Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» для детей с задержкой психического развития 6 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литература» для детей с задержкой психического развития
6 класс
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для преподавания литературы в 6-х классах для детей с ЗПР.
Исходными документами для составления программы являются:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Из них отводится на:
- уроки развития речи – 8;
- сочинения (классные) – 4;
- сочинение (домашнее) – 2;
- изложение с элементами рассуждения – 1;
- контрольное изложение с творческим заданием – 1;
- уроки внеклассного чтения – 8.
Представленная программа предусматривает коррекционную направленность обучения. В авторской программе 6 класса есть наиболее сложные темы для усвоения. В основном, это теоретико-литературные понятия. С данным материалом обучающиеся будут работать и в 7– 9 классах. Поэтому в 6 классе возможно изучение этих тем ознакомительно, т.е. они не являются обязательными для усвоения. В содержании программы и тематическом планировании данные темы выделены курсивом. В следующих классах изучение теоретико-литературных понятий станет для обучающихся обязательным. По сравнению с авторской программой изменены некоторые виды творческих работ, упрощены виды деятельности обучающихся на уроке. Такая особенность планирования преподавания вызвана необходимостью обеспечить реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения и, прежде всего, такого, как принцип доступности.
В рабочую программу внесены некоторые изменения. Предусмотрено изучение мифов «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Также внесены изменения в распределение количества часов на изучение некоторых тем:
- 1 час снят с темы «М.В. Ломоносов»;
- 5 часов сняты с темы «М.Ю. Лермонтов»;
- 2 часа сняты с темы «Л.Н. Толстой»;
- 1 час снят с темы «И.А. Бунин».
Эти 9 часов и 1 резервный час распределены на темы:
- 1 час на тему «Из древнегреческой мифологии»;
- 1 час на тему «Устное народное творчество»;
- 1 час на тему «И.С. Тургенев»;
- 1 час на тему «Н.А. Некрасов»;
- 1 час на тему «М.М. Пришвин»;
- 1 час на тему «В.П. Астафьев»;
- 1 час на тему «Сказка о Синдбаде-мореходе»;
- 1 час на тему «Произведения О.Генри»;
- 2 час на тему «Повторение и закрепление изученного в 6 классе».
Используемый УМК:
Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – (ФГОС. Инновационная школа).
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020-2021. – (ФГОС. Инновационная школа).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 ч.) О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе. Писатель и его место в культуре и жизни общества. Человек и литература. Книга – необходимый элемент в формировании личности.
Из греческой мифологии (3 ч.) Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Гомер «Одиссея». Песнь девятая (фрагмент). Мифологические герои в произведении.
Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.
Из устного народного творчества (4 ч.) Легенды, предания, сказки. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
ТЛ: легенда, предание, сказка. Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Творческая работа: сочинение сказки.
Из древнерусской литературы (4 ч.) «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество).
ТЛ: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.
Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Из русской литературы XVIII века (2 ч.)
М. В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и её реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея произведения.
ТЛ: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Творческая работа: устный портрет М.В. Ломоносова.
Из русской литературы XIX века.
В. А. Жуковский (3 ч.). Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.
ТЛ: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
Творческая работа: сочинение – ответ на вопрос по произведению.
А.С. Пушкин (12 ч.). Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
ТЛ: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
Творческая работа: изложение с творческим заданием; стилистический эксперимент.
М.Ю. Лермонтов (4 ч.). Годы учения поэта. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость). Стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок». Многозначность художественного образа.
ТЛ: метафора, инверсия, антитеза.
Творческая работа: составление ассоциативных рядов со словами парус, море.
Н.В. Гоголь (5 ч.). Цикл повестей «Миргород». Повесть «Старосветские помещики». Тематика и проблематика повести. Центральные образы и приёмы их создания. Изображение быта поместного дворянства. Лирическое и комическое в повести. Своеобразие стиля писателя.
ТЛ: повесть, конфликт, деталь, ирония, юмор, сатира.
Творческая работа: сочинение – отзыв по произведению.
