12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Трофименко19
Специалист 1 категории, стаж работы 14 лет
Россия, Ярославская обл., Ярославль








Рабочая программа


Психокоррекция


для 10 класса

(обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости)


разработана на основе АООП вариант I



Трофименко Е.И. педагог-психолог

I квалификационная категория





2019 – 2020 учебный год





















г. Ярославль, 2019г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы воспитанников 10а класса. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.



Цели программы:

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.



Задачи:

Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

развитие пространственного восприятия;

коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

развитие мелкой моторики;

развитие памяти (зрительной, слуховой);

опосредованного запоминания

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие мышления.

развитие мыслительных операций;

развитие понятийного мышления;

развитие воображения;

коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам;

формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог;

повышение мотивации к учебной деятельности.



Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы


В основу разработки программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип коррекционно-развивающей направленности - образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; - принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей.



Программа разработана для обучающихся 10а класса, имеющих диагноз легкая и умеренная умственная отсталость. Количество участников 7 человек в возрасте 16-18 лет.

Особенности развития обучающихся обусловлены спецификой индивидуальных ограничений возможностей здоровья и диагнозом. При различиях в развитии познавательной сферы, обучающиеся 10а класса обладают сформированными навыками учебной деятельности и скорректированными навыками социального взаимодействия, достаточными для возможности проведения работы в одной группе.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год, занятия проводятся в течение года  еженедельно: по 2 занятия в неделю,  продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.



Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.



Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.



Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.



Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.



Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.



Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.





Предполагаемые результаты коррекции познавательной деятельности



эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

чувство единства, умение действовать согласованно;

готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

целостная психолого-педагогическая культура;

учебные мотивы;

устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

нравственно-моральные качества:

повышение уровня развития психических функций;

улучшение социальной адаптации;

преодоление моторной неловкости;

расширение зоны ближайшего развития ребенка;

формирование и закрепление познавательных интересов

развитие любознательности,

сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково в символические средства для моделирования ситуации;

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

выбирать наиболее эффективный способ решения;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные

применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей в исходной конструкции

выявлять закономерности;

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий



Диагностическая работа проводится в первые 2 недели учебного года (с 1 по 15 сентября), а также итоговая диагностика в последние 2 недели учебная года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный план работы с обучающимся.



Календарно – тематическое планирование занятий по программе «Психокоррекция» для 10а класса



Тема урока

Количество часов

Содержание курса

Дата проведения

1

Вводный инструктаж

1

Установление позитивного контакта. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях


2

Развитие ощущения и восприятия

1

Упражнения на развитие целостного восприятия.


2

Упражнения на развитие пространственного восприятия.


2

Формирование чувства времени.


2

Развитие глазомера


3

Развитие речи

2

Составление рассказа по сюжетным картинкам


1

Составление рассказа по картине


1


Составление предложений из заданных слов


1

Работа с деформированными предложениями


1

Работа с деформированным текстом


1

Тренировка техники чтения


4

Общение

1

Упражнения на понимание контекстной речи.


2

Изучение видов эмоций и их проявлений


2

Упражнения на формирование границ общения


2

Развитие коммуникативных навыков


1

Упражнения на сплочение коллектива.


1

Изучение моделей вербального общения и невербального общения.


1

Изучение моделей невербального общения.


1

Изучение отличий дружеского и делового общения


1

Упражнение на понимание языка жестов и движений (пантомимика).


1

Упражнение на понимание внешних проявлений эмоций и чувств (мимика).


5

Воля

2

Упражнения на развитие навыков саморегуляции


6

Внимание

2

Решение задач на развитие устойчивости внимания.


2

Решение задач на развитие переключения внимания.


2

Решение задач на развитие распределения внимания.


2

Решение задач на развитие объема внимания


2

Решение задач на развитие концентрации внимания


7

Память

2

Развитие зрительной память.


2

Развитие слуховой памяти


2

Развитие словесно – логической памяти.


2

Решение задач на опосредованное запоминание


2

Упражнения на продуктивность запоминания.


2

Упражнения на объем и точность воспроизведения.


8

Развитие мышления

2

Развитие наглядно-действенного мышления


2

Развитие наглядно-образного мышления


2

Развитие элементов логического мышления


2

Развитие мыслительных операций: обобщение и классификация


2

Развитие мыслительных операций: анализ и синтез


2

Развитие словесно-логического мышления


1

Решение логических задач


9

Подведение итогов

1

Обобщение пройденного. Рефлексия






Форма реализации программы

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

Психологические игры

Уроки психологического развития

Уроки общения

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя:

Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.



Методическое и материальное обеспечение программы

корректурные задания,

модификации методики Мюнстерберга,

работа с изображениями-нелепицами,

решение ребусов;

«Запрещенная буква»,

«Спрятанное слово»,

методика «Смысловые единицы» (К.П. Мальцева),

работа с кубиками Коса,

таблицами Шульте,

упражнение «Мысленные образы и эмоции»,

техника «Анализ структуры длинных предложений»,

составление рисунков из счетных палочек и/или спичек,

«Запрещенная буква»,

«Спрятанное слово»,

«Исключение лишнего»,

«Составь предложение»,

«Четвертый лишний»,

«Необычное применение»,

«Поиск аналогов»,

«Чтение с помехой»,

«Что слышно?»,

«Найди ошибку»,

«Назови причину»,

«Скажи по-другому»,

«На что это похоже?»,

«Противоположности»,

«Поиск общего»,

«Дай определение»

Развивающие презентации на развитие познавательных процессов.

Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.

Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал материал)

Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты и т. д

Магнитофон

Компьютер



















































Список литературы



1.Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс

2.Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»

3.Задания по развитию познавательных способностей (. Курс РПС./ 
5.Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96 
6.Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.

7.Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития

8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития

9.Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002

10.Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998

11.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001

12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

13.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

14.120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000

15." Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

16.Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

17.Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

18.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

19. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

20 Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

21. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

22. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

23. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

24. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

25. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.

16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.