Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука этикета»
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению "Азбука этикета" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Формы и методы:
Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
Практические ( игровые практикумы).
Планируемые результаты
В сфере личностных базовых учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
В сфере регулятивных базовых учебных действий учащиеся научатся:
решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных базовых учебных действий учащиеся научатся:
различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения
осваивать особенности художественно – выразительных средств, - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностными БУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные БУД:
Давать самооценку.
Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …
Познавательные БУД:
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные БУД:
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Используемая литература:Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
Смолка К., «Правила хорошего тона»;
Максимовский М., «Этикет делового человека»;
Дорохов А. «О культуре поведения»;
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета»
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Предметные |
Личностные |
|||||
|
1 четверть |
|
8 |
|
|
|
|
Раздел "Школьный этикет" |
|
6 |
|
|
|
1 |
Мы пришли на урок. |
|
1 |
Знать правила поведения на уроке. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке. |
2 |
Зачем нужны перемены? |
|
1 |
Знать правила поведения на перемене. |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки. |
3 |
Мы в школьной столовой. |
|
1 |
Знать правила поведения в столовой, за столом. |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой". |
4 |
Дисциплина в школе и классе. |
|
1 |
Знать правила поведения в школе, в классе. |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
Ролевая игра "Дима пришел в первый класс". |
5 |
В библиотеке: люби книгу. |
|
1 |
Знать правила поведения в библиотеке. |
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. |
Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. |
6 |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
|
1 |
Уметь содержать свой класс в чистоте. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Познавательная беседа. Операция «Чистокласс». |
|
Раздел "Правила общения" |
|
10 |
|
|
|
7 |
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
|
1 |
Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи. |
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. |
Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова». |
8 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
|
1 |
Уметь дорожить дружбой. |
Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы». |
|
II четверть |
|
10 |
|
|
|
1 |
Мой учитель. |
|
1 |
Знать правила общения с учителем. |
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. |
2 |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
|
1 |
Уметь выражать свое сочувствие. |
Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Познавательная беседа. |
3 |
Моя семья. |
|
1 |
Знать членов своей семьи. |
Проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Составление рассказа по плану о семье. |
4 |
Сопереживание, помощь друзьям. |
|
1 |
Уметь оказывать помощь друзьям. |
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Обыгрывание ситуаций. |
5 |
Дал слово - держи его. |
|
1 |
Уметь отвечать за свои слова. |
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Тест «О вежливом отношении к людям».
|
6 |
Диалоги со сверстниками. |
|
1 |
Уметь вести диалог со сверстниками. |
Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» |
7 |
Слово лечит, слово ранит. |
|
1 |
Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию. |
|
Познавательная беседа. |
|
III четверть |
|
10 |
|
|
|
1 |
Я и мои друзья. |
|
1 |
Знать правила общения с товарищами и друзьями. |
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. |
|
Раздел "О трудолюбии" |
|
6 |
|
|
|
2 |
Что помогает учиться лучше (старательность)? |
|
1 |
|
Сопереживания к чувствам других людей. |
Познавательная беседа. |
3 |
Как мы трудимся: в школе и дома. |
|
1 |
Быть трудолюбивыми. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Практическое занятие: «Наш общий дом». |
4 |
Учусь всё делать сам. |
|
1 |
Уметь доводить начатое дело до конца. |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца. |
5 |
Взаимопомощь дома и в школе. |
|
1 |
Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе. |
Проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Познавательная беседа. |
6 |
Беречь результаты труда. |
|
1 |
Бережно относиться к результатам труда. |
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни |
Беседа "Почему надо беречь труд?" |
7 |
Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи) |
|
1 |
Беречь свои школьные вещи. |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Игра " Найди вещам свое место". |
|
Раздел "Культура внешнего вида" |
|
6 |
|
|
Практические задания «Правила опрятности и аккуратности». |
8 |
Основные правила Мойдодыра. |
|
1 |
Знать и соблюдать правила личной гигиены. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
|
9 |
Каждой вещи своё место. |
|
1 |
Уметь хранить вещи на их местах. |
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Практическое занятие. |
10 |
Правила личной гигиены. |
|
1 |
Знать и соблюдать правила личной гигиены. |
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр". Закрепление правил соблюдения личной гигиены. |
|
IV четверть |
|
8 |
|
|
|
1 |
Бережное отношение к своей одежде. |
|
1 |
Уметь бережно относиться к одежде. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
|
2 |
Уход за своими вещами. |
|
1 |
Уметь ухаживать за своими вещами. |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Практикум по уходу за вещами, обувью. |
3 |
Одежда будничная и праздничная. |
|
1 |
Различать одежду для будничных дней и праздничных. |
Проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Веселые инсценировки. |
|
Раздел "Внешкольный этикет" |
|
5 |
|
|
|
4 |
Правила поведения на улице, в транспорте. |
|
1 |
Знать правила поведения на улице, в транспорте. |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. |
5 |
"Спасибо" и "пожалуйста". |
|
1 |
Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста". |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. |
6 |
Правила поведения в общественных местах. |
|
1 |
Знать правила поведения в общественных местах. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура общения. |
7 |
Разговор по телефону. |
|
1 |
Знать правила общения по телефону. |
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...." |
8 |
Поведение в гостях. |
|
1 |
Знать правила поведения в гостях. |
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. |
Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения. |
Азбука этикета
DOCX / 33.32 Кб
Ильина Оксана Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Артеменко Елена Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Ирина Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Ирина Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Артеменко Елена Николаевна