И.С. Тургенев (5 ч.). «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг, нравственные ценности (милосердие, порядочность, доброта); образ лесника, позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей».
ТЛ: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора; идея произведения и художественный замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет). Стихотворение в прозе, его особенности.
Творческая работа: конкурс рисунков.
Н.А. Некрасов (3 ч.). Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Стихотворение «Тройка». Судьба крестьянской женщины в изображении поэта.
ТЛ: трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест). Коллективный портрет.
Творческая работа: сочинение с предложенным финалом.
Л.Н. Толстой (4 ч.). Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, преданность, верность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
ТЛ: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
Творческая работа: комментарий к афоризмам Л.Н. Толстого.
В.Г. Короленко (5 ч.) Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение героям.
ТЛ: повесть; художественная деталь, портрет и характер; герой.
Творческая работа: исследовательская работа с текстом.
А.П. Чехов (5 ч.). Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приёмы создания комического эффекта.
ТЛ: юмор, юмористическая ситуация, ирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и её художественная роль в юмористическом произведении.
Творческая работа: исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему.
Из русской литературы XX века
И.А. Бунин (2 ч.). Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц…», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
ТЛ: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений.
А.И. Куприн (5 ч.) Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель», «Тапёр». Основные темы и характеристика образов. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.
ТЛ: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.
Творческая работа: конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.
С.А. Есенин (3 ч.). Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песня о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворений. Одухотворённая природа – один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
ТЛ: поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора; песня.
Творческая работа: наблюдение за ролью тропов в стихотворениях С. А. Есенина.
М.М. Пришвин. (7 ч.) Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
ТЛ: сказка-быль; конфликт; сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Творческая работа: конкурс рисунков. Сочинение – ответ на вопрос.
А.А. Ахматова (2ч.). Краткие сведения о поэте. Связь её судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви родине. Значение русского языка.
ТЛ: мотив, анафора, эпитет.
Из поэзии о Великой Отечественной войне (2 ч.) Изображение войны. Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня…», Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».
ТЛ: мотив, художественные средства.
В.П. Астафьев (6 ч.). Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
ТЛ: рассказ (развитие представлений); тема, идея, проблема.
Н.М. Рубцов (2 ч.). Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.
ТЛ: художественная идея, кольцевая композиция, образ.
Творческая работа: устное сочинение – миниатюра «Тихая моя родина».
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде - мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». (3 ч.). История создания, тематика, проблематика.
ТЛ: сказка (развитие представлений), стиль.
Я. И В. Гримм (3 ч.). Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
ТЛ: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий сюжет».
О. Генри (4 ч.) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз. Дети и взрослые в рассказе. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ТЛ: новелла; юмор, ирония (развитие представлений).
Творческая работа: устное рисование.
Дж. Лондон (4 ч.). Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательные смысл произведения.
Повторение и закрепление изученного в 6 классе (2 ч.). Развитие представлений о литературе. Русская и зарубежная литература. Развитие литературы. Писатель и читатель.
Стихотворения для заучивания наизусть:
М.В. Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»
В.А. Жуковский. Отрывок из баллады «Светлана».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
М.Ю. Лермонтов, Одно стихотворение (по выбору).
Н.В. Гоголь. Выразительное чтение отрывка из произведения «Старосветские помещики».
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..»
