СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна15074
Россия, Самарская обл.
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения по литературе для 5 класса

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Федоровича Самаркина

с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области





РАССМОТРЕНА ПРОВЕРЕНА УТВЕРЖДАЮ

На заседании МС И. о. заместителя И.о директора школы

Протокол №_____ директора по УВР ___________Толстикова И.Н.

От «____»______2019г ________Макарова Л.И. Приказ №______________

«____» _________2019г от «_____» __________2019г










АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения

по литературе для 5 класса








Разработала:

учитель начальных классов

первой категории Львова С.А.














с. Новая Кармала

2019 г




Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала и авторской программой под редакцией В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Н.В. Беляевой «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы» Москва: Просвещение,2015 г и обеспечивается следующим учебником:

В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Литература, 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2019 г.


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».


Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данная рабочая программа разработана для обучающегося 5 класса, который находится на индивидуальном обучении по программе 7 вида. По результатам ПМПК ребёнок является обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью и нуждается в организации специальных образовательных условий. Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей обучающегося.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы обучающиеся могли опознавать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам получают только общее представление, ряд сведений познается в результате практической деятельности.

На изучение курса «Литература» в 5 классе в адаптированной программе отводится 1ч в неделю. Программа рассчита­на на 34 ч.

Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках литературы

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных уроков, урок-беседа, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающейся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Контроль над уровнем достижений обучающихся по предмету проводится в виде тестовых заданий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты: 

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Коррекционно – развивающаяся работа.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие памяти;

коррекция – развитие внимания;

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями), содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий;

учить понимать причинно-следственные зависимости.

умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. (1 ч)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Устное народное творчество.(4 ч)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Русские народные сказки. «Царевна - лягушка». «Журавль и Цапля», «Солдатская шинель» -народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Из Древнерусской литературы. (1 ч)

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет».

Из литературы 18 века. (1 ч)

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру..»

Из литературы 19 века. (4 ч)

И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский. «Спящая красавица», Талант В.А. Жуковского-переводчика.

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. « Мороз, красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

А.В. Кольцов. Стихотворение «Косарь» Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев. « Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л. Н.Толстой. « Кавказский пленник»

А. П. Чехов. « Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

Из литературы XX века. (9 ч)

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. А.И. Куприн «Тапер», «Скворцы».

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». А.П. Платонов «Никита» .

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.

Дети и война. К. Симонов « Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский « Рассказ танкиста»

Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов « Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев « Аленушка». С. Есенин. « Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу». С. Черный. «Кавказский пленник »

Из зарубежной литературы. (3 ч)

Стивенсон. « Вересковый мед». Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Г-Х Андерсен «Снежная королева». М. Твен «При­ключения Тома Сойера». Дж.Лондон «Сказание о Кише».

Произведения для заучивания наизусть

В.А. Жуковский. Спящая царевна. (Отрывок).

И.А. Крылов. Басни. (По выбору учащихся).

А.С. Пушкин «У лукоморья…».

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…».

Ф.И. Тютчев. Вешние воды.

А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

2-3 стихотворения по теме «Великая Отечественная война» (Твардовский, Симонов и др.).

2-3 стихотворения из раздела «О родине и родной природе».

Требования к результатам реализации программы:


Обучающийся научится:


• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

•  видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.

• учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять  с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

• работать с книгой как источником информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,

• сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).



























Приложение 1.


Календарно- тематическое планирование.


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Дата проведения

Введение.

Книга в жизни человека.

1

Стр.3-6. Коррекция памяти, умение работать по словесной и письменной инструкциям.


Устное народное творчество.


Жанры фольклора. Понятие о сказке

1

Стр. 7-12. Коррекция памяти. Коррекция  эмоциональной сферы.


Волшеб­ная сказка «Царевна-лягушка»

2

Стр. 13- 28. Коррекция памяти. Коррекция монологической речи, умение высказывать собственное мнение.



Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представле­ние о справедливости.

1

Стр.40- 45. Коррекция монологической речи, развитие умения сравнивать, анализировать.


Из древнерусской литературы.


Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича.

1

Стр. 47-52. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция монологической речи, умение высказывать собственное мнение.


Из литературы 18 века.


М.В.Ло­моносов. Стихо­творение «Слу­чились вместе два Астронома в пиру...»

1

Стр. 53-56. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение.


Из литературы XIX века

Жанр басни, ис­тория его развития. И.А. Кры­лов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1

Стр. 57-69. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и высказывание собственного мнения.



В.А. Жу­ковский. Сказка «Спящая царевна».

1

Стр. 70- 83. Коррекция восприятия, представлений, ощущений. Развитие памяти,

внимания. Развитие речи, обогащение словарного запаса.



А.С. Пуш­кин. Стихо­творение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людми­ла».

1

Стр. 91-94. Коррекция памяти, совершенствование прочности запоминания.



АС. Пуш­кин «Сказ­ка о мертвой царев­не и о семи богатырях».

1

Стр.95- 118. Коррекция памяти. Коррекция личностных норм, эмоционально-волевой сферы.



А. Пого­рельский. Сказка «Черная курица, или Под­земные жители»

1

Стр. 120-149. Коррекция памяти, эмоционально-волевой сферы.



М.Ю. Лер­монтов. Стихотво­рение «Бо­родино».

1

Стр. 150-156. Коррекция памяти. Коррекция личностных норм, эмоционально-волевой сферы.



Н.В. Го­голь. «Закол­дованное место».

1

Стр. 157- 170. Коррекция развития восприятия, памяти,

внимания. Коррекция развития речи.




Н. А. Не­красов. Стихо­творение «Есть женщины в русских селеньях», «Крестьянские дети».

1

Стр. 171- 187. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Коррекция развития речи.



И.С. Тур­генев. Рассказ «Муму».

1

Стр. 188- 225. Коррекция  развития внимания, восприятия, представлений, ощущений. Коррекция монологической речи.



А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

1

Стр. 226- 228. Коррекция развития восприятия, памяти,

внимания.



Л.Н. Тол­стой. Рас­сказ «Кав­казский пленник». Жилин и Костылин.

1

Стр. 229- 258. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев



Гумани­стический характер рассказа Л.Н. Тол­стого «Кавказ­ский плен­ник». Жилин и Дина.

1

Стр.259- 260. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев



А.П. Че­хов. Рас­сказ «Хи­рургия».

1

Стр. 261- 270. Коррекция отдельных сторон психической деятельности, коррекция развития речи.



Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

1

Стр. 271- 282. Коррекция памяти, личностных норм. Коррекция развития речи.


Из литературы XX века

И.А. Бу­нин. Рас­сказ «Кос­цы».

1

Стр.3- 11. Коррекция памяти, личностных норм. Коррекция развития речи.


В.Г. Ко­роленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Стр. 12-48. Коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитие внимания. Коррекция развития речи.



Жизнь среди «се­рых кам­ней».

1

Стр. 49- 50. Коррекция развития речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев



С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. Стихотворение «С добрым утром!».

1

Стр. 51- 55. Коррекция развития речи, развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий.



П.П. Ба­жов. Сказ «Медной горы Хо­зяйка».

1

Стр.56-71. Коррекция речи, умение понимать причинно-следственные зависимости, работать по словесной и письменной инструкциям, планировать свою деятельность.




К.Г. Пау­стовский. Сказка «Теплый хлеб».

1

Стр. 72- 89. Коррекция речи, умение понимать причинно-следственные зависимости, работать по словесной и письменной инструкциям, планировать свою деятельность.



С.Я. Мар­шак. Драма­тическая сказка «Двена­дцать ме­сяцев»

1

Стр. 90- 111. Коррекция развития речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.



В.П.Ас­тафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

Стр.112- 152. Коррекция развития речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.



Поэты о Великой Отечест­венной войне. А.Т. Твар­довский «Рассказ танкиста». К.М. Си­монов «Майор привез мальчиш­ку на ла­фете...».

1

Стр. 154-162. Коррекция памяти, личностных норм. Коррекция развития речи.



Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

1

Стр.163- 171. Коррекция памяти, личностных норм. Коррекция развития речи.


Из зарубежной литературы

Г-Х Андерсен «Снежная королева».

1

Стр. 125- 250. Коррекция развития речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев.



М. Твен «При­ключения Тома Сойера».

1

Стр. 251- 268. Коррекция  развития внимания, восприятия, представлений, ощущений. Коррекция монологической речи.



Дж. Лондон «Сказание о Кише».

1

269-280. Коррекция памяти, эмоционально-волевой сферы.



















Приложение 2.

Контрольно- измерительные материалы.

Тест по теме “ Устное народное творчество».

1. Фольклор – это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

в) устное народное творчество.

г) набор произведений на различные темы.

2.Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору:

Баллада, басня, загадка, песня, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, легенда, поговорка.

3. Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:
а) пестушки
б)колыбельная
в) потешки

4. Какие произведения мы называем сказками:

   а) все стихотворные тексты;                   б) вымышленные рассказы;

   в) короткие предложения с поучительным смыслом.

5. На какие виды делятся сказки:

а) приключенческие б) биографические

в) волшебные г)исторические

д) социально-бытовые е) о животных

6. Каким термином обозначают сказочное начало, напри­мер: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына…»?

а) зачин;

б) концовка;

в) присказка;


Тест по теме «Из литературы XIX века»

1.  Какая басня имеет эту мораль: «Уж сколько лет твердили миру, Что лесть

гнусна, вредна, но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет

уголок»?

а) «Ворона и Лисица» б) «Волк на псарне» в) «Свинья под Дубом»

2.  К какому виду сказки вы бы отнесли сказку В.А. Жуковского « Спящая царевна», если бы она была народной?

а) о животных;

б) бытовая;

в) волшебная.

3.Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку:

а) в основе сказки – реальные события

б) повторяющийся сюжет

в) автор сказки – реальный человек

г) добро всегда побеждает зло?

4.Какая из перечисленных сказок не является литературной:

а) Сказка «Черная курица, или Под­земные жители».

б) «Лягушка-Царевна»

в) «Спящая царевна»

5.Каков жанр произведения А.С.Пушкина « Руслан и Людмила»?

а) сказка

б) повесть

в) басня

г) поэма

6.  Какой поступок совершил Алёша из сказки «Черная курица, или Под­земные жители», когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

а) безответственность б) предательство в) безразличие.

7. Какую форму повествования использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино?

а) повествование

б) диалог

в) монолог

г) авторское рассуждение

8. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» есть строки:

Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета Как ликовал француз.

Где вздремнул рассказчик?

а) у дерева; б) у забора; в) у станка артиллерийского орудия.

9.  Как проявлялась сила заколдованного места из произведения Н. В. Гоголя:
а) герой падал в обморок; б) герой не мог двигаться; в) герой начинал кукарекать.

10. Кого восхваляет Некрасов в произведении «Мороз, Красный нос»?

а) русскую природу

б) русскую женщину

в) русскую речь

11.Какова главная мысль произведения И.Тургенева «Муму»:

а) любовь Герасима к Муму

б) жизнь столичного дворянства

в) духовное перерождение человека

12. Жилину из произведения Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» помогли бежать:

а)        Дина  

б)       Костылин

в) товарищи из крепости

13. Какая фамилия была у фельдшера из произведения А.П. Че­хов «Хи­рургия», который принимал больных?

а) Курочкин

б) Курятин

в) Курицын

г) Куров

















Тест по теме «Из литературы XX века».

1. С каким чувством автор вспоминает времена, описанные в рассказе «Косцы»?

а) с разочарованием; б) с ностальгией; в) юмористически.

2. Кто по профессии отец Васи из произведения В.Г. Ко­роленко?

а) врач

б) торговец

в) учитель

г) судья

3. Что, по словам Тыбурция, высасывает жизнь из Маруси?

а) красный камень

б) серый камень

в) черный камень

4. Имя главного героя П.П. Ба­жова из сказа «Медной горы Хо­зяйка».

а) Данила

б) Степан

в) Иван

5. Чему учит нас сказ «Медной горы Хо­зяйка»? Выбери правильные ответы.

1. Знать меру, бережно относиться к природным ресурсам

2. Успеть взять всё возможное - природа восстановится

3. Любить и уважать труд

4. Быть честным, смелым, упорным

5. Брать как можно больше, пока есть возможность

6. Быть трудолюбивым.

7. Определи тему произведения К.Г. Пау­стовский «Теплый хлеб».

а) труд и взаимная выручка

б) забота о животных

в) человек и природа

8. Как Филька из произведения «Теплый хлеб» искупал свою вину?

а) он не хотел меняться.

б) накормил всех

в) рубил лед с ребятами у мельницы.

9 . Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

а) А. Пого­рельский «Черная курица, или Под­земные жители».

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

10. Что помогло Васютке из произведения В.П.Ас­тафьева собрать свою волю и не раскиснуть?

а) Вспомнились ему слова деда и отца, что тайга « хлипких не любит»;

б) он был занят хлопотами об ужине и ночёвке;

в) знал, где найти поселение.

Оценка тестовых работ

Тестовые работы по литературе оцениваются по следующим критериям:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.



Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.