580871273cj.jpg

t1580871273ck.jpg



t1580871273cl.gift1580871273cm.jpg





1. Задание. Определи первый звук в названии каждого предмета и соедини его с соответствующей буквой.

Аt1580871273cn.jpg

Мt1580871273co.jpg

t1580871273cp.jpg

П

t1580871273cq.jpg

t1580871273cr.gif Г

Ц



2. Задание. У Незнайки есть три книги: зеленая, красная и синяя. Он расставил их на полке в определенном порядке. Первая книга не красная и не синяя. Вторая книга – не синяя и не зеленая. Раскрась книги в нужные цвета.

t1580871273cs.jpg















t1580871273ct.jpg3. Задание. Нарисуй в чаше столько кружков, сколько слогов в слове на картинке над ней.

t1580871273cu.jpgt1580871273cv.jpg

t1580871273cw.jpg





t1580871273cx.gift1580871273cx.gift1580871273cx.gift1580871273cx.gif

4. Задание. Догадайся, какая картинка в каждом ряду лишняя. Обведи ее в кружок. Обрати внимание на последний звук.

t1580871273cy.gift1580871273cz.jpgt1580871273da.jpgt1580871273db.gif



__________________________________________________________________

t1580871273dc.jpgt1580871273dd.jpgt1580871273de.jpgt1580871273df.jpg







5t1580871273dg.gif .Задание. Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит.

t1580871273dh.jpgt1580871273di.jpg





t1580871273dj.gift1580871273dj.gift1580871273dj.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gif





Материал для промежуточного контроля усвоения программы

Форма диагностики: практические задания



1. Задание. Зачеркни гласные буквы.



В А Р П О Р А К Н Е Г Р Ы Н О П Э В Б Р Л Э У Щ Т

У Ж С Т Е М Н Р Ё Д Л О П Т Г Ы Ч Я Ж Л К У Д Л В

А Д Б Ь Ю Т М С Э К В Ф О Г Д Ё Р Б Ж У В С Е Л Х Ы

Ч Я Э Ф Д Ы Ю М Т У Р О Ф А Р П Ы Н К Е В Я Г К Д

2. Задание. Нарисуй красный квадрат в прямоугольнике под предметом так, чтобы он обозначал место звука «А» в названии предмета.

t1580871273dl.jpgt1580871273dm.jpg

t1580871273dn.jpg



t1580871273do.gift1580871273do.gift1580871273do.gif

3t1580871273dp.jpg . Задание. Нарисуй синий квадрат в прямоугольнике под предметом так, чтобы он обозначал место звука «Л» в названии предмета.

t1580871273dq.pngt1580871273dr.png





t1580871273do.gift1580871273do.gift1580871273do.gif

4. Задание. Соедини парами картинки, в названии которых одинаковое количество слогов.

t1580871273ds.jpg

t1580871273dt.jpgt1580871273du.jpgt1580871273dv.jpg

t1580871273dw.jpgt1580871273dx.jpgt1580871273dy.jpgt1580871273dz.jpg





5. Задание. Что изображено на картинке? Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? Подбери к каждой схеме подходящие картинки.

t1580871273ea.gift1580871273ea.gift1580871273ea.gif

t1580871273do.gift1580871273do.gift1580871273do.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gift1580871273dk.gif



t1580871273eb.gift1580871273ec.jpgt1580871273ed.jpg







6t1580871273ee.png . Задание. Посчитай сколько слов в предложении и нарисуй для него схему.









Девочка моет посуду.

7. Задание. Назови изображенные здесь предметы и впиши в клеточки их названия по буквам.

t1580871273ef.pngt1580871273eg.jpgt1580871273eh.jpg











t1580871273ei.jpg















Материал для итогового контроля усвоения программы

Форма диагностики: практические задания



1t1580871273ej.jpg . Задание. Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит.

t1580871273ek.jpgt1580871273el.jpg























2. Задание. Составь предложение к картинке из 3 слов. Запиши условными обозначениями. (Дети делают зарядку.)

t1580871273em.gif









t1580871273en.gif









3. Задание.t1580871273eo.jpg Прочитай слова. Подчеркни во втором слове букву, которой нет в первом. Соедини с предметом, к которому это слово подходит.



t1580871273ep.jpg

Уt1580871273eq.jpg ДОЧКА УТОЧКА







Кt1580871273er.jpgt1580871273es.jpg ОЗА КОСА

t1580871273et.gif







МИСКА КИСКА

4. Задание. Добавь по букве в каждое слово, чтобы получилось новое слово. Рисунки и буквы справа в этом помогут. (Если ребенок не умеет читать, педагог может прочитать слова из левого ряда)t1580871273bx.jpg



5. Задание. В слове буквы перепутали свои места. Расставив правильно буквы, ты узнаешь, какой литературный жанр тут «зашифрован».

t1580871273eu.gift1580871273eu.gifЗ

t1580871273eu.gifС

t1580871273eu.gifА

К

t1580871273eu.gift1580871273eu.gifА

К













6. Задание. Напиши названия предметов. Пиши гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

t1580871273ev.jpg



















t1580871273ew.jpgt1580871273ex.jpgt1580871273ey.jpg





Материал для итогового контроля усвоения программы.