И.А. Бунин «Не видно птиц…»
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Всего часов | Содержание урока | Домашние сочинения. Чтение наизусть | Дата |
1 | Введение. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). | 1 | Развитие представлений о литературе. Писатель и его место в культуре и жизни общества. Человек и литература. Книга – необходимый элемент в формировании личности. | ||
Из греческой мифологии | 3 | ||||
2 | Древнегреческие мифы. Отражение в мифах представлений о времени и истории. Миф «Пять веков». Стремление познать мир. Миф «Прометей». Стремление реализовать свою мечту в мифе. ТЛ: миф, легенда, предание. Мифологический сюжет. | Что такое миф. Особенности мифов. Древнегреческие мифы. Представления греков о сотворении Вселенной. Стремление древних греков познать мир. Боги и титаны. Боги и герои. Представления о героизме в мифе. Отражение мифа о Прометее в искусстве. | |||
3 | Древнегреческие герои. «Яблоки Гесперид». ТЛ: мифологические герои. | Боги и герои в древнегреческих мифах. Мифы о Геракле. Представление о героизме. Мифы, изобразительное искусство и скульптура. | |||
4 | Гомер «Одиссея». Песнь девятая (фрагмент). Мифологические герои в произведении. | Изображение мифологических героев в произведении. Миф и литературное произведение. | |||
Из устного народного творчества. | 4 | ||||
5 | Легенда «Солдат и смерть». Особенности легенды. ТЛ: легенда. | Выражение в устном народном творчестве национальных черт характера и народной мудрости. Жанры фольклора. Что такое легенда. Каковы её особенности. Сюжет легенды. | |||
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». ТЛ: предание и художественные особенности. | Что такое предание. Особенности предания. Отличие его от легенды. | |||
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». ТЛ: сказка и её художественные особенности. Мифологические элементы в волшебной сказке. | Многообразие сказок. Структура волшебной сказки. Народные представления о добре и зле. Краткость, образность сказки. Своеобразие лексики в сказках. Отражение сказок в изобразительном искусстве, музыке и кинематографе. | Домашнее сочинение (написание сказки). | ||
8 | УВЧ Народные сказки, легенды, предания. Легенды, созданные в Ярославской области. | Многообразие сюжетов сказок, легенд, преданий. Народные сказители. Собиратели фольклора. Связь устного народного творчества и различных видов искусства (музыка, картины, мультфильмы, кинофильмы по мотивам сказок и легенд). Особенности легенд, созданных в Ярославской области. | |||
Из древнерусской литературы. | 4 | ||||
9 | Древнерусская литература. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». ТЛ: сказание. | Связь древнерусской литературы и истории. Отражение в древнерусской литературе исторических событий. Что такое сказание. Правда и вымысел в произведениях древнерусской литературы. | |||
10 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». Автор и герой. Художественный мир произведения. ТЛ: древнерусская повесть, плач, особенности жанра. | Повесть в древнерусской литературе. Отражение в произведении исторических событий. Что такое плач, его роль в произведении. Отношение автора к изображаемым событиям. Подвиг Евпатия Коловрата. Роль изобразительно-выразительных средств. | |||
11 | «Поучение Владимира Мономаха». Автор произведения. ТЛ: поучение, особенности жанра. | Исторические сведения о Владимире Мономахе. Что такое поучение. Особенности произведения. | |||
12 | Поучительный характер древнерусской литературы. | Вера, святость, греховность, мудрость, слава и бесславие, мужество в древнерусской литературе. Отношение автора к читателям. | |||
Из русской литературы XVIII века | 2 | ||||
13 | М.В. Ломоносов. Годы учения. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…» Тема и основные мотивы стихотворения. ТЛ: стихотворение. | Детство и юность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – великий учёный. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии. | |||
14 | Идея произведения «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». ТЛ: художественные особенности стихотворения: аллегория, иносказание, риторическое обращение. | Выражение в стихотворении мыслей поэта. Тема, идея, их реализация в стихотворении. Независимость, гармония – основные мотивы стихотворения. Роль иносказания, риторического обращения в стихотворении. Многозначность слова и образа. | Чтение стихотворения наизусть. | ||
Из русской литературы XIX века | 46 | ||||
15 | В.А. Жуковский. Детство и юность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное в произведении. Композиция произведения, герои. ТЛ: баллада, фантастика, композиция. | 3 | Краткие сведения о В.А. Жуковском. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве поэта. Что такое баллада. Особенности баллады. Основные образы. | ||
16 | Связь баллады «Светлана» с фольклором. Тема любви в балладе. Особенности языка и образов. Художественная идея произведения. ТЛ: фабула, лейтмотив. | Баллада «Светлана» и русский фольклор. Фольклорные мотивы в произведении. Какова идея баллады. Отражение творчества В.А. Жуковского в искусстве. | Чтение отрывка из баллады наизусть. | ||
17 | Р.Р. Сочинение (ответ на вопрос) по произведению В.А. Жуковского «Светлана». | Написание сочинения по произведению. | |||
18 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. Мотивы единства природы и человека в стихотворении «Зимнее утро». | 12 | Роль Лицея в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Друзья-лицеисты поэта. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы в творчестве поэта. | Чтение стихотворения наизусть. | |
19 | Лирика природы в творчестве А.С. Пушкина: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». Художественные особенности стихотворений. Элегия. | Особенности стихотворений о природе. Что такое элегия. Роль изобразительно-выразительных средств в пейзажной лирике. | |||
20 | Особенности изображения природы в стихотворении «Зимний вечер». | Особенности стихотворения. Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении. | |||
21 | ТЛ: двусложные размеры стиха (хорей, ямб). Строфа, типы строф. | Особенности лирики. Что такое размер стиха. Особенности двусложных размеров: ямба и хорея. Как определить размер стиха. Что такое строфа, какие существуют типы строф. | |||
22 | Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Основной конфликт произведения. Роман. | Что такое художественный вымысел в произведении. Знакомство с понятием роман. Каков конфликт в произведении. | |||
23 | Изображение русского барства в романе «Дубровский». Образ Троекурова. | Изображение Кирилла Петровича Троекурова. Привычки, характер, речь героя. Отношение Троекурова к другу, знакомым, дочери. Нравственные проблемы, поставленные автором. | |||
24 | Центральные персонажи. Отец и сын Дубровские. | Изображение отца и сына Дубровских. Характер, речь, поступки отца. Владимир Дубровский до и после смерти отца: взросление и нравственное становление героя. Отношение Владимира Дубровского к крепостным крестьянам. | |||
25 | Дефорж в доме Троекурова. Романтическая история любви Маши и Владимира. | Образ Маши Троекуровой. Отношение Маши к учителю. Смелость и мужество Владимира Дубровского. | |||
26 | Нравственные и социальные проблемы романа. Авторское отношение к героям. | Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, преданность, справедливость и несправедливость в романе. Как автор относится к героям. | |||
27 | Р.Р. Подготовка к изложению с творческим заданием по произведению «Дубровский». | Подготовка к сочинению: подбор и систематизация материала к сочинению. | |||
28 | Р.Р. Изложение с творческим заданием по произведению «Дубровский». | Написание изложения. | |||
29 | УВЧ А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». | Композиция книги. Образ рассказчика. Тема и сюжет повести «Барышня - крестьянка». Образы главных героев. Тема любви и счастья в произведении. | |||
30 | М.Ю. Лермонтов. Годы учения поэта. Ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике. | 4 | Детство и юность поэта. Учёба в университете и школе прапорщиков. Ссылка на Кавказ. Стихотворения и картины М.Ю. Лермонтова, посвящённые Кавказу. Свобода, воля и независимость в стихах поэта. | ||
31 | Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения «Парус». ТЛ: метафора, инверсия. | История создания стихотворения. Тема и идея стихотворения «Парус». Художественные особенности стихотворения. Роль цвета в стихотворении. Роль метафоры и инверсии. | |||
