Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» (изучение предмета на базовом уровне) 5 класс 1 вариант нарушение интеллекта

0
0
Материал опубликован 19 June

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»





Принята на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

школы-интерната 31.08.2022 г. Директор школы-интерната

Протокол №                         

31.08.2022 г.

Приказ от 31.08.2022 г. №







Адаптированная рабочая программа

по предмету «Природоведение»

(изучение предмета на базовом уровне)

5 класс



















Составитель: учитель Гридяева О.В.











г.о. Чехов 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы-интерната на 2020-2021 учебный год.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» адресована обучающимся 5 класса с умственной отсталостью. Программа по учебному предмету «Природоведение» разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы школы-интерната на 2022- 2023 учебный год.

Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

Формирование здорового образа жизни.

Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Корректировать познавательную возможность и интересы.

Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.

      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

Основные направления коррекционной работы:

Коррегировать артикуляционный аппарат.

Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи.

Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы.

Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Первые природоведческие знания учащиеся с ОВЗ получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных. О здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.

Формы контроля, используемые учителем: устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;

практические работы. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.

На уроках природоведения предусмотрено использование следующих технологий: коррекционно-развивающего обучения; дифференцированного обучения; здоровье сберегающие; информационные.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- что изучает природоведение;

-основные свойства воды, воздуха и почвы;

-основные формы поверхности Земли;

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

-основные санитарно-гигиенические требования;

-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

-названия важнейших географических объектов;

-правила поведения в природе.

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различия неживой и живой природы;

-где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

-основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

- демонстрировать простейшие опыты;

-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;

-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

-соблюдать правила элементарной гигиены;

-оказывать простейшую медицинскую помощь.

Практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Межпредметные связи: «Окружающий мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть — горючее полезное ископаемое);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в лиственных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото — полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Личностные результаты

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.

Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений):

Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны — экологическое воспитание.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.)

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;

для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;

ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;

допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определение понятий недостаточно четкие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,     допущены ошибки при их изложении;

опущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Отметка «2» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

опущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты.

Отметка «5» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);

в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2» ставится, если:

самостоятельно не определена цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения:

Отметка «5» ставится, если:

наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

выделены существенные признаки;

логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если:

наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;

при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;

при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

Отметка «2» ставится, если:

допущены 3-4 ошибки при проведении наблюдений;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены 3-4 ошибки в оформлении результатов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух.

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.

Есть на Земле страна — Россия

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.















Учебно-тематический план

п/п

Раздел

программы

Количество часов


Краткое содержание

1

Введение

2

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.


2

Вселенная


6

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.


3

Наш дом — Земля

1

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.


4

Воздух

9

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.









5

Полезные ископаемые

14

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Применение цветных металлов. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.














6

Вода

14

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.






7

Поверхность суши. Почва

6

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.


8

Есть на Земле страна Россия

16

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Родной город Чехов. Достопримечательности родного города.




ИТОГО:

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Дата по плану





Дата

по факту












Тип урока




Целевая

установка

Основные

понятия

Планируемые предметные результаты

(в соответствии с ФГОС)

Минимальные

Достаточные

1

Вводный. Что такое природоведение?

02.09


Вводный

Формирование представлений о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются

Что изучает природо­ведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью

Узнавание природных пред­метов и явлений. на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных

предметов и явлений



Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений

2

Предметы и явления неживой и

живой природы

05.09


Урок

изучения

новых

знаний

Формирование представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу






Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы.

Явления природы

Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и

фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние изученных объектов живой и неживой природы.










Выделение существенных при­знаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление вза­имосвязей между живой и неживой природой













3

Небесные тела: планеты, звезды

09.09


Урок

изучения

новых

знаний

Формировать представления о небесных телах

Небесные тела. Звезды.

Планеты. Солнце.

Земля. Луна.

Астрономия (астроно­мы)

Называние изученных небесных тел

Называние изученных небес­ных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков; отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков

4

Солнечная система. Солнце

12.09


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы

Вселенная. Солнце — раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца. Земля

Называние изученных небесных тел — Солнце, планеты, планета Земля. Солнечная система — и их основных признаков

Называние изученных небесных тел — звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2—3 другие планеты Сол­нечной системы — и их признаков; знать, что входит в состав Солнечной системы.




5

Исследование космоса. Спутни­ки. Космические корабли

16.09


Комбиниро­ванный урок

Познакомить учащихся с ис­следованиями космоса и их значением для человечества

Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли

Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов






Узнавание и называние ис­кусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение

6

Полеты в космос

19.09


Комбиниро­ванный урок

Познакомить учащихся с ис­следованиями космоса, фор­мировать представления о по­летах человека в космос и пер­вых космонавтах.



Космические корабли. Космонавты. Ю. А. Га­гарин. В. В. Терешкова

Называние первого космонавта Ю. А. Гагарина, первой женщины- космонавта В. В. Терешковой.





Знать фамилии первых космонавтов (Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова), иметь представления о современных полетах в космос и их значении.




7

Смена дня и ночи

23.09


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи

Вращение Земли, смена дня и ночи:

день, ночь, сутки

Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их.







Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи.

8

Смена времен года. Сезонные изменения в природе






26.09


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года

Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков (1—2)

Знать признаки времен года, осу­ществлять классификацию времен года на основании основных признаков. Причины смены времен года

Наш дом — Земля

9

Планета Земля.

Оболочки Земли

30.09


Комбиниро­ванный урок

Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете* показать отличие Земли от других планет Солнечной системы

Планета Земля. Вра­щение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других планет

Называние планеты Земля и ее основных оболочек — вода, суша, воздух

Знать, что Земля — часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная); знать основное отличие Земли от других планет







Воздух


10

Воздух. Воздух и его охрана.

Значение воздуха для, жизни на Земле

03.10


Урок изучения новых знаний

Формировать представление о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных и растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха.





Воздух. Значение для человека, животных, растений

Знать значение воздуха для растений, животных и человека

Знать и называть состав воздуха и его значение


11

Свойства воздуха

07.10


Комбиниро­ванный урок

Формировать в процессе де­монстрации опытов представления о свойствах воз духа (прозрачность, бесцвет­ность, упругость, теплопро­водность) и об использовании этих свойств в быту.



Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло





Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов; описывать опыты; демонстрирующие свойства воздуха; знать свойства воздуха, использование их в быту.








12

Давление и движение воз­духа

17.10


Комбиниро­ванный урок

Формировать представление о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха

Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воз­дух сжимается. Дви­жение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек)

Знать свойства воздуха- (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстриру­емый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту







13

Температура воздуха. Термо­метр

21.10


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра

Термометр. Температу­ра воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха

Узнавание термометра на ил­люстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха; понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур.

Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни (одежда — температура воздуха).





14

Движение воздуха в природе. Ветер

24.10


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о движении воздуха, ветре, силе ветра и использовании ветра человеком

Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком

Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называние ветра, урагана; иметь представления об использовании силы ветра человеком.


Знать названия движения воз­духа разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

28.10


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода.






Называние свойств кисло­рода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха; знание значения кислорода для- человека, животных и растений.




Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности




16

Состав воздуха.

Углекислый газ и

азот

31.10

04.11


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Азот, угле­кислый газ. Значение. Свойства

Называние газов, входящих в состав кислорода (углекислый газ, азот), отнесение углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха

Называние газов, входящих в состав воздуха, знание свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие предста­влений об использовании, свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышлен­ности.






17

Значение и охрана воздуха

07.11


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха

Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, при­нимаемые для охраны воздуха

Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты

Знать о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с по­мощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни.







18

Значение воздуха для жизни на Земле и его охра­на

11.11


Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для чело­века, растений и животных

Состав воздуха. Свой­ства кислорода, угле­кислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на про­мышленных предприятиях для очистки воздуха). Поддержание чистоты воздуха в классе и дома



Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты

Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни

Полезные ископаемые

19

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

14.11


Урок

Изучения

новых

знаний

Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении

Полезные ископаемые. Месторождения. Спосо­бы добычи. Виды полез­ных ископаемых (твер­дые, жидкие, газообраз­ные; горючие, негорю­чие). Значение полезных ископаемых. Охрана.







Иметь представление о назначении полезных ископаемых

Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полез­ных ископаемых к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие).








20

Гранит, известняк

18.11


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, — граните, известняке

Полезные ископаемые, используемые в каче­стве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных полезных ископаемых; отне­сение полезных ископаемых к группе, используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых.




Узнавание и называние представителей полезных ис­копаемых, используемых в строительстве; выделять при­знаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископа­емые, известные из других источников, объяснять свое решение


21

Песок, глина

28.11


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, — песке, глине

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок. Глина

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называние изученных полезных ис­копаемых; отнесение полезных ископаемых к группе- используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых.






Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископае­мых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источ­ников; объяснять свое решение

22

Горючие полезные ископа­емые. Торф

02.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называние изученных полезных ископаемых, отнесение торфа к группе полезных ископаемых; иметь представление о назначении торфа

Узнавание и называние представителей горючих полез­ных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, ис­пользуемые в качестве удобрений)

23

Каменный уголь. Свойства

05.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле

Горючие полезные ис­копаемые. Каменный уголь. Внешний вид

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называние изученных полезных ископаемых; отнесение каменного угля, к группе полезных ископаемых.