Форма диагностики: опрос-тест

1.Задание.Придумай как можно больше слов на букву С. Время 1 минута.

Оценка: 6-7 слов – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

1-3 слов – низкий уровень

2. Задание. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Мама, папа, школа, машина, письмо, бабушка.


Оценка: Безошибочное выполнение – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

1-3 слов – низкий уровень

3. Задание.Словообразование.

Как будет называться маленький предмет?

Мяч -…(мячик) Оценка:

Рука - … 6-7 слов – высокий уровень

Солнце … 4-5 слов – средний уровень

Трава - … 1-3 слов – низкий уровень

Плечо - …

Ухо - …

Таз - …

4. Задание. Назвать детеныша взрослого животного:

1. Лисы (лисенок)

2. Слона (слоненок)

3. Вороны (вороненок)

4. Свиньи (поросенок)

5. Медведя (медвежонок)

6. Оленя (олененок)

7. Львицы (львенок)

8. Ежихи (ежонок)

9. Тигрицы (тигренок)

Оценка:

Безошибочное выполнение – высокий уровень

5-8 слов – средний уровень

1-4 слов – низкий уровень

5. Задание. Исследованиеособенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «щ», сразу хлопнешь в ладоши».

Слова для предъявления: чашка, щетка, чечетка, щека, сова, часы, щит, щегол, чиж, стриж, щенок, щука, шкаф, щипцы, щавель, шарф, щель.


Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков:

Безошибочное выполнение – высокий уровень

1-2 ошибки – средний уровень

3 и более ошибок – низкий уровень

6. Задание. Назвать, одним словом, профессию.

Человек, который:

1. Учит детей (учитель)

2. Лечит людей (доктор)

3. Водит автобус (шофер)

4. Чинит сапоги (сапожник)

5. Строит дома (строитель)

6. Готовит пищу (повар)

7. Стрижет людей (парикмахер)


Оценка:

Безошибочное выполнение – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

1-3 слов – низкий уровень

7. Задание. Работа над предложением.

Закончить предложения, подобрав существительное по смыслу.

1. Девочка качает … (куклу) Оценка:

2. Ребенок толкает … 5-6 предложений – высокий уровень

3. Мама стирает … 3-4 предложения – средний уровень

4. Папа ремонтирует… 1-2 предложения – низкий уровень

5. Девочка поливает …

6. Лошадка скачет …


8. Задание.Образование предложений с данными словами.

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.


9. Задание. «Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов изображенных на этих рисунках»

t1580871273ez.png

t1580871273fa.jpgt1580871273fb.jpgt1580871273fc.jpg


Оценка:

Безошибочное выполнение – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

1-3 слов – низкий уровень

Дидактические игры и упражнения

«Ветер-ветерок».

Педагог предлагает встать около стульчиков. На слово «ветер» дети должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку – м-м-м. На слово «ветерок» дети должны присесть, тихонько петь песенку ветерка – ш-ш-ш и слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветра).

«Жуки прилетели».

Педагог: «Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели отдохнуть на листочек ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес».

«Насос».

Педагог предлагает сделать круг мяч. Вот какой у нас мяч, но он сдулся ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом с-с-с (дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят с-с-с). Мы так сильно накачали, что он лопнул ш-ш-ш (дети произносят звук «ш», сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом – сь-сь-сь (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук «сь», делают круг).

«Будь внимательным».

Педагог: «Если я назову большого братца – звук «с», то вы поднимете руки вверх и похлопаете, если назову маленького братца звук «сь», вы присядете».

«Скажи, как я».

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю.

«Зоопарк».

Педагог: «Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в «зоопарк».

«Найди пару».

Педагог раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова названия начинались с одного звука (машина малина, стол слон).

Педагог: «Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу «Ищи» вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно».

«Назови первый звук».

Педагог: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый звук этого слова и перебросить мяч мне».

«Киоск открыт».

Педагог: «Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук слова». (Открытки по выбору педагога).

«Найди братца».

I вариант:

Педагог дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти предмет, название которого начинается с братца его звука (названия его предмета)

II вариант:

«Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца».