32 | Чувство одиночества, тоска поэта – изгнанника в стихотворении «Тучи». ТЛ: антитеза. | История создания стихотворения «Тучи». Тема и идея стихотворения. Художественные особенности стихотворения. Роль антитезы в произведении. | |||
33 | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа. | Многообразие мотивов в лирике М.Ю. Лермонтова. Художественные особенности стихотворений. Многообразие образов в стихотворениях. | Чтение стихотворения наизусть (по выбору). | ||
34 | Н.В. Гоголь. О писателе. Детские и юношеские годы Н.В. Гоголя. Создание повести «Старосветские помещики». | 5 | Детство и юность писателя. Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повторение). Как создавалась повесть «Старосветские помещики». | ||
35 | Тематика и проблематика повести «Старосветские помещики». | Тема и проблемы, поднятые в повести. Реальность и вымысел в произведении. | |||
36 | Центральные образы и приёмы их создания. Образы старосветских помещиков. Изображение быта поместного дворянства. ТЛ: повесть, конфликт, деталь. | Образы главных героев. Особенности характера и речь героев. Портрет. Роль художественной детали в изображении героев. Отношение автора к героям. Художественная деталь. | |||
37 | Лирическое и комическое в повести. Своеобразие стиля писателя. Особенности повести (ТЛ: ирония, юмор, сатира). | Особенности повести. Реалистичное изображение жизни в произведении (характеры, типы, речь). В чём заключается своеобразие стиля писателя. Что такое ирония, юмор, сатира, их роль в произведении. | Выразительное чтение отрывка из произведения. | ||
38 | Р.Р. Сочинение – отзыв по произведению «Старосветские помещики». | Написание сочинения – отзыва. | |||
39 | И.С. Тургенев. О писателе. Стихотворение «В дороге»: особенности стихотворения, тема любви в произведении. ТЛ: сравнение, метафора, эпитет. | 5 | Детство и юность писателя. Стихотворение «В дороге»: тема и особенности произведения, выразительность и точность поэтического звучания. Метафора и эпитет в стихотворении. | ||
40 | «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Рассказ «Бирюк»: проблематика и своеобразие произведения. | Как создавалась книга «Записки охотника». Композиция книги. Темы и образы. Проблемы, поднятые в рассказе «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг. | |||
41 | Нравственные ценности в рассказе. Образ лесника. Образ рассказчика. ТЛ: идея произведения и художественный замысел. | Милосердие, доброта, порядочность – нравственные ценности в рассказе. Образ главного героя. Позиция автора в произведении. | |||
42 | УВЧ «Записки охотника»: один из рассказов (по выбору учащихся). Тема и персонажи произведения. Своеобразие характера; позиция автора в произведении. | Многообразие тем рассказов. Особенности изображения персонажей (портрет и речь героев). В чём заключается позиция писателя в произведениях. | |||
43 | Стихотворения в прозе: «Два богача», «Воробей». Особенности жанра. И.С. Тургенев о русском языке: стихотворение в прозе «Русский язык». ТЛ: стихотворение в прозе. | Что такое стихотворение в прозе, каковы его особенности. Тематика и социально-нравственная проблематика стихотворений в прозе. | Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык». | ||
44 | Н.А. Некрасов. Детство и юность поэта. Темы народного туда и «долюшки женской» в творчестве поэта. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Способы создания образа женщины – труженицы, женщины-матери. | 3 | Краткие сведения о поэте. Основные темы в творчестве Н.А. Некрасова. Женские образы в стихотворениях, способы их создания. Изображение тяжёлой судьбы женщины. Отношение автора к героям. | Чтение стихотворения наизусть. | |
45 | Стихотворение «Великое чувство! у каждых дверей…» Образ матери в стихотворении. Отношение автора к героям и событиям. Стихотворение «Тройка». Изображение судьбы крестьянской женщины. ТЛ: коллективный портрет. | Основной пафос стихотворений. Выразительные средства, раскрывающие тему. Как автор рисует образ матери в стихотворении. Тяжелая судьба крестьянской женщины. | Чтение стихотворения «Великое чувство…» наизусть. | ||
46 | ТЛ: Трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест). | Особенности трёхсложных размеров: дактиля, амфибрахия, анапеста. Как определить размер стиха. | Сочинение с предложенным финалом (домашнее). | ||
