Адаптированная рабочая программа по математике для детей с лёгкой умственной отсталостью (1 класс)

6
0
Материал опубликован 28 June 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«РАССМОТРЕНО»                «СОГЛАСОВАНО»                     «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                Зам. директора по УВР              Директор школы

Руководитель                    ________ / Э.О. Плодухина       __________/ Е.В.Агапова

_______/ Е.Г.Ухтинская     «__» _______ 2020 года           Приказ по школе № _____

Протокол № __ от                                                               от «___» ______2020 г.

«___» _______2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для 1 класса

вариант Ι

на 2020-2021 учебный год






Составитель программы:


учитель Ухтинская Е.Г.












с. Зыково, 2020 г.


Адаптированная рабочая программа по математике для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Алышева Т.В. Математика. 1 класс. В 2-х ч.


Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Цель: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.

Задачами обучения математике являются:

Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач.

Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей.

Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а также является основой формирования базовых учебных действий. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет умения учиться.

Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.


Личностные учебные действия:

 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;


Коммуникативные учебные действия:

 умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

 умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 умение обращаться за помощью и принимать помощь;

 умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;


Регулятивные учебные действия:

 умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

 умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

 умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.


Познавательные учебные действия:

 умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

 умение устанавливать видо-родовые отношения предметов;

 умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

 умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

 умение выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 6 + 4, 4 + 6; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей; узнавать монеты; читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;

 умение наблюдать; умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


Предметные результаты обучения.


Минимальный уровень:

- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;

- сравнивать предметы по одному признаку;

- определять положение предметов на плоскости;

- определять положение предметов в пространстве относительно себя;

- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;

- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);

- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;

- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);

- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);

- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);

- обводить геометрические фигуры по трафарету;

- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).


Достаточный уровень:

- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;

- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;

- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;

- изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

- образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;

- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;

- оперировать количественными и порядковыми числительными;

- заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);

- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;

- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;

- пользоваться переместительным свойством сложения;

- пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;

- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к.,

10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. 1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);

- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;

- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;

- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

- проводить прямую линию через одну и две точки;

- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;

- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).


Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс


Пропедевтика

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.


Нумерация

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.

Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.

Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.

Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.

Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.

Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.

Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.

Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.



Арифметические действия

Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).

Арифметические задачи

Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.

Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.


Геометрический материал

Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.

Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.

Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.

Овал: распознавание, называние.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).


Тематическое планирование

Содержание

К- во часов

Подготовка к изучению математики. Пропедевтика

24ч.

Первый десяток

71ч.

Итоговое повторение

4ч.

Итого:

99ч.

Календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса

п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

по плану

факт

Подготовка к изучению математики. Пропедевтика - 24ч


1

Свойства предметов. Цвет, назначение предметов.

1



2

Геометрический материал. Круг.

1



3

Сравнение предметов. Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине.

1



4

Положение предметов в пространстве, на плоскости. Слева – справа. В середине, между.

1



5

Геометрический материал. Квадрат.

1



6

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

1



7

Сравнение предметов. Длинный – короткий.

1



8

Геометрический материал. Треугольник.

1



9

Сравнение предметов. Широкий – узкий.

1



10

Геометрический материал. Прямоугольник.

1



11

Сравнение предметов. Высокий – низкий.

1



12

Сравнение предметов. Глубокий – мелкий.

1



13

Впереди – сзади, перед, за. Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за.

1



14

Сравнение предметов. Толстый – тонкий, толще – тоньше.

1



15

Единицы измерения и их соотношения. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно

1



16

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1



17

Единицы измерения и их соотношения. Быстро – медленно.

1



18

Тяжелый – легкий.

1



19

Сравнение предметных совокупностей Много – мало, несколько.

Один – много, ни одного.

1



20

Давно – недавно.

1



21

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1



22

Сравнение объемов жидкостей.

1



23

Сравнение объемов сыпучих веществ.

1



24

Повторение, обобщение пройденного.

1



Первый десяток - 71ч.


25

Нумерация. Число и цифра 1.

1



26

Единицы измерения и их соотношения.

1 рубль.

1



27

Число и цифра 2

1



28

Единицы измерения и их соотношения.

2 рубля.

1



29

Арифметические действия.

1



30

Арифметические задачи.

1



31

Геометрический материал. Шар.

1



32

Число и цифра 3.

1



33

Состав чисел 2, 3

1



34

Арифметическое действие сложение.

1



35

Арифметическое действие вычитание.

1



36

Решение задач на нахождение суммы, разности.

1



37

Геометрический материал. Куб.

1



38

Число и цифра 4.

1



39

Состав числа 4.

1



40

Сложение чисел в пределах 4.

1



41

Вычитание чисел в пределах 4.

1



42

Решение задач на нахождение суммы.

1



43

Решение задач на нахождение разности.

1



44

Геометрический материал. Брус.

1



45

Число и цифра 5.

1



46

Состав числа 5.

1



47

Единицы измерения и их соотношения. 5 рублей.

1



48

Повторение, обобщение пройденного

1



49

Сложение и вычитание чисел в пределах 5.

1



50

Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2.

1



51

Решение задач по предложенному сюжету.

1



52

Точка, линии.

1



53

Овал.

1



54

Число и цифра 0.

1



55

Сравнение чисел с числом 0.

1



56

Число и цифра 6.

1



57

Состав числа 6.

1



58

Сложение и вычитание в пределах 6.

1



59

Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3.

1



60

Решение текстовых задач.

1



61

Составление и решение задач по краткой записи.

1



62

Построение прямой линии через одну, две точки.

1



63

Число и цифра 7.

1



64

Состав числа 7.

1



65

Сложение и вычитание чисел в пределах 7.

1



66

Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3

1



67

Решение текстовых задач.

1



68

Составление и решение задач

1



69

Сутки, неделя.

1



70

Отрезок.

1



71

Число и цифра 8.

1



72

Состав числа 8.

1



73

Сложение и вычитание чисел в пределах 8

1



74

Переместительное свойство сложения.

1



75

Решение текстовых задач.

1



76

Решение задач.

1



77

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.

1



78

Число и цифра 9.

1



79

Состав числа

1



80

Счет по 2, по 3.

1



81

Сложение и вычитание чисел в пределах 9

1



82

Составление и решение примеров на вычитание.

1



83

Решение текстовых задач.

1



84

Решение задач.

1



85

Мера длины – сантиметр.

1



86

Число 10.

1



87

Счет предметов в пределах 10.

1



88

Состав числа 10.

1



89

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

1



90

Решение примеров.

1



91

Решение задач

1



92

Геометрический материал. Построение отрезков.

1



93

Меры стоимости.

1



94

Мера массы – килограмм.

1



95

Мера ёмкости – литр.

1



Итоговое повторение - 4ч.

96

Нумерация . Первый десяток.

1



97

Состав чисел первого десятка.

1



98

Сложение , вычитание чисел в пределах первого десятка.

1



99

Решение задач.

1
















Учебно-методическое обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебники:

- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Ч.1 и Ч. 2.

3. Рабочие тетради:

- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1. Ч. 2.

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

- электронная форма учебника :Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

5. Технические средства:

- классная доска;

- персональный компьютер (ноутбук, планшет);

6. Учебно-практическое оборудование:

- наборы счетных палочек;

- раздаточный дидактический материал

- геометрические фигуры и тела ; трафареты и шаблоны геометрических фигур;

- набор предметных картинок;

- карточки с числами 1-10; 0; 11-20;

- наборное полотно.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации