Адаптированная рабочая программа по математике для детей с лёгкой умственной отсталостью (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О. Плодухина __________/ Е.В.Агапова
_______/ Е.Г.Ухтинская «__» _______ 2020 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «___» ______2020 г.
«___» _______2020 года
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 1 класса
вариант Ι
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2020 г.
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Алышева Т.В. Математика. 1 класс. В 2-х ч.
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
Задачами обучения математике являются:
Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач.
Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей.
Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а также является основой формирования базовых учебных действий. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет умения учиться.
Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.
Личностные учебные действия:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
– умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
– умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– умение обращаться за помощью и принимать помощь;
– умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные учебные действия:
– умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
– умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
– умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
– умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
– умение устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– умение выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 6 + 4, 4 + 6; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей; узнавать монеты; читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;
– умение наблюдать; умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты обучения.
Минимальный уровень:
- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
- сравнивать предметы по одному признаку;
- определять положение предметов на плоскости;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);
- обводить геометрические фигуры по трафарету;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Достаточный уровень:
- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;
- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;
- изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;
- оперировать количественными и порядковыми числительными;
- заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
- пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к.,
10 к.), бумажную купюру 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. 1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);
- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки;
- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Тематическое планирование
Содержание | К- во часов |
Подготовка к изучению математики. Пропедевтика | 24ч. |
Первый десяток | 71ч. |
Итоговое повторение | 4ч. |
Итого: | 99ч. |
Календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса
№ п/п | Наименование раздела, темы | К -во часов | Дата проведения | ||
по плану | факт | ||||
Подготовка к изучению математики. Пропедевтика - 24ч | |||||
1 | Свойства предметов. Цвет, назначение предметов. | 1 | |||
2 | Геометрический материал. Круг. | 1 | |||
3 | Сравнение предметов. Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. | 1 | |||
4 | Положение предметов в пространстве, на плоскости. Слева – справа. В середине, между. | 1 | |||
5 | Геометрический материал. Квадрат. | 1 | |||
6 | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 1 | |||
7 | Сравнение предметов. Длинный – короткий. | 1 | |||
8 | Геометрический материал. Треугольник. | 1 | |||
9 | Сравнение предметов. Широкий – узкий. | 1 | |||
10 | Геометрический материал. Прямоугольник. | 1 | |||
11 | Сравнение предметов. Высокий – низкий. | 1 | |||
12 | Сравнение предметов. Глубокий – мелкий. | 1 | |||
13 | Впереди – сзади, перед, за. Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | |||
14 | Сравнение предметов. Толстый – тонкий, толще – тоньше. | 1 | |||
15 | Единицы измерения и их соотношения. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно | 1 | |||
16 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 | |||
17 | Единицы измерения и их соотношения. Быстро – медленно. | 1 | |||
18 | Тяжелый – легкий. | 1 | |||
19 | Сравнение предметных совокупностей Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | 1 | |||
20 | Давно – недавно. | 1 | |||
21 | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 1 | |||
22 | Сравнение объемов жидкостей. | 1 | |||
23 | Сравнение объемов сыпучих веществ. | 1 | |||
24 | Повторение, обобщение пройденного. | 1 | |||
Первый десяток - 71ч. | |||||
25 | Нумерация. Число и цифра 1. | 1 | |||
26 | Единицы измерения и их соотношения. 1 рубль. | 1 | |||
27 | Число и цифра 2 | 1 | |||
28 | Единицы измерения и их соотношения. 2 рубля. | 1 | |||
29 | Арифметические действия. | 1 | |||
30 | Арифметические задачи. | 1 | |||
31 | Геометрический материал. Шар. | 1 | |||
32 | Число и цифра 3. | 1 | |||
33 | Состав чисел 2, 3 | 1 | |||
34 | Арифметическое действие сложение. | 1 | |||
35 | Арифметическое действие вычитание. | 1 | |||
36 | Решение задач на нахождение суммы, разности. | 1 | |||
37 | Геометрический материал. Куб. | 1 | |||
38 | Число и цифра 4. | 1 | |||
39 | Состав числа 4. | 1 | |||
40 | Сложение чисел в пределах 4. | 1 | |||
41 | Вычитание чисел в пределах 4. | 1 | |||
42 | Решение задач на нахождение суммы. | 1 | |||
43 | Решение задач на нахождение разности. | 1 | |||
44 | Геометрический материал. Брус. | 1 | |||
45 | Число и цифра 5. | 1 | |||
46 | Состав числа 5. | 1 | |||
47 | Единицы измерения и их соотношения. 5 рублей. | 1 | |||
48 | Повторение, обобщение пройденного | 1 | |||
49 | Сложение и вычитание чисел в пределах 5. | 1 | |||
50 | Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 2. | 1 | |||
51 | Решение задач по предложенному сюжету. | 1 | |||
52 | Точка, линии. | 1 | |||
53 | Овал. | 1 | |||
54 | Число и цифра 0. | 1 | |||
55 | Сравнение чисел с числом 0. | 1 | |||
56 | Число и цифра 6. | 1 | |||
57 | Состав числа 6. | 1 | |||
58 | Сложение и вычитание в пределах 6. | 1 | |||
59 | Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3. | 1 | |||
60 | Решение текстовых задач. | 1 | |||
61 | Составление и решение задач по краткой записи. | 1 | |||
62 | Построение прямой линии через одну, две точки. | 1 | |||
63 | Число и цифра 7. | 1 | |||
64 | Состав числа 7. | 1 | |||
65 | Сложение и вычитание чисел в пределах 7. | 1 | |||
66 | Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 3 | 1 | |||
67 | Решение текстовых задач. | 1 | |||
68 | Составление и решение задач | 1 | |||
69 | Сутки, неделя. | 1 | |||
70 | Отрезок. | 1 | |||
71 | Число и цифра 8. | 1 | |||
72 | Состав числа 8. | 1 | |||
73 | Сложение и вычитание чисел в пределах 8 | 1 | |||
74 | Переместительное свойство сложения. | 1 | |||
75 | Решение текстовых задач. | 1 | |||
76 | Решение задач. | 1 | |||
77 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 1 | |||
78 | Число и цифра 9. | 1 | |||
79 | Состав числа | 1 | |||
80 | Счет по 2, по 3. | 1 | |||
81 | Сложение и вычитание чисел в пределах 9 | 1 | |||
82 | Составление и решение примеров на вычитание. | 1 | |||
83 | Решение текстовых задач. | 1 | |||
84 | Решение задач. | 1 | |||
85 | Мера длины – сантиметр. | 1 | |||
86 | Число 10. | 1 | |||
87 | Счет предметов в пределах 10. | 1 | |||
88 | Состав числа 10. | 1 | |||
89 | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 | |||
90 | Решение примеров. | 1 | |||
91 | Решение задач | 1 | |||
92 | Геометрический материал. Построение отрезков. | 1 | |||
93 | Меры стоимости. | 1 | |||
94 | Мера массы – килограмм. | 1 | |||
95 | Мера ёмкости – литр. | 1 | |||
Итоговое повторение - 4ч. | |||||
96 | Нумерация . Первый десяток. | 1 | |||
97 | Состав чисел первого десятка. | 1 | |||
98 | Сложение , вычитание чисел в пределах первого десятка. | 1 | |||
99 | Решение задач. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебники:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Ч.1 и Ч. 2.
3. Рабочие тетради:
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1. Ч. 2.
4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника :Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
5. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
6. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал
- геометрические фигуры и тела ; трафареты и шаблоны геометрических фигур;
- набор предметных картинок;
- карточки с числами 1-10; 0; 11-20;
- наборное полотно.