Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» (изучение предмета на базовом уровне) 5 класс 1 вариант нарушение интеллекта
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Принята на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
школы-интерната 31.08.2022 г. Директор школы-интерната
Протокол №
31.08.2022 г.
Приказ от 31.08.2022 г. №
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Природоведение»
(изучение предмета на базовом уровне)
5 класс
Составитель: учитель Гридяева О.В.
г.о. Чехов 2022
Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы-интерната на 2020-2021 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» адресована обучающимся 5 класса с умственной отсталостью. Программа по учебному предмету «Природоведение» разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы школы-интерната на 2022- 2023 учебный год.
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;
- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи.
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Первые природоведческие знания учащиеся с ОВЗ получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных. О здоровье человека.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.
Формы контроля, используемые учителем: устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;
практические работы. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
На уроках природоведения предусмотрено использование следующих технологий: коррекционно-развивающего обучения; дифференцированного обучения; здоровье сберегающие; информационные.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение;
-основные свойства воды, воздуха и почвы;
-основные формы поверхности Земли;
-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-основные санитарно-гигиенические требования;
-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
-названия важнейших географических объектов;
-правила поведения в природе.
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различия неживой и живой природы;
-где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
-основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
- демонстрировать простейшие опыты;
-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
-соблюдать правила элементарной гигиены;
-оказывать простейшую медицинскую помощь.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Межпредметные связи: «Окружающий мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть — горючее полезное ископаемое);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в лиственных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото — полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Личностные результаты
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений):
Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны — экологическое воспитание.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.)
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
опущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
опущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты.
Отметка «5» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
самостоятельно не определена цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения:
Отметка «5» ставится, если:
наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
выделены существенные признаки;
логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если:
наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;
при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Отметка «2» ставится, если:
допущены 3-4 ошибки при проведении наблюдений;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены 3-4 ошибки в оформлении результатов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Краткое содержание |
1 | Введение | 2 | Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. |
2 | Вселенная | 6 | Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. |
3 | Наш дом — Земля | 1 | Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. |
4 | Воздух | 9 | Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. |
5 | Полезные ископаемые | 14 | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Применение цветных металлов. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование. |
6 | Вода | 14 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
|
7 | Поверхность суши. Почва | 6 | Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. |
8 | Есть на Земле страна Россия | 16 | Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Родной город Чехов. Достопримечательности родного города. |
| ИТОГО: | 68 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту
| Тип урока | Целевая установка | Основные понятия | Планируемые предметные результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||
Минимальные | Достаточные | |||||||||||||
1 | Вводный. Что такое природоведение? | 02.09 | | Вводный | Формирование представлений о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются | Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью | Узнавание природных предметов и явлений. на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных предметов и явлений | Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений | ||||||
2 | Предметы и явления неживой и живой природы | 05.09 | | Урок изучения новых знаний | Формирование представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу | Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы | Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние изученных объектов живой и неживой природы. | Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой | ||||||
3 | Небесные тела: планеты, звезды | 09.09 | | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о небесных телах | Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (астрономы) | Называние изученных небесных тел | Называние изученных небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков; отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков | ||||||
4 | Солнечная система. Солнце | 12.09 | | Комбинированный урок | Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы | Вселенная. Солнце — раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца. Земля | Называние изученных небесных тел — Солнце, планеты, планета Земля. Солнечная система — и их основных признаков | Называние изученных небесных тел — звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2—3 другие планеты Солнечной системы — и их признаков; знать, что входит в состав Солнечной системы. | ||||||
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 16.09 | | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса и их значением для человечества | Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли | Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов | Узнавание и называние искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение | ||||||
6 | Полеты в космос | 19.09 | | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах. | Космические корабли. Космонавты. Ю. А. Гагарин. В. В. Терешкова | Называние первого космонавта Ю. А. Гагарина, первой женщины- космонавта В. В. Терешковой. | Знать фамилии первых космонавтов (Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова), иметь представления о современных полетах в космос и их значении. | ||||||
7 | Смена дня и ночи | 23.09 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи | Вращение Земли, смена дня и ночи: день, ночь, сутки | Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их. | Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи. | ||||||
8 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 26.09 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о годовом движении Земли | Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года | Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков (1—2) | Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признаков. Причины смены времен года | ||||||
Наш дом — Земля | ||||||||||||||
