Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шоудаун» для ученика 4 класса
Адаптированная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шоудаун»
для ученика 4 класса
2023-2024
Составила учитель
высшей категории Беденко Н.Н.
КГОБУ « Коррекционная школа – интернат 3 – 4 вида»
город артем
2023 год
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе «Шоудаун»
Адаптированная рабочая программа по курсу «Шоудаун» является составной частью адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования и имеет физкультурно-спортивную направленность по уровню освоения общекультурная. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья.
Занятия настольным теннисом рассматриваются, как одно из средств повышения роли физической культуры в воспитании детей с нарушением зрения, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и привития навыков здорового образа жизни.
В настоящее время одной из центральных проблем у людей с нарушением зрения считается недостаточная двигательная активность. Нарушения зрения сопровождаются не только расстройством моторики и координации, но и нарушениями высших психических функций, речи, внимания, памяти, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную и трудовую деятельность. Со всеми этими проблемами можно и нужно бороться путем привлечения инвалидов по зрению к активным занятиям физической культурой, в том числе к занятиям спортивными играми - такими, как настольный теннис для слепых "Шоудаун".
Коррекционная направленность программы связана со спецификой работы со слабовидящими и незрячими школьниками. Реализация данной программы создает условия для формирования физически развитой личности учащегося с ОВЗ и инвалидностью, и его способности адаптироваться в социуме.
Настольный теннис для слепых – в последнее время стал одной из самых популярных игр для незрячих спортсменов. Отличительной особенностью спортивных игр для незрячих или учащихся с остаточным зрением являются быстрые и внезапные действия с мячом, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации.
Высокий эмоциональный настрой в Настольный теннис для слепых возникает в результате большого разнообразия движений, остроты игровых ситуаций, коллективного характера игровых действий. Все это создает условия для эффективного физического воспитания незрячих детей, а также для их общего развития.
Отличительной особенностью данной программы является большой объем практических занятий, способствующий реально научить школьника овладеть навыками определенных двигательных действий, командного выполнения поставленных целей, достичь умения применять свои знания к различным сложным ситуациям. Прекрасная динамичная игра – настольный теннис для слепых, развивающая силу, ловкость, координацию движения и логическое мышление незрячего человек.
Цели рабочей программы.
Создание условий для развития, социализации и реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта:
способствовать социальной адаптации и физической реабилитации лиц с нарушением зрения и их самосовершенствованию;
формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию;
физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению спортивных успехов.
Основными задачами программы являются:
- приобщить учащихся к систематическим занятиям спорта;
- обучить новым видам движений и двигательным действиям;
- обучить основам техники игры в настольный теннис для слепых;
- обучить тактическим действиям в игре;
- способствовать укреплению здоровья, закаливанию и нормальному физическому развитию организма;
- содействовать развитию координации, точности и быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;
- содействовать развитию внимания и быстроты мышления;
- сформировать и усовершенствовать у школьников жизненно необходимые естественные двигательные навыки и умения.
Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и реализует коррекционные задачи курса:
корригировать, укреплять и сохранять здоровье слепых детей и детей с ОВЗ;
активизировать защитные силы организма обучающихся;
повышать физиологическую активность;
укреплять и развивать органы слуха, ориентироваться в пространстве;
корректировать нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
развитие интереса к саморазвитию и здоровому образу жизни.
В зависимости от заключения Психолого-медико-педагогической комиссии материал занятий адаптируется педагогом для восприятия школьников. Посещение занятий настольного тенниса для слепых осуществляется по разрешению врача-офтальмолога и врача-педиатра. На изучение курса на уровне начаального образования выделяется: 4класс – 58 часа в год, 3 час в неделю.
Результаты освоения коррекционного курса обучающийся должен знать:
• информацию о культуре личности и приемах самоконтроля на занятиях шоудауном;
• об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
• факты истории развития шоудауна;
• информацию о том, что настольный теннис для слепых - средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
Уметь:
- находить ошибки при выполнении заданий на занятиях;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий шоудауном;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры;
- выполнять игровые упражнения точно и быстро, ориентироваться в микро- и макропространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• активно включаться в общение и взаимодействие со здоровыми сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и толерантности;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы, проявлять уважительное отношение к иному мнению;
• иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;
• содействовать гармоническому физическому развитию, развивать устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
• воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видам спорта в свободное время.
Играя в настольный теннис для слепых, незрячие и слабовидящие дети учатся ориентироваться в пространстве, повышают физический потенциал своего здоровья, социализируются в обществе.
Отличительной особенностью данной программы является большой объем практических занятий, способствующий научить школьника овладеть навыками определенных двигательных действий, командного выполнения поставленных целей, достичь умения применять свои знания к различным сложным ситуациям.
Содержание коррекционного курса направлено на развитие основных физических качеств занимающихся: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Содержание курса представлено следующими разделами:
I. Развитие готовности сохранных анализаторов к занятиям, начальные этапы игры (8 часов).
II. Развитие и закрепление умений подачи и передачи звенящего мяча . (20 часов).
III. Прием и подача звенящего мяча. Тактика игры (31 час).
Упражнения для развития ловкости:
1. Применять необычные положения при приемах.
2. Зеркальное выполнение упражнений.
3. Изменения скорости и темпа движений.
4. Упражнение на равновесие.
5. Упражнение со скакалкой (по рекомендации врача-офтальмолога).
Упражнения для развития гибкости:
1. Маховые движения отдельными звеньями тела.
2. Пружинящие упражнения.
3. Все активные движения, выполняющиеся с максимальной амплитудой.
4. Статические упражнения, связанные с сокращением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд.