47 | Л.Н. Толстой. Детские годы писателя. Автобиографическая повесть «Детство». Взаимоотношения в семье. | 4 | Краткие сведения о писателе. Что такое автобиографическая повесть. Изображение взаимоотношений в семье писателя. | ||
48 | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Автобиографическая проза. | Образы родителей в произведении, способы их создания. Проблематика произведения. Семья в изобразительном искусстве. | |||
49 | ТЛ: автобиографическая проза. Рассказ, повесть. Их особенности. | Особенности автобиографических произведений. Герои автобиографических произведений. | |||
50 | Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа. | Тема рассказа и проблемы, поднятые в произведении. Актуальность проблематики. Внутренняя связь рассказа с повестью «Детство». Добро, любовь к близким, милосердие, сострадание в рассказе. | |||
51 | В.Г. Короленко. Детство писателя. Повесть «В дурном обществе». | 5 | Краткие сведения о писателе. Какова тема повести «В дурном обществе». Что такое повесть. | ||
52 | Проблемы доброты, справедливости, милосердия в повести «В дурном обществе». | Какие проблемы поднимает автор в произведении. Что такое милосердие. Роль эпизода в произведении. | |||
53 | Дети и взрослые в повести. Портрет героев. Характер героев. ТЛ: портрет и характер. Герой. | Система образов в произведении. Роль портрета героя. Как автор изображает характер героя. Изобразительно-выразительные средства в произведении. | |||
54 | Авторское отношение к героям в повести В.Г. Короленко. | Как автор относится к героям. Роль изобразительно-выразительных средств в произведении. | |||
55 | Роль художественной детали в произведении. ТЛ: художественная деталь. Повесть. | Что такое художественная деталь. Роль художественной детали при описании внешности, речи, поведения героев. | |||
56 | А.П. Чехов. О писателе. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Характеры персонажей. Роль детали. ТЛ: юмор, юмористическая ситуация. Деталь. | 5 | Краткие сведения о писателе. Юмор и сатира. Особенности юмористических и сатирических рассказов. Ирония в рассказах. Тема и характеры персонажей в рассказе «Толстый и тонкий». Способы создания характера, роль художественной детали в рассказе. | ||
57 | Рассказ «Шуточка». Тема рассказа, характер персонажей. Отношение автора к героям. | Какова тема и характер и характер персонажей в рассказе. Как автор относится к героям. Роль изобразительно-выразительных средств. Лиричность рассказа. | |||
58 | «Налим». Приёмы создания комического эффекта. ТЛ: юмор и сатира. Ирония. | Тема рассказа. Как создаётся комический эффект. Юмористическая ситуация. Отношение автора к героям. | |||
59 | УВЧ Юмористические рассказы А.П. Чехова. | Многообразие тем рассказов А.П. Чехова. Своеобразие рассказов. Юмор и сатира в рассказах. Иллюстрации русских художников к рассказам А.П. Чехова. | |||
60 | Р.Р. Написание юмористического рассказа на заданную тему. Сочинение-рассказ. | Написание сочинения – рассказа на заданную тему. | |||
Из русской литературы XX века. | 29 | ||||
61 | И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворении «Не видно птиц…» ТЛ: роль эпитета и метафоры в произведении. | 2 | История рода Буниных. Особенности изображения природы в стихотворениях поэта. Роль изобразительно-выразительных средств. Русская природа в изобразительном искусстве и музыке. | Чтение стихотворения наизусть. | |
62 | Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. ТЛ: стили речи и их роль в создании художественного образа; | Изображение простого человека в рассказе. Способы создания характера. Роль изобразительно-выразительных средств. | |||
63 | А.И. Куприн. Детские годы писателя. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе «Тапёр». | 5 | Краткие сведения о писателе. Тема и сюжет рассказа. Раскрытие внутреннего мира человека в произведении. | ||
64 | ТЛ: рождественский рассказ, его особенности. | Главные герои рассказа. Идея рассказа. Что такое рождественский рассказ, каковы его особенности. | |||
65 | Рассказ «Белый пудель». Тема и образы произведения. | Какова тема рассказа. Характеристика основных образов. Особенности произведения. Как построен рассказ. Чему учит рассказ «Белый пудель». | |||
66 | Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в рассказах Куприна. | Как раскрывается характер человека в произведениях. Приемы раскрытия характера. | |||