«Назови слова».

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука

«л», а затем «ль».

«Звук потерялся».

1. В зоопарке живёт с . он (слон),

Словно дом, огромен он.

Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)

2. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла .пу. (лампу).

Дети называют слово и пропущенный звук, (а).

3. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к .ошки. (крошки).

Дать детям задание определить, какой звук пропущен.

«Кто внимательный».

1-й вариант:

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

2-й вариант:

Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет. Назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «БЬ »

3-й вариант:

Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

1. Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

2. Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

3. Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

4. Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

5. Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

6. Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

7. Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

8. Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

9. Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

10. Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?»

(употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц – гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (платье, костюм, брюки);

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что может плавать?

- Что (кто) может скакать? И т. д.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас – о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму»

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.


Игры и упражнения для подготовительного этапа


Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука: «Скажи так, как я», «Скажи, как кукла»; «Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»; «Договори слово» (до... (м), со... (м)); «Спой песенку ветра (жука)»; «Произнеси громко звук молотка»; «Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».

Упражнения на определение первого звука в слове: «Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»; «Назови первый звук слова»; «В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»; «Найди себе пару» (с таким же звуком картинку); «Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков: «Найди братца»; «Угадай, чей это мячик»; «Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»; «Угадай, к кому мы пойдем в гости»; «Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»; «Спой песенку большого (маленького) насоса»; «Разложи картинки к синему и зеленому кружочку».

Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»: «Собери в корзинку «вкусные слова»; «Назови, словом игрушки в магазине»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Скажи, на чью песенку похож этот звук».

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания: «Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении»; «Скажите, какие слова похожи в стихотворении»; «Подбери подходящее слово»; «Подскажи словечко»; «Будь внимательным»; «Скажи правильно»; «Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.

Упражнения

1. «Чего в лесу?»

Цель: образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

2. «Один – много»

Цель: преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

3. «Большой – маленький»

Цель: образование уменьшительной формы существительных.

4. «Что из чего сделано?»

Цель: образование прилагательных от существительных.

5. «Закончи слово»

Цель: подбирать слова с опорой на первый слог.

6. «Цепочка слов»

Цель: выделять первый и последний звук в слове и подбирать слова с определенным звуком.

7. «Что бывает?»

Цель: узнавать предмет по признакам и самостоятельно описывать предметы.

8. «Скажи наоборот»

Цель: подбор слов с противоположным значением.

9. «Пропущенное слово», «Добавь словечко», «Подскажи словечко».

Цель: подбор слов подходящих по смыслу.

10. «Придумай предложение»

Цель: составлять предложения по опорным словам.

11. «Найди лишнее слово»

Цель: определять лишние слова и объяснять свой выбор.

12. «Чем отличаются слова? - кот - кит (гласными о, и)

Цель: определять на слух отличие слов.

13. «Какая буква лишняя?»

Цель: закрепить знания согласных и гласных букв.

- М З А Л Ф

- О А Л И Е

14. «Наборщик слов»

Цель: составить как можно больше слов.

Здоровье- зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред, рев.

15. «Необыкновенные превращения»

Цель: учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков (букв) и получать новые слова.

Сом-дом-ком-лом-ром.

16. «Слово рассыпалось»

Цель: упражнять в составлении слов.

- МАБУГА (бумага)

- БЕНИКУЧ (учебник).



















Приложение 2

Методические материалы

Основной формой обучения по программе «АБВГДейки» является занятие. Каждое занятие включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Ошибки детей используются для повторного объяснения, закрепления пройденного материала.

Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Особое внимание уделяется подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей 5-7 лет.

Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир. Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей пяти-семи лет является активная помощь родителей.

Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время мало подвижных занятий широко применяется в работе с детьми по данной программе. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых.

Главная задача первого года обучения – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков. Этой цели служат конспекты, в которых каждое занятие расписано до мельчайших подробностей, дан дополнительный материал для работы вне занятий. Каждую неделю ребенок знакомится с одним из звуков русского языка. Порядок знакомства со звуками: сначала гласные и простые согласные, затем свистящие, шипящие, сонорные. По определенной схеме ребенок учится произносить звук изолированно, в словах, а затем и во фразовой речи. Для развития умения произносить звук изолированно детям предлагаются игровые упражнения «Как гудит паровоз», «Как поет свою песенку комарик», «Как рычит мотор».

Произносить звук в словах ребенок учится, играя в словесные игры «Подскажи словечко», «Назови картинки», «Отгадай загадку».

Заучивание потешек, стихотворений способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти. Активность ребенка на занятии направлена также на развитие моторики, основных движений и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью в средней группе ребенок знакомится с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.