Упражнения для развития быстроты:
1. Повторное пробегание отрезков от 5 до 20 м.
2. Бег с максимальной скоростью с резкими остановками (по рекомендации врача-офтальмолога).
3. Специальные беговые упражнения.
4. Прием и быстрая подача шара.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
1. Различные прыжки с места и с разбега (по рекомендации врача-офтальмолога).
2. Контроль шара двумя руками.
3. Игра в парах.
Техническая подготовка:
• знакомство с габаритами стола;
• упражнения с ракетками и шаром;
• техника приема и подачи;
• остановка и контроль шара ракеткой;
• подача шара на месте и в движении;
• игра в Настольный теннис для слепых (правила игры).
Тактическая подготовка:
Тактика - изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника. Тактика определяет, что нужно делать играку, владеющим шаром, и что делать, когда шар у соперника.
Тактическая подготовка Настольный теннис для слепых включает:
• развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию;
• ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие;
• овладение вариантами системы игры;
• овладение тактическими комбинациями в определенный момент игры;
• умение переключится с одной системы игры на другую.
Базовая тактика включает:
- тактику нападения,
- тактику защиты.
Тематическое планирование
4 класс ( 58 часа из расчёта 3 час в неделю)
№ | Содержание коррекционно-образовательного материала | Кол-во часов | ||
Развитие готовности сохранных анализаторов к занятиям, начальные этапы игры | ||||
1 | Тестирование учащихся на определение уровня физического развития, координации движения, быстроты, ловкости. Собеседование | 2 | ||
2 | Инструктаж по технике безопасности. Диагностика. | 2 | ||
3 | Общая физическая подготовка. Появление настольного тенниса для слепых | 2 | ||
4 | Разучивание комплекса упражнений для развитие силы. Упражнения с шаром и ракеткой | 2 | ||
Развитие и закрепление умений подачи и передачи звенящего мяча | ||||
5 | Прямая подача. Теория. | 1 | ||
6 | Упражнения с шаром и ракеткой. Прямая подача. Практика. | 2 | ||
7 | Подача по диагонали. Теория | 1 | ||
8 | Упражнения с шаром и ракеткой .Подача по диагонали. Практика. | 2 | ||
9 | Прием прямой подачи. Теория. | 1 | ||
10 | Упражнения с шаром и ракеткой Прием прямой подачи. Практика | 2 | ||
11 | Подача от борта шара. Теория. | 1 | ||
12 | Упражнения с шаром и ракеткой. Прием от борта шара. Практика. | 2 | ||
13 | Прием и подача от борта шара. Закрепление пройденного материала | 2 | ||
14 | Судейство. Правила. | 2 | ||
15 | Упражнения с шаром и ракеткой. Подготовительная игра. | 2 | ||
16 | Упражнения с шаром и ракеткой. Подготовительная игра.Знакомство с тактикой игры | 2 | ||
Прием и подача звенящего мяча. Тактика игры | ||||
17 | Инструктаж по технике безопасности. Упражнения для развития координации | 2 | ||
18 | Защита при нападении. Практика. | 2 | ||
19 | Упражнения с мячом. Контроль шара. Теория | 2 | ||
20 | Специальные упражнения с озвученным шаром. Теория. | 2 | ||
21 | Специальные упражнения с озвученным шаром. Практика | 2 | ||
22 | Техника нападающего удара. Теория. | 1 | ||
23 | Техника нападающего удара. Практика. | 2 | ||
24 | Закрепление специальных упражнений с озвученным мячом. | 2 | ||
25 | Угловые подачи. Закрепление и расширение теоретических знаний о подаче и передаче мяча. Теория. | 2 | ||
26 | Угловые подачи. Практика. Учебная игра с закреплением теоретических знаний об односторонней и двухсторонней игры | 2 | ||
27 | Центральная подача. Теория. | 1 | ||
28 |
| 2 | ||
29 | Передача шара по борту. Теория. | 1 | ||
30 | Передача шара по борту. Практика. Учебная игра с закреплением теоретических знаний об односторонней и двухсторонней игры | 2 | ||
31 | Кистевой удар. Теория. | 1 | ||
32 | Прием кистевого удара. Учебная игра с закреплением теоретических знаний об односторонней и двухсторонней игры | 2 | ||
33 | Подача кистевого удара. Теория. | 1 | ||
34 | Подача кистевого удара. Практика. Учебная игра с закреплением теоретических знаний об односторонней и двухсторонней игры | 2 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя методическое обеспечение программы курса, описание печатных пособий, спортивного инвентаря, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Информационно – коммуникативные средства
1. Международная ассоциация спорта слепых: http://www.fss.org.ru/
2. Паралимпийский комитет России: https://paralymp.ru/
3. Министерство спорта и туризма в России: https://www.minsport.gov.ru/
4. РУСАДА: http://www.rusada.ru/
Материально-техническое обеспечение
1. Стол.
2. Маски.
3. Ракетки.
4. Озвученный шар.
5. Защита на руку.
6. Гантели.
7. Гимнастические палки.
8. Скакалки.
Мониторинг
Уровни развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:
Высокий – самостоятельно, безошибочно выполняет задание, умение сформировано в достаточной степени.
Выше среднего – выполняет, допуская незначительные ошибки, исправляет их сам.
Средний – выполняет, допуская ошибки, нуждается в словесной инструкции педагога.
Ниже среднего - допускает значительные ошибки, выполняет задание с помощью педагога.
Низкий – не справляется с заданием, умение не сформировано.
| | |||
| | |||
| . | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| . | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| . | |||
| | |||
| . | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| |