67 | Язык героя как средство создания образа в произведениях А.И. Куприна. | Каковы художественный особенности рассказов А.И. Куприна. Особенности речи героев. Роль просторечных слов в произведениях. | |||
68 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворений. ТЛ: роль метафоры и эпитета, сравнения в стихотворении. | 3 | Краткие сведения о поэте. Русские писатели и поэты о творчестве С.А. Есенина. Особенности стихотворения «Песнь о собаке». Роль изобразительно-выразительных средств. Отношение автора к героям стихотворения. | ||
69 | Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» Тема стихотворения, его особенности. Одухотворение природы в стихах С.А. Есенина. ТЛ: роль метафоры и эпитета. Цветопись. Песня. Поэтический образ. | Художественные особенности стихотворения. Образ матери в стихотворении. Образ родного дома и русской природы. | Чтение стихотворения наизусть (по выбору). | ||
70 | УВЧ Поэты XX века о родине, природе и о себе. Стихотворения С.А. Есенина, А.А. Блока, Ф. Сологуба, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского, А.А. Вознесенского (по выбору учащихся). | Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов. Образ лирического героя в стихотворениях. Роль изобразительно-выразительных средств. | |||
71 | М.М. Пришвин. Знакомство с автором и его сказкой-былью «Кладовая солнца». ТЛ: сказка-быль, конфликт в произведении. | 7 | Краткие сведения о писателе. М. М. Пришвин и Переславский край. Что такое сказка-быль, особенности жанра. История создания произведения. Какова тема и сюжет произведения. | ||
72 | Взаимоотношения Насти и Митраши. Труд в жизни детей. | Главные герои произведения. Образы детей. Способы создания образов. Отношение автора к героям. | |||
73 | Человек в окружающем мире. Правда Антипыча. | Образ Антипыча. Его роль в произведении. Смысл слов Антипыча. | |||
74 | Родная природа в изображении писателя. Красота и любовь к природе в изображении М.М. Пришвина. ТЛ: сказочные и мифологические мотивы в произведении. | Как автор рисует родную природу. Роль изобразительно-выразительных средств в произведении. Роль сказочных и мифологических мотивов. Воспитание в читателе наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Природа на фотографиях М.М. Пришвина. | |||
75 | Сказка – быль «Кладовая солнца». Особенности жанра, смысл названия. | Каковы особенности жанра произведения. Каков смысл названия произведения. | |||
76 | Р.Р. Сочинение – ответ на вопрос по произведению М.М. Пришвина. | Написание сочинения по произведению. | |||
77 | УВЧ Рассказы М.М. Пришвина о природе («Синий лапоть», «Таинственный ящик», «Золотой луг» и др.) Мудрость и доброта рассказов. | Особенности изображения природы в произведениях М.М. Пришвина. Воспитание в читателе наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | |||
78 | А.А. Ахматова. Судьба поэта. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество». Тема духовной свободы народа. Значение русского языка. | 2 | Краткие сведения о поэте. Связь судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Темы стихотворений. Особенности произведений. Что такое анафора. | ||
79 | Стихотворения «Победа», «Родная земля». Верность и любовь поэта к родине. ТЛ: анафора и эпитет в стихотворениях. | Тема родины в стихотворениях. Художественные особенности произведений. | Чтение стихотворения наизусть (по выбору). | ||
80 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны в стихотворениях поэтов-фронтовиков: С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня…», Д.С. Самойлов «Сороковые». ТЛ: мотив, художественные средства в произведениях. | 2 | Проблема жестокости, справедливости, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в произведениях. Художественные особенности произведений. | ||
81 | М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», Р.Г. Гамзатов «Журавли». Изображение войны в стихотворениях, тема памяти. | Краткие сведения о поэтах. Темы и образы стихотворений. Какие художественные средства используют поэты в стихотворениях. | Чтение стихотворения наизусть (по выбору). | ||
82 | В.П. Астафьев. Детство писателя. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика и проблематика рассказа. | 6 | Краткие сведения о писателе. Какова тема и сюжет рассказа. Какие проблемы ставит писатель в произведении. Развитие представлений о рассказе. | ||