На втором годуобучения решаются задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму. Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита по общепринятым группам – гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, твердый и мягкий знак.

Введение условных обозначений помогает ребенку самостоятельно формулировать учебные задачи занятия.

Продолжается работа со звуковой моделью слова; ребенок моделирует фонемную структуру слова и проводит его фонетический разбор (слово обозначается в виде прямоугольника, гласные звуки – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый).

Ребенок знакомится с буквой, которая обозначает изучаемый звук, и учится писать ее в клетке.

Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению слогов, затем слов, предложений и небольших стихотворных текстов.

Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения:

1. Написать букву по точкам.

2. Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.

3. Написать букву в клетке.

4. Выучить стихотворение про букву.

Закрепление связи звука с буквой осуществляется в следующих игровых упражнениях:

1. «Ну-ка, буква, отзовись».

Буквы А, О, У, Ы, Э, вырезанные ребенком, лежат на столе перед ним. Педагог поочередно называет звуки, а ребенок показывает соответствующую букву.

2. «Назови правильно».

Педагог поочередно показывает буквы, а ребенок называет соответствующий звук.

3. «Назови букву, которая спряталась».

На доске ряд букв; педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из них. Затем дети открывают глаза и называют букву, которая спряталась.

Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогом технологий, принципов, средств, форм, методов, приемов обучения дошкольников по данной программе.

Основные применяемые технологии:

1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. Компьютерные (новые информационные) технологии.

4. Личностно-ориентированное обучение.

Методами успешной реализации программы является:

Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).

Наглядный (наблюдение, рассматривание).

Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найди свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд»).

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения педагога и обучающегося, сформировать новые пути взаимодействия.

Основными формами проведения занятий по программе являются:

- учебное занятие – основная форма работы с детьми. Занятия проводятся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности и дидактические принципы построения развивающего обучения;

- игровое занятие – часто используемая форма работы. Представляет собой комплекс дидактических игр, способствующих закреплению знаний и навыков, полученных при изучении определенных тем;

- комбинированное занятие представляет собой сочетание на данном занятии различных направлений игровой деятельности;

- занятие-знакомство – эта форма используется при изучении нового материала;

- занятие-беседа. Ведущим видом деятельности на занятии данного типа является беседа, в процессе которой изучается теоретический материал, выполняются задания, и проводится опрос по пройденному материалу. В ходе закрепления различных вопросов происходит закрепление и систематизация знаний;

- занятие-игра. Ведущим видом деятельности на данном занятии является игровая форма обучения, в процессе которой производится объяснение материала;

- занятие-путешествие осуществляется в игровой форме, во время которого происходит закрепление и систематизация знаний;

- «литературное» занятие представляет собой изучение теоретического материала через чтение и обсуждение художественных произведений детских писателей и поэтов.

Самое главное, чтобы основой выбора методических приемов являлось уважение к детям, доброжелательность и огромное желание помочь каждому ребенку.

Занятия состоят из теоретической и практической частей.

В начале каждого занятия 10-15 минут отведено теоретическому рассказу педагога и показу презентаций, демонстрационного материала по заданным темам, затем беседа подкрепляется выполнением практических работ в рабочей тетради.

Практические задания (карточки с заданиями, раздаточный материал) раздаются обучающимся, и в течение 10 минут дети выполняют их самостоятельно или при помощи педагога. К самостоятельным работам относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела или темы, полугодия и года. В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

Программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания:

- «Кто внимательный?»;

- «Кто больше»;

- «Дополни слог, слово»;

- «Узнай звук»;

- «Слоговой аукцион»;

- «Найди слово в слове»;

- «Третий лишний»;

- «Напиши кружочками»;

- «Слушай хлопки»;

- «Что общего»;

- «Бывает – не бывает»;

- «Хорошо – плохо»;

- «Кто так говорит, делает?»;

- «Что общего?»;

- «Назови одним словом»;

- «Волшебный мешочек»;

- «Крылатое слово»;

- «Один-много»;

- «Раздели по группам»;

- «Рифмы»;

- «Чей голосок?»;

- «Подбери пару»;

- «Кто что подарил?»;

- «Наоборот»;

- «Сигнальщики»;

- «Рассыпанное слово»;

- «Узнай по описанию»;

- «Подбери слово»;

- «Расшифруй слово»;

- «Повтори, не ошибись!»;

- «Заколдованные слова»;

- «Найди букву»;

- «Назови ласково»;

- «Измени слово»;

- «Придумай слово»;

- «Доскажи словечко»;

- «Звук заблудился»;

- «Закончи слово, предложение».

Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.









































































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 05.02.20 в 09:54 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасную программу!!! Очень ценный материал, практически значимый!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.