9 | Планета Земля. Оболочки Земли | 30.09 | | Комбинированный урок | Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете* показать отличие Земли от других планет Солнечной системы | Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других планет | Называние планеты Земля и ее основных оболочек — вода, суша, воздух | Знать, что Земля — часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная); знать основное отличие Земли от других планет | ||||||
Воздух | ||||||||||||||
10 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для, жизни на Земле | 03.10 | | Урок изучения новых знаний | Формировать представление о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных и растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. | Воздух. Значение для человека, животных, растений | Знать значение воздуха для растений, животных и человека | Знать и называть состав воздуха и его значение | | |||||
11 | Свойства воздуха | 07.10 | | Комбинированный урок | Формировать в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воз духа (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту. | Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло | Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов; описывать опыты; демонстрирующие свойства воздуха; знать свойства воздуха, использование их в быту. | | |||||
12 | Давление и движение воздуха | 17.10 | | Комбинированный урок | Формировать представление о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха | Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз | Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек) | Знать свойства воздуха- (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту | |
13 | Температура воздуха. Термометр | 21.10 | | Комбинированный урок | Формировать представления о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра | Термометр. Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха | Узнавание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха; понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур. | Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни (одежда — температура воздуха). |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер | 24.10 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о движении воздуха, ветре, силе ветра и использовании ветра человеком | Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком | Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называние ветра, урагана; иметь представления об использовании силы ветра человеком. | Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 28.10 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода. | Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха; знание значения кислорода для- человека, животных и растений. | Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 31.10 04.11 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Азот, углекислый газ. Значение. Свойства | Называние газов, входящих в состав кислорода (углекислый газ, азот), отнесение углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха | Называние газов, входящих в состав воздуха, знание свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие представлений об использовании, свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. |
17 | Значение и охрана воздуха | 07.11 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха | Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха | Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты | Знать о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. |
18 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана | 11.11 | | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных | Состав воздуха. Свойства кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха). Поддержание чистоты воздуха в классе и дома | Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты | Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни |
Полезные ископаемые | ||||||||
19 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 14.11 | | Урок Изучения новых знаний | Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении | Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана. | Иметь представление о назначении полезных ископаемых | Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). |
20 | Гранит, известняк | 18.11 | | Комбинированный урок | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, — граните, известняке | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе, используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых. | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение |
21 | Песок, глина | 28.11 | | Комбинированный урок | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, — песке, глине | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок. Глина | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе- используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых. | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников; объяснять свое решение |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф | 02.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называние изученных полезных ископаемых, отнесение торфа к группе полезных ископаемых; иметь представление о назначении торфа | Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений) |
23 | Каменный уголь. Свойства | 05.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле | Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Внешний вид | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называние изученных полезных ископаемых; отнесение каменного угля, к группе полезных ископаемых. Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых |
24 | Добыча и использование каменного угля | 09.12 | | Комбинированный урок | Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля | Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении каменного угля | Относить каменный уголь к различным группам с. учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способы добычи каменного угля |
25 | Нефть: внешний вид и свойства | 12.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид. Свойства | Называние изученных полезных ископаемых (нефть); отнесение нефти к группе полезных ископаемых | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых |
26 | Добыча и использование нефти | 16.12 | | Комбинированный урок | Формировать представление о нефти, способах добычи и значении нефти - | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Отнесение нефти к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении нефти | Относить нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способы добычи нефти |
27 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту | 19.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать правила безопасного пользования газом в быту. | Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту. | Называние изученных полезных ископаемых (природный газ); отнесение газа к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила пользования газом в быту. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых — природного газа; выделять признаки природного газа; относить природный газ к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способ добычи газа. |
28 | Черные металлы. Сталь. Чугун | 23.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о черных металлах. Формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту. | Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. - | Называние черных металлов (сталь, чугун), представление об использовании черных металлов. | Узнавать и называть черные металлы — чугун и сталь; знать способ получения черных металлов; выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. |
29 | Цветные металлы | 26.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту | Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов | Называние Цветных металлов; представление об использовании цветных металлов | Узнавать и называть цветные металлы — алюминий, медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам) |