83 | Образы главного героя и его друзей. Портрет и речь героев. | Образы героев рассказа. Способы создания характера героев. Роль портрета, речь героев. | |||
84 | Нравственная сторона поступка мальчика. Образ бабушки и дедушки в рассказе. | Нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе. Образы бабушки и дедушки, роль художественных средств при создании образа. | |||
85 | Урок, вынесенный на всю жизнь. Идея рассказа. ТЛ: рассказ. Тема, проблема, идея. | Какова идея рассказа. Почему герой рассказа не смог «забыть бабушкиного пряника». Использование в произведении просторечных слов и выражений. | |||
86 | Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (подготовка). | Составление плана изложения. Подбор заголовка. Пересказ по плану. | |||
87 | Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием по произведению В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (написание изложения). | Написание изложения с творческим заданием по произведению. | |||
88 | Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Звезда полей». Человек и природа в стихотворениях. ТЛ: художественная идея, кольцевая композиция, образ. | Краткие сведения о поэте. Особенности стихотворения. Смысл названия стихотворения. Что такое кольцевая композиция, её роль в произведении. | |||
89 | Стихотворение «Тихая моя родина». Своеобразие стихотворения. | Тема стихотворения. Особенности стихотворения. Образ малой Родины в стихотворении. | |||
Из зарубежной литературы. | 14 | ||||
90 | «Сказка о Синдбаде - мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания книги. | 3 | Какова история создания книги «Тысяча и одна ночь». Многообразие тем сказок. | ||
91 | Тематика и проблематика «Сказки о Синдбаде – мореходе». Образы героев. ТЛ: сказка. | Какова тема «Сказки о Синдбаде - мореходе». Проблемы, поднятые в произведении. | |||
92 | УВЧ Сказки из книги «Тысяча и одна ночь». | Разнообразие тем и сюжетов сказок. Отличие восточных сказок от русских народных сказок. | |||
93 | Я. И В. Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика и проблематика сказки. | 3 | Биографические сведения о писателях. Многообразие сказок братьев Гримм. Какова тема и проблематика сказки. | ||
94 | ТЛ: народная и литературная сказка. Их сходства и различия. «Бродячий» сюжет. | В чём заключаются особенности народной и литературной сказок. Сходства и различия сказок. Что такое «бродячий» сюжет. | |||
95 | УВЧ Сказки братьев Гримм. Темы и особенности сказок. | Разнообразие тем и сюжетов сказок. Герои сказок. Тема добра и справедливости в сказках. | |||
96 | О.Генри. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих». | 4 | Краткие сведения о писателе. Тема рассказа. Юмор, ирония в рассказе. Смысл названия произведения. | ||
97 | Дети и взрослые в рассказе «Вождь краснокожих». | Изображение детей и взрослых в рассказе. Юмористические ситуации. Отношение автора к героям. | |||
98 | «Дары волхвов». Жанр новеллы. Тема бедности, любви и счастья в произведении. | Что такое новелла. Сюжет в новелле. Герои произведения. Юмор и лиричность новеллы. Отношение автора к героям. | |||
99 | ТЛ: юмор и ирония в произведениях О.Генри. Новелла. | Особенности произведений О.Генри. Юмористические ситуации в произведениях. | |||
100 | Дж. Лондон. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Любовь к жизни». | 4 | Краткие сведения о писателе. Как создавался рассказ «Любовь к жизни». | ||
101 | Сюжет и основные образы рассказа «Любовь к жизни». | Сюжет и герои рассказа. | |||
102 | Гимн мужеству и отваге в произведении. | Особенности изображения природы в рассказе. Изображение главного героя. Роль изобразительно-выразительных средств. | |||
103 | Воспитательный смысл рассказа «Любовь к жизни». | Жизнеутверждающий пафос рассказа. Чему учит произведение Д. Лондона. | |||
Повторение и закрепление изученного в 6 классе. | 2 | ||||
104 | Повторение и закрепление изученного в 6 классе. | Развитие представлений о литературе. Русская и зарубежная литература. Развитие литературы. Писатель и читатель. | |||
105 | Повторение и закрепление изученного в 6 классе. Урок-игра. | Викторина по произведениям, изученным в 6 классе. |