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых.











Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых

24

Добыча и использование каменного угля

09.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля

Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Исполь­зование человеком. Охрана

Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых; иметь представ­ление о значении каменного угля

Относить каменный уголь к различным группам с. учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные иско­паемые); знать способы добычи каменного угля




25

Нефть: внешний вид и свойства

12.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти

Горючие полезные ис­копаемые. Нефть. Внешний вид. Свойства

Называние изученных полез­ных ископаемых (нефть); отнесение нефти к группе полезных ископаемых

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе

полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых



26

Добыча и использование нефти

16.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представление о нефти, способах добычи и значении нефти -

Горючие полезные ис­копаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Исполь­зование человеком.

Охрана

Отнесение нефти к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении нефти

Относить нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способы добычи нефти


27

Природный газ. Свойства, добыча, исполь­зование. Правила обращения с газом в быту

19.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о горючих полезных ископа­емых. Формировать представ­ление о природном газе, спо­собах добычи и значении при­родного газа. Формировать умение соблюдать правила безопасного пользования газом в быту.

Природный газ. Внеш­ний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Исполь­зование человеком. Правила обращения в быту.

Называние изученных полез­ных ископаемых (природный газ); отнесение газа к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила пользования газом в быту.

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — природного газа; выделять признаки природного газа; относить природный газ к раз­личным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископа­емые); знать способ добычи газа.




28

Черные металлы.

Сталь. Чугун

23.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о черных металлах. Формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышлен­ности и в быту.



Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ис­копаемые, используемые для получения металлов.





-

Называние черных металлов (сталь, чугун), представление об использовании черных металлов.






Узнавать и называть черные металлы — чугун и сталь; знать способ получения черных металлов; выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна.





29

Цветные металлы

26.12


Комбиниро­ванный урок


Формировать представления о цветных металлах.

Формировать представление об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту

Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов

Называние Цветных металлов; представление об использовании цветных металлов

Узнавать и называть цветные металлы — алюминий, медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам)


30

Благородные (драгоценные) металлы

30.12


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о благородных (драгоценных) металлах. Формировать представление о золоте, сере­бре, платине, использовании в промышленности и в быту

Благородные (дра­гоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование

Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов

Узнавать и называть благородные (драгоценные) ме­таллы — золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам).

31

Охрана полезных ископаемых

09.01


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о значении полезных ископа­емых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны по­лезных ископаемых

Полезные ископаемые. Запасы полезных иско­паемых. Меры, прини­маемые по охране по­лезных ископаемых

Называть полезные ископаемые; знать о необхо­димости- охраны полезных ископаемых

Узнавать и называть полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых

32

Полезные ископаемые

13.01


Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для чело­века, растений и животных

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. Го­рючие полезные ископа­емые. Полезные ископа­емые, используемые в качестве строительных материалов. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы.


Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей

Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группам, объяснять свой выбор; знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране

Вода

33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

16.01


Урок полу­чения новых знаний

Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных

Вода. Вода на Земле. Значение воды для жиз­ни растений, животных, человека.



Представление о воде в природе; знание о значении воды для растений, живот­ных, человека.



Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существо­вания в природе.



34

Свойства воды

20.01


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о свойствах воды

Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие за­паха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода — растворитель

Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту.

35

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

23.01


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах

Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Виды растворов. Питьевая вода

Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы

Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узна­вать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называть их; иметь представле­ния о назначении растворов; вы­делять существенные признаки питьевой воды, использовать по­лученные знания при выполнении практических работ (создание растворов — сладкий водный раствор, соленый водный раствор)

36

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды

27.01


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды

Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды от­стаиванием и фильтро­ванием

Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды

Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь ис­пользовать полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием).




37

Три состояния воды. Темпера­тура и ее измере­ние

30.01


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о различных агрегатных со­стояниях воды

Три состояния воды. Твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Тем­пература замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое

Узнавать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках

Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь ис­пользовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды).

38

Расширение при нагревании и сжатие при ох­лаждении, расширение при замерзании

03.02


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры

Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при нагревании. Температу­ра- кипения

Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении

Узнавание и называние состо­яния воды в естественных условиях и на картинах; выде­ление существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь исполь­зовать полученные знания в быту.



39

Свойства воды. Лабораторная работа

06.02


Практический урок

Формирование умения приме­нять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя

Лабораторная работа

Выполнять лабораторные работы совместно с учи­телем; называть свойства воды после проведения опыта

Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов, описывать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды.






