12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна93479 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин» |
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Азбука этикета"
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению "Азбука этикета" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Формы и методы:
Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
Практические ( игровые практикумы).
Планируемые результаты
В сфере личностных базовых учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
В сфере регулятивных базовых учебных действий учащиеся научатся:
решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных базовых учебных действий учащиеся научатся:
различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения
осваивать особенности художественно – выразительных средств, - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностными БУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные БУД:
Давать самооценку.
Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …
Познавательные БУД:
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные БУД:
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Используемая литература:Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
Смолка К., «Правила хорошего тона»;
Максимовский М., «Этикет делового человека»;
Дорохов А. «О культуре поведения»;
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета»
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть |
| 8 |
|
|
|
| Раздел "Школьный этикет" |
| 6 |
|
|
|
1 | Мы пришли на урок. |
| 1 | Знать правила поведения на уроке. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке. |
2 | Зачем нужны перемены? |
| 1 | Знать правила поведения на перемене. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки. |
3 | Мы в школьной столовой. |
| 1 | Знать правила поведения в столовой, за столом. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой". |
4 | Дисциплина в школе и классе. |
| 1 | Знать правила поведения в школе, в классе. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Ролевая игра "Дима пришел в первый класс". |
5 | В библиотеке: люби книгу. |
| 1 | Знать правила поведения в библиотеке. | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. |
6 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
| 1 | Уметь содержать свой класс в чистоте. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Познавательная беседа. Операция «Чистокласс». |
| Раздел "Правила общения" |
| 10 |
|
|
|
7 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
| 1 | Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. | Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова». |
8 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
| 1 | Уметь дорожить дружбой. | Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы». |
| II четверть |
| 10 |
|
|
|
1 | Мой учитель. |
| 1 | Знать правила общения с учителем. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. |
2 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
| 1 | Уметь выражать свое сочувствие. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | Познавательная беседа. |
3 | Моя семья. |
| 1 | Знать членов своей семьи. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Составление рассказа по плану о семье. |
4 | Сопереживание, помощь друзьям. |
| 1 | Уметь оказывать помощь друзьям. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Обыгрывание ситуаций. |
5 | Дал слово - держи его. |
| 1 | Уметь отвечать за свои слова. | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Тест «О вежливом отношении к людям».
|
6 | Диалоги со сверстниками. |
| 1 | Уметь вести диалог со сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» |
7 | Слово лечит, слово ранит. |
| 1 | Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию. |
| Познавательная беседа. |
| III четверть |
| 10 |
|
|
|
1 | Я и мои друзья. |
| 1 | Знать правила общения с товарищами и друзьями. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. |
| Раздел "О трудолюбии" |
| 6 |
|
|
|
2 | Что помогает учиться лучше (старательность)? |
| 1 |
| Сопереживания к чувствам других людей. | Познавательная беседа. |
3 | Как мы трудимся: в школе и дома. |
| 1 | Быть трудолюбивыми. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Практическое занятие: «Наш общий дом». |
4 | Учусь всё делать сам. |
| 1 | Уметь доводить начатое дело до конца. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца. |
5 | Взаимопомощь дома и в школе. |
| 1 | Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Познавательная беседа. |
6 | Беречь результаты труда. |
| 1 | Бережно относиться к результатам труда. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Беседа "Почему надо беречь труд?" |
7 | Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи) |
| 1 | Беречь свои школьные вещи. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Игра " Найди вещам свое место". |
| Раздел "Культура внешнего вида" |
| 6 |
|
| Практические задания «Правила опрятности и аккуратности». |
8 | Основные правила Мойдодыра. |
| 1 | Знать и соблюдать правила личной гигиены. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
|
9 | Каждой вещи своё место. |
| 1 | Уметь хранить вещи на их местах. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Практическое занятие. |
10 | Правила личной гигиены. |
| 1 | Знать и соблюдать правила личной гигиены. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр". Закрепление правил соблюдения личной гигиены. |
| IV четверть |
| 8 |
|
|
|
1 | Бережное отношение к своей одежде. |
| 1 | Уметь бережно относиться к одежде. | Развитие готовности к сотрудничеству. |
|
2 | Уход за своими вещами. |
| 1 | Уметь ухаживать за своими вещами. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практикум по уходу за вещами, обувью. |
3 | Одежда будничная и праздничная. |
| 1 | Различать одежду для будничных дней и праздничных. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Веселые инсценировки. |
| Раздел "Внешкольный этикет" |
| 5 |
|
|
|
4 | Правила поведения на улице, в транспорте. |
| 1 | Знать правила поведения на улице, в транспорте. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. |
5 | "Спасибо" и "пожалуйста". |
| 1 | Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста". | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. |
6 | Правила поведения в общественных местах. |
| 1 | Знать правила поведения в общественных местах. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура общения. |
7 | Разговор по телефону. |
| 1 | Знать правила общения по телефону. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...." |
8 | Поведение в гостях. |
| 1 | Знать правила поведения в гостях. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения. |
Азбука этикета
DOCX / 33.32 Кб