30 | Благородные (драгоценные) металлы | 30.12 | | Комбинированный урок | Формировать представления о благородных (драгоценных) металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту | Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование | Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов | Узнавать и называть благородные (драгоценные) металлы — золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). |
31 | Охрана полезных ископаемых | 09.01 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых | Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые по охране полезных ископаемых | Называть полезные ископаемые; знать о необходимости- охраны полезных ископаемых | Узнавать и называть полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых |
32 | Полезные ископаемые | 13.01 | | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. | Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей | Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группам, объяснять свой выбор; знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране |
Вода | ||||||||
33 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 16.01 | | Урок получения новых знаний | Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных | Вода. Вода на Земле. Значение воды для жизни растений, животных, человека. | Представление о воде в природе; знание о значении воды для растений, животных, человека. | Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе. |
34 | Свойства воды | 20.01 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о свойствах воды | Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода — растворитель | Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту. |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода | 23.01 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах | Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Виды растворов. Питьевая вода | Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы | Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называть их; иметь представления о назначении растворов; выделять существенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов — сладкий водный раствор, соленый водный раствор) |
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды | 27.01 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды | Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием | Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды | Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). |
37 | Три состояния воды. Температура и ее измерение | 30.01 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды | Три состояния воды. Твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое | Узнавать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках | Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). |
38 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании | 03.02 | | Комбинированный урок | Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры | Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при нагревании. Температура- кипения | Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении | Узнавание и называние состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту. |
39 | Свойства воды. Лабораторная работа | 06.02 | | Практический урок | Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя | Лабораторная работа | Выполнять лабораторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опыта | Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов, описывать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды. |
40 | Работа воды в природе | 10.02 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды. | Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение. | Узнавание и называние последствий работы воды — оврагов, пещер, наводнений | Устанавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности). |
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве | 13.02 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды | Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту, сельском хозяйстве, промышленности; охрана воды, очистка воды, меры, принимаемые по охране воды | Знание значения воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран) | Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий |
42 | Вода в природе | 17.02 | | Комбинированный урок | Формирование представления о круговороте воды в природе | Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе. | Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч. | Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей. |
43 | Воды суши: ручьи, реки | 27.02 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках | Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана | Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании рек. | Иметь представления о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов; знать правила поведения у водоемов; уметь выполнять доступные возрасту действия. |
44 | Озера, болота, пруды | 03.03 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах | Озера. Болота. Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов | Узнавание озер, болот, прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов | Иметь представления о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости. |
45 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 06.03 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о морях и океанах и их использовании | Моря. Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Использование океанов и морей человеком. | Узнавание морей и океанов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемов | Иметь представления о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов |
46 | Охрана воды | 10.03 | | Комбинированный урок | Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов. | Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту. | Иметь представления об использовании воды. | Знать и называть меры, принимаемые для охраны водоемов; применять знания об охране воды на практике. |
Поверхность суши. Почва | ||||||||
47 | Равнины, холмы, овраги | 13.03 | | Урок изучения новых знаний | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком | Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности | Узнавание и называние форм поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта |
48 | Горы | 17.03 | | Комбинированный урок | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли | Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей | Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта |
49 | Почва — верхний слой земли. Состав почвы | 20.03 | | Комбинированный урок | Формировать представление о почве, ее образовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений | Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли | Знать и называть назначение почвы | Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы, и их значение |
50 | Разнообразие почв | 24.03 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о видах почв, их особенностях | Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы | Называть виды почв (не менее 2); называть свойства черноземных почв | Называть вицы почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике |
51 | Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы | 27.03 | | Комбинированный урок | Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении | Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обработка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы. | Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая | Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике |
52 | Охрана почвы | 31.03 | | Комбинированный урок | Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необходимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв | Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, зашита от загрязнения). | Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы | Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв |
Есть на Земле страна Россия | ||||||||
53 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 10.04 | | Урок получения новых знаний | Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе. | Россия. Россия — самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте. | Знать и называть название своей страны. | Называть особенности климата и рельефа России; узнавать на карте России реки и. сушу (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом. |
54 | Моря и океаны, омывающие берега России | 14.04 | | Комбинированный урок | Формировать представления о морях и океанах, омывающих берега России | Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море. Азовское море. Балтийское море. Северный Ледовитый океан | Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж) | Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки |
55 | Горы и равнины на территории нашей страны | 17.04 | | Комбинированный урок | Формировать представления о формах поверхности России | Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы | Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности - горы, равнины; знать, что на территории России находятся горы и равнины | Называть горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы; знать их основные признаки |
56 | Реки и озера России | 21.04 | | Комбинированный урок | Формировать представления о реках и озерах России | Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское море | Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России. | Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основные признаки |
57 | Москва - столица России | 24.04 | | Комбинированный урок | Формировать представления о столице России - Москве | Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С. В. Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня. Транспорт. | Узнавание и называние достопримечательностей Москвы: Кремль, стадион «Лужники» - на иллюстрациях и фотографиях; называние столицы России | Узнавание и называние Москвы и основных достопримечательностей (Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы |
58 | Санкт- Петербург | 28.04 | | Комбинированный урок | Формировать представления о городе Санкт- Петербурге | Достопримечательности: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт. | Узнавание и называние достопримечательностей Санкт- Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь - на иллюстрациях и фотографиях | Узнавание и называние Санкт- Петербурга и его основных достопримечательностей |
59 | Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца | 01.05 | | Комбинированный урок | Формировать представления о городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Ростове. | Древние города России: Ярославль. Владимир. История. Достопримечательности. Народные промыслы. Туризм | Называние городов Золотого кольца: Ярославль, Владимир. | Узнавание и называние городов — Ярославль, Владимир, Ростов; называть основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль |
60 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 05.05 | | Комбинированный урок | Формировать представления о городах: Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Города России. Река Волга. Нижний Новгород. Казань. Волгоград. История. Достопримечательности. Промышленность | Называние городов — Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Узнавать и называть города: Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называть основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называние городов, известных из других источников |
61 | Новосибирск, Владивосток | 08.05 | | Комбинированный урок | Формировать представления о городах: Новосибирск, Владивосток | Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Промышленность. Порт | Называние городов — Новосибирск, Владивосток | Узнавать и называть города — Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называть основные достопримечательности городов; называние городов, известных из других источников |
\
62 | Население и народы России | 12.05 | | Комбинированный урок | Формировать представления о населении России и России как многонациональном государстве | Население России. Городское и сельское население. Россия - многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы. | Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население России; узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население. | Называть представителей народов России, традиции и обычаи населения России, занятия городского и сельского населения |
63 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона | 15.05 | | Комбинированный урок | Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний | Название. Область. Поверхность. Водоемы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримечательности. | Называть основные географические объекты своей местности | Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи |
64 | Виртуальная экскурсия по Москве | 19.05 | | | Формировать представления о столице России - Москве | Столица. Правительство. Достопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С. В. Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня. Транспорт. | Узнавание и называние достопримечательностей Москвы: Кремль, стадион «Лужники» и т.д. | Узнавание и называние Москвы и основных достопримечательностей (Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы |
65 | Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия» | 22.05 | | Обобщающий урок | Закрепить знания о России: формах рельефа, водоемах, городах, населении | Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт- Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Население России. | Называние отдельных городов России, отдельных представителей народов России | Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называть отдельные реки, озера, горы, равнины России; знать названия отдельных городов России и их достопримечательностей |
66 | Неживая природа. Обобщающий урок | 26.05 | | Обобщающий урок | Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы | Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы | Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; знание элементарных правил безопасного поведения в природе; представление о значении неживой природы в жизни человека | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде; отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; представление о взаимосвязях между неживой и живой природой; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе. |
67 | Виртуальная экскурсия по г.о. Чехов | 29.05 | | Формировать представления о родном городе. | Основные объекты города: Сквер имени А. П. Чехова, Центральный парк культуры и отдыха в Чехове, Музей писем А. П. Чехова, Усадьба Мелихово, Памятник советскому танку Т-34-85, Музей-усадьба Лопасня-Зачатьевское и пр. | Узнавание и называние достопримечательностей родного города. | Узнавание и называние основных достопримечательностей родного города. | Формировать представления о родном городе. |
68 | Виртуальная экскурсия по г.о. Чехов | | | Не учебный день на 34 неделе |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы
Технологии:
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения:
Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа).
Методические пособия для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой - Москва, Владос, 2015 г.
2. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2020 г.
Наглядные материалы.
· Раздаточный дидактический материал.
· Наборы предметных и сюжетных картинок.
· Иллюстративные материалы.
· Таблицы природоведческого содержания.
· Глобус
Технические средства обучения.
· Ноутбук.
Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, схем.
COГЛАСОВАНО
на заседании ШMO учителей
Протокол № ____ от «_____» ______________2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________
«______» _______________2022 г.
1