40

Работа воды в природе

10.02


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды.



Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение.






Узнавание и называние по­следствий работы воды — оврагов, пещер, наводнений

Устанавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности).



41

Значение воды в природе. Исполь­зование воды в быту, про­мышленности и сельском хозяйстве

13.02


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды

Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту, сельском хозяйстве, промыш­ленности; охрана воды, очистка воды, меры, принимаемые по охране воды

Знание значения воды для жизни человека; умение называть (совместно с учи­телем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран)

Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возра­сту действий

42

Вода в природе

17.02


Комбиниро­ванный урок

Формирование представления о круговороте воды в природе

Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озера, моря, океаны. Об­лака, тучи. Круговорот воды в природе.


Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч.




Узнавание и называние со­стояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей.


43

Воды суши: ру­чьи, реки

27.02


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках

Воды суши. Вода прес­ная и соленая. Естест­венные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана



Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании рек.




Иметь представления о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водо­емов; знать правила поведения у водоемов; уметь выполнять доступные

возрасту действия.



44

Озера, болота, пруды

03.03


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах

Озера. Болота. Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов

Узнавание озер, болот, прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов

Иметь представления о внешнем виде озер, болот, пру­дов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изучен­ных водоемов; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.



45

Моря и океаны. Использование и охрана воды

06.03


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о морях и океанах и их использовании

Моря. Океаны. Внеш­ний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Ис­пользование океанов и морей человеком.

Узнавание морей и океанов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов

Иметь представления о внеш­нем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов

46

Охрана воды

10.03


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений об охране воды и мерах, прини­маемых по охране водоемов.

Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту.

Иметь представления об использовании воды.

Знать и называть меры, принимаемые для охраны водо­емов; применять знания об охране воды на практике.


Поверхность суши. Почва

47

Равнины,

холмы, овраги

13.03


Урок изучения новых знаний

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком

Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности

Узнавание и называние форм поверхности (равнины, хол­мы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных при­знаков изученных форм поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта

48

Горы

17.03


Комбиниро­ванный урок

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли

Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей

Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных признаков гор; называть за­нятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой по­верхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта





49

Почва — верхний слой земли. Состав почвы









20.03


Комбиниро­ванный урок

Формировать представление о почве, ее образовании.

Закрепить знания о роли почвы в жизни растений

Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, ми­неральные соли

Знать и называть назначение почвы

Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы, и их значение







50

Разнообразие почв

24.03


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о видах почв, их особенностях

Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы

Называть виды почв (не ме­нее 2); называть свойства черноземных почв

Называть вицы почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; уста­навливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике





51

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы

27.03


Комбиниро­ванный урок

Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении

Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обработка почвы. Ве­сенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы.

Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая

Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике


52

Охрана почвы

31.03


Комбиниро­ванный урок

Закрепление представлений о значении почвы. Форми­рование представлений о необходимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв

Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя поч­вы (костры, пожары, вы­рубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, зашита от загрязнения).

Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы

Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв

Есть на Земле страна Россия

53

Место России на земном шаре. Знакомство с картой

10.04


Урок полу­чения новых знаний

Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе.

Россия. Россия — самое большое государство. Разнообразие поверх­ности и климата. Обо­значение суши и рек на карте.

Знать и называть название своей страны.

Называть особенности климата и рельефа России; узнавать на карте России реки и. сушу (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территори­ей, солнечной освещенностью и климатом.


54

Моря и океаны, омывающие берега России

14.04


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о морях и океанах, омывающих берега России

Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море. Азовское море. Балтий­ское море. Северный Ледовитый океан

Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж)



Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные при­знаки

55

Горы и равнины на территории нашей страны

17.04


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о формах поверхности России

Основные формы по­верхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно­-Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы


Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности - горы, равнины; знать, что на тер­ритории России находятся горы и равнины

Называть горы и равнины России: Восточно-Евро­пейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы; знать их основные признаки

56

Реки и озера России

21.04


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о реках и озерах России

Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское море

Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на тер­ритории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России.

Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основ­ные признаки

57

Москва - столица России

24.04


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о столице России - Москве

Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С. В. Образцова, стадион «Лужники», Остан­кинская телебашня.

Транспорт.



Узнавание и называние до­стопримечательностей Москвы: Кремль, стадион «Лужники» - на иллюстрациях и фотографиях; называние столицы России

Узнавание и называние Москвы и основных до­стопримечательностей (Третья­ковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы

58

Санкт- Петербург

28.04


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о городе Санкт- Петербурге

Достопримечательности: Эрмитаж, Петро­павловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт.



