12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93479
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
27

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Азбука этикета"

                                          Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью                                           ( интеллектуальными нарушениями)».   

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет  33 учебных часа в год. 

Внеурочная деятельность по общекультурному  направлению "Азбука этикета" ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

  Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Задачи:

Способствовать формированию навыков поведения в обществе.

Способствовать воспитанию чувства коллективизма.

Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Формы и методы:

Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).

Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  сказок, притч;).

Практические ( игровые практикумы).

     Планируемые результаты

В сфере личностных базовых  учебных действий у учащихся будут сформированы:

учебно – познавательного интерес к формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений. Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.                                                                                                      навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;                                                                        способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

В сфере регулятивных  базовых учебных действий  учащиеся научатся:

решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Решать нравственные задачи с такими понятиями.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных  базовых учебных действий  учащиеся научатся:

различать стандартные приёмы эстетических форм общения. Распределение ролей,  представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения

осваивать особенности художественно – выразительных средств,  - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

 развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

В сфере коммуникативных базовых учебных действий  учащиеся научатся:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию;

  Ожидаемые результаты реализации программы.

Личностными БУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные БУД:

 Давать самооценку.

Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …

 Познавательные БУД:                                                                                                                                                               

  Самостоятельно  делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

   Коммуникативные БУД:

  Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.    

  Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства    образования  и          науки  РФ      от        19 декабря          2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

 Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

 Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

 

Содержание программы

Используемая литература:

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;

 Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;

Смолка К., «Правила хорошего тона»;

Максимовский М., «Этикет делового человека»;

Дорохов А. «О культуре поведения»;

Виноградова Н.Ф.  Сборник программ внеурочной деятельности.

 

                                      Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета»

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

8

 

 

 

 

Раздел "Школьный этикет"

 

6

 

 

 

1

Мы пришли на урок.

 

1

Знать правила поведения на уроке.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке.

2

Зачем нужны перемены?

 

1

Знать правила поведения на перемене.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки.

3

Мы в школьной столовой.

 

1

Знать правила поведения в столовой, за столом.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой".

4

Дисциплина в школе и классе.

 

1

Знать правила поведения в школе, в классе.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".

5

В библиотеке: люби книгу.

 

1

Знать правила поведения в библиотеке.

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

 

1

Уметь содержать свой класс в чистоте.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».

 

Раздел "Правила общения"

 

10

 

 

 

7

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

 

1

Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова».

8

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

 

1

Уметь дорожить дружбой.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы».

 

II четверть

 

10

 

 

 

1

Мой учитель.

 

1

Знать правила общения с учителем.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

 

1

Уметь выражать свое сочувствие.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Познавательная беседа.

3

Моя семья.

 

1

Знать членов своей семьи.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по плану о семье.

4

Сопереживание, помощь друзьям.

 

1

Уметь оказывать помощь друзьям.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Обыгрывание ситуаций.

5

Дал  слово - держи его.

 

1

Уметь отвечать за свои слова.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тест «О вежливом отношении к людям».

 

6

Диалоги со сверстниками.

 

1

Уметь вести диалог со сверстниками.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

7

Слово лечит, слово ранит.

 

1

Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию.

 

Познавательная беседа.

 

III четверть

 

10

 

 

 

1

Я и мои друзья.

 

1

Знать правила общения с товарищами и друзьями.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

 

Раздел  "О трудолюбии"

 

6

 

 

 

2

Что помогает учиться лучше (старательность)?

 

1

 

Сопереживания к чувствам других людей.

Познавательная беседа.

3

Как мы трудимся: в школе и дома.

 

1

Быть трудолюбивыми.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

4

Учусь всё делать сам.

 

1

Уметь доводить начатое дело до конца.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

5

Взаимопомощь дома и в школе.

 

1

Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Познавательная беседа.

6

Беречь результаты труда.

 

1

Бережно относиться к результатам труда.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Беседа "Почему надо беречь труд?"

7

Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи)

 

1

Беречь свои школьные вещи.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Игра " Найди вещам свое место".

 

Раздел "Культура внешнего вида"

 

6

 

 

Практические задания «Правила опрятности и аккуратности».

8

Основные правила Мойдодыра.

 

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

 

9

Каждой вещи своё место.

 

1

Уметь хранить вещи на их местах.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Практическое занятие.

10

Правила личной гигиены.

 

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Закрепление правил соблюдения личной гигиены.

 

IV четверть

 

8

 

 

 

1

Бережное отношение к своей одежде.

 

1

Уметь бережно относиться к одежде.

Развитие готовности к сотрудничеству.

 

2

Уход за своими вещами.

 

1

Уметь ухаживать за своими вещами.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по уходу за вещами, обувью.

3

Одежда будничная и праздничная.

 

1

Различать одежду для будничных дней и праздничных.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Веселые инсценировки.

 

Раздел "Внешкольный этикет"

 

5

 

 

 

4

Правила поведения на улице, в транспорте.

 

1

Знать правила поведения на улице, в транспорте.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета.

5

"Спасибо" и "пожалуйста".

 

1

Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста".

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

6

Правила поведения в общественных местах.

 

1

Знать правила поведения в общественных местах.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Беседа о нормах  и правилах поведения в обществе. Культура общения.

7

Разговор по телефону.

 

1

Знать правила общения по телефону.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Знакомство с правилами общения по телефону.

Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."

8

Поведение в гостях.

 

1

Знать правила поведения в гостях.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения.

 


Азбука этикета
DOCX / 33.32 Кб

 


Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 15.09.19 в 17:34 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс,Елена Николаевна!
Артеменко Елена Николаевна, 16.09.19 в 17:53 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна за Вашу поддержку и внимание!!!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 15.09.19 в 17:41 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за труд, Елена Николаевна!
Артеменко Елена Николаевна, 16.09.19 в 17:54 2Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, благодарю за высокую оценку!
Янова Татьяна Викторовна, 15.09.19 в 22:36 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна, за интересный и познавательный ресурс!
Артеменко Елена Николаевна, 16.09.19 в 17:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Викторовна за проявленный интерес к моей публикации!
Панагушина Елена Аркадьевна, 16.09.19 в 06:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна, передам педагогам.
Артеменко Елена Николаевна, 16.09.19 в 17:55 2Ответить Пожаловаться
Буду очень рада, если моя публикация пригодится для Ваших коллег!
Ирина Анатольевна, 16.09.19 в 07:19 2Ответить Пожаловаться
Конечно, я и раньше знала, что детям эти знания нужны. А после посещений продленки, понимаю, что ОЧЕНЬ нужны! Спасибо. У меня три часа в неделю. Наверное, в один день надо ввести рубрику про поведение. Можно Вашим планом воспользоваться?
Артеменко Елена Николаевна, 16.09.19 в 17:57 3Ответить Пожаловаться
Конечно можно, Ирина Анатольевна!!!! Этикет нужен всегда!!!! Особенно в наше "чудесное" время, когда молодежь даже и представления не имеет о нормах этикета.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.