Узнавание и называние до­стопримечательностей Санкт- Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь - на иллюстрациях и фотографиях

Узнавание и называние Санкт- Петербурга и его основных до­стопримечательностей

59

Ярославль. Владимир. Города

Золотого кольца

01.05


Комбинированный урок

Формировать представления о городах Золотого кольца:

Ярославле, Владимире, Ростове.

Древние города России: Ярославль. Владимир. История. Достопри­мечательности.

Народные промыслы. Туризм

Называние городов Золотого кольца: Ярославль, Владимир.

Узнавание и называние городов — Ярославль, Владимир, Ростов; называть основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль









60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

05.05


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о городах: Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Города России. Река Волга. Нижний Новгород. Казань. Волгоград. История. Достопримечатель­ности. Промышленность

Называние городов — Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Узнавать и называть города: Нижний Новгород, Казань, Вол­гоград; называть основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называние горо­дов, известных из других источников




61

Новосибирск, Владивосток

08.05


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о городах: Новосибирск, Владивосток

Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. До­стопримечательности. Промышленность. Порт

Называние городов — Ново­сибирск, Владивосток

Узнавать и называть города — Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называть основные достопримечательности городов; называние городов, известных из других источников




\

62

Население и народы России

12.05


Комбиниро­ванный урок

Формировать представления о населении России и России как

многонациональном

государстве

Население России. Го­родское и сельское на­селение. Россия - мно­гонациональное государство. Нацио­нальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы.


Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население России; узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население.



Называть представителей народов России, традиции и обычаи населения России, занятия городского и сельского населения

63

Ваш город. Важ­нейшие геогра­фические объекты региона

15.05


Комбиниро­ванный урок

Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний

Название. Область. По­верхность. Водоемы. Растительный и жи­вотный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство. До­стопримечательности.




Называть основные географические объекты своей местности

Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи

64

Виртуальная экскурсия по Москве

19.05



Формировать представления о столице России - Москве

Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С. В. Образцова, стадион «Лужники», Остан­кинская телебашня.

Транспорт.






Узнавание и называние до­стопримечательностей Москвы: Кремль, стадион «Лужники» и т.д.

Узнавание и называние Москвы и основных до­стопримечательностей (Третья­ковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы

65

Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия»

22.05


Обобщающий урок

Закрепить знания о России: формах рельефа, водоемах, городах, населении

Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт- Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Вла­дивосток. Население России.







Называние отдельных городов России, отдельных представителей народов России

Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называть отдельные реки, озера, горы, равнины России; знать названия отдельных горо­дов России и их достопримечательностей

66

Неживая природа. Обоб­щающий урок

26.05


Обобщающий урок

Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы

Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Сол­нечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы

Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние пред­метов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; знание элементарных правил безопасного поведения в природе; представление о значении неживой природы в жизни человека

Принятие и освоение социальной роли обучающего­ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отноше­нию к природе. Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинах, схемах и в на­туральном виде; отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; представление о взаимосвязях между неживой и живой природой; знание и соблю­дение правил безопасного поведения в природе.








67

Виртуальная экскурсия по г.о.

Чехов



29.05


Формировать представления о родном городе.

Основные объекты города: Сквер имени А. П. Чехова, Центральный парк культуры и отдыха в Чехове, Музей писем А. П. Чехова, Усадьба Мелихово, Памятник советскому танку Т-34-85, Музей-усадьба Лопасня-Зачатьевское и пр.












Узнавание и называние до­стопримечательностей родного города.

Узнавание и называние основных до­стопримечательностей родного города.

Формировать представления о родном городе.

68

Виртуальная экскурсия по г.о.

Чехов






Не учебный день на 34 неделе


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методическое обеспечение программы

Технологии:

здоровьесберегающие,

личностно – ориентированное обучение,

проблемное обучение,

развивающее обучение,

информационно – коммуникативные технологии.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;  
- работа с учебником.

2.    Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:  
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.     Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, индивидуальные;
​- итоговые и текущие.

Формы обучения: 
      Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа).

Методические пособия для учителя:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой - Москва, Владос, 2015 г.

2. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2020 г.

Наглядные материалы.

·                    Раздаточный дидактический материал.

·                    Наборы предметных и сюжетных картинок.

·                    Иллюстративные материалы.

·                    Таблицы природоведческого содержания.

·                    Глобус

Технические средства обучения.

·                    Ноутбук.

Учебно-практическое оборудование.

Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, схем.





COГЛАСОВАНО

на заседании ШMO учителей

Протокол № ____ от «_____» ______________2022 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


____________________


«______» _______________2022 г.



 


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации