Адаптивная физическая культура
Актуальность.
Многочисленные исследования в последние десятилетия свидетельствуют о том, что в российском обществе отмечается существенное ухудшение состояния здоровья детей, можно сказать, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз (каждый второй ребёнок). Количество детей с нарушением осанки достигает 60-80%, плоскостопия – 40%, у 70% детей отмечается замедление созревания скелета, 50% детей имеют аномалии зрения. Сохранение и укрепление здоровья детей становится самой актуальной проблемой нашего времени. Одним из прямых показателей, наиболее адекватно отражающих состояние здоровья, является их физическое развитие. Современные дети хуже развиты физически, обладают сниженными адаптационными возможностями, меньшей силой и выносливостью.
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Нарушения осанки.
Осанка — это привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, нижних углов лопаток, одинаковой длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава) и глубиной треугольников талии (пространство между наружной поверхностью боковой части туловища и внутренней поверхностью свободно опущенной руки), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков, равномерно выраженными изгибами позвоночника (шейный и поясничный лордоз — изгиб кпереди, грудной и поясничный кифоз — изгиб кзади), одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед).
Для профилактики нарушений осанки на уроках физической культуры следует применять в различных исходных положениях упражнения, связанные с умеренным разгибанием верхнего отдела позвоночника и головы, а также способствующие укреплению межлопаточных мышц и разгибателей позвоночника. Для повышения эффективности формирования правильной осанки максимально используют упражнения у зеркала, стены или гимнастической стенки, так как при этом включаются зрительный, тактильный и проприоцептивный анализаторы. В процессе проведения подвижных игр по сигналу или в соответствии с заданием дети принимают правильную осанку.
Основными видами нарушения осанки являются плоская и кругловогнутая спина. Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, в ряде случаев лопатки приобретают крыловидную форму. Вследствие уплощения физиологических изгибов позвоночника снижена его рессорная, амортизирующая сотрясения тела функция.
Кругловогнутая спина характеризуется увеличением всех физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, живот выпячен, ягодицы выдаются назад.
Реже других дефектов осанки встречаются сутуловатость (тотально-круглая спина). При сутуловатости увеличен грудной кифоз и уменьшен поясничный лордоз, угол наклона таза уменьшен, впалая грудная клетка, плечи свисают вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, колени слегка согнуты.
К распространенным нарушениям осанки относится также асимметричная осанка, характеризующаяся чрезмерной по сравнению с нормой асимметрией между правой и левой половины туловища. Позвоночник при этом имеет форму слабо выраженной дуги с вершиной, обращенной влево или вправо. Отмечается умеренная асимметрия в развитии правой и левой половин грудной клетки и незначительная неравномерность треугольников талии. Имеет также место низкое положение одного из плеч. Асимметричная осанка не является сколиозом, так как нет скручивания позвонков вокруг вертикальной оси.
Применение физических упражнений при дефектах осанки должно обеспечить одновременно коррекцию нарушенных кривизн позвоночника, исправление положения головы, лопаток и угла наклона таза, нормализацию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта.
Для уменьшения чрезмерно выраженных и увеличения мало выраженных изгибов позвоночника и создания нормального соотношения между ними в процессе занятий необходимо:
исключать действие тяжести головы, верхних конечностей и туловища, способствующее формированию дефектов при чрезмерном угле наклона таза;
исключать влияние угла наклона таза на физиологические изгибы позвоночника;
улучшать в необходимых случаях локальную подвижность позвоночника для последующей коррекции;
оказывать специальное воздействие на те отделы позвоночника, где отклонения от нормы больше всего выражены (локальная коррекция).
Этим требованиям отвечают, в первую очередь упражнения, выполняемые в положениях лежа, в упоре стоя на коленях, в висе на подколенках (положения разгрузки).
При увеличении угла наклона таза физические упражнении должны содействовать удлинению мышц передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы и подвздошно-поясничных мышц, а также укреплению мышц брюшного пресса и задней поверхности бедер. При уменьшении угла наклона таза необходимо укреплять мышцы поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
Коррекция сопровождающих асимметричную осанку незначительных искривлений позвоночника во фронтальной плоскости может осуществляться за счет асимметричных упражнений, выполняемых в положениях лежа, в упоре стоя на коленях, стоя. Обязательно последующее закрепление коррекции путем создания мышечного корсета.
Крыловидные лопатки и поданные вперед плечи исправляются с помощью упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также упражнений для растягивания грудных мышц. Опущение одного плеча требует асимметричных силовых упражнений, выполняемых с малой амплитудой, для верхнего отдела трапециевидной, ромбовидной и подлопаточной мышц и мышцы, поднимающей угол лопатки (на стороне этого плеча).
Выстоящий живот исправляется с помощью систематически выполняемых упражнений для мышц брюшного пресса в исходных положениях, вызывающих уплощение поясничного лордоза (в основном лежа на спине). Наиболее эффективны упражнения в одновременном максимальном напряжении прямой и косых мышц живота.
Коррекция осанки, достигнутая с помощью физических упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании ощущений, а затем навыка правильной осанки. Ощущение правильной осанки создается на базе мышечно-суставных ощущений положений, занимаемых отдельными сегментами тела. Для тренировки этих ощущений нужно применять следующие упражнения:
прижимание поясницы к опоре в положении лежа на спине;
выпрямление увеличенных грудного кифоза и шейного лордоза, стоя спиной к гимнастической стенке;
упражнения в равновесии;
ходьба с предметами на голове;
игры, в которых необходимо следить за своей осанкой;
исправление дефектов осанки по словесным указаниям учителя;
самостоятельное исправление дефектов осанки, стоя у зеркала.
Последующее превращение умения принимать правильную осанку в навык достигается путем многократного повторения упражнения, постоянного наблюдения за соблюдением правильной осанки. Для укрепления мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении, используются общеразвивающие упражнения, которые преимущественно развивают силу и силовую выносливость.
Сколиоз.
Сколиоз — дугообразное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся со скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. В специальной медицинской группе занимаются дети со сколиозом 1 степени.
Основная задача применения физических упражнений при сколиозе 1 степени — создать прочный мышечный корсет и, тем самым, стабилизировать позвоночник, исправить осанку и способствовать укреплению всех органов и систем. У детей школьного возраста с начальными проявлениями сколиоза важную роль играют физические упражнения с использованием снарядов, приспособлений, Предметов (гимнастические стенки, скамейки; наклонные плоскости, валики, гантели, набивные мячи и т.д.), массаж, различные ортопедические мероприятия. Использование физических упражнений при сколиозе должно быть направлено, в первую очередь, на предупреждение его прогрессирования и, если исправление деформации не противопоказано, на коррекцию искривлений и скручивания позвоночника. При проведении занятий необходим индивидуальный подход с учетом особенностей болезни.
Специальные корригирующие упражнения должны проводиться при максимальной разгрузке позвоночника и сочетаться с общеразвивающими, которые улучшают функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем.
При решении частных задач большое внимание уделяется тренировке прямой и косых мышц живота и других мышц при одновременной стабилизации позвоночника. Изменяя положение плечевого, тазового пояса, туловища, «вытягивая» позвоночник соответствующими упражнениями, можно исправить его деформацию с помощью комплекса физических упражнений. С этой целью на первых уроках физической культуры в исходном положении лежа применяют упражнения для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, разгибателей позвоночника, брюшного пресса, ягодичных. Для формирования так называемого «мышечного корсета» целесообразно использовать разнообразные симметричные упражнения с отягощением, на гимнастической стенке, тренажерах. Иногда необходимо использовать корригирующие упражнения для отдельных ослабленных мышечных групп спины в зоне искривления позвоночника. Например, при правостороннем грудном сколиозе — упражнения для трапециевидной и ромбовидной мышц (круговые движения плеча с приближением лопаток к средней линии). Для коррекции сколиоза 1 степени необходимо растянуть мышцы на вогнутой стороне дуги искривления позвоночника и укрепить мышцы на противоположной стороне. Поэтому воздействие должно обеспечиваться с учетом места наибольшей выраженности искривления. Коррекция скручивания позвоночника может быть достигнута его ротацией в противоположном направлении. Большинство корригирующих упражнений следует выполнять в исходном положении, обеспечивающем разгрузку позвоночника от действия силы тяжести головы, пояса верхних конечностей, туловища, т. е. лежа, стоя на четвереньках. При сколиозах, причиной которых является косое стояние таза, следует также исключать и неблагоприятное влияние этого положения. В связи с этим рекомендуется выполнять упражнения в исходных положениях лежа, в висе, в упоре, стоя на коленях. Для получения достаточного корригирующего действия в исходном положении лежа необходимо выполнять упражнения, перемещающие пояс верхних конечностей под углом по отношению к тазовому или наоборот. При скручивании позвонков вокруг вертикальной оси применяют, так называемые, деторсионные упражнения — поворот таза или туловища.
На уроках физической культуры используют корригирующие упражнения двух типов — симметричные и асимметричные. При выполнении симметричных упражнений сохраняется срединное положение позвоночника и не провоцируется развитие противоискривлений. Асимметричные корригирующие упражнения позволяют акцентировать воздействие на определенном участке позвоночного столба (например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги искривления последняя уменьшается вследствие изменения положения таза; поднимание руки на стороне вогнутости дуги уменьшает выраженность искривления).
Комплекс корригирующей гимнастики
1.У стены, прижать пятки, ягодицы, затылок.
2.Сохраняя осанку, шаг вперед.
3.В обход по залу шагом марш.
/ходьба
На носках руки за голову (локти в сторону, голова прямо)
Ходьба на пятках, руки в стороны ( руки строго в стороны, голова прямо)
На внешней стороны стопы, вращение в локтевом суставе, 4 вперед, 4 назад
Пальцы к плечам, высоко поднимая колено, вращеня в плечевом суставе
Руки в замок за спину, ходьба в полу приседе(руки отвели от спины, лопатки соединены)
Ходьба
4.Бег:
Руки на пояс, с захватыванием голени назад
Руки в стороны, выбрасывая ноги вперед
Руки за голову, приставным правым боком
Приставным левым боком
5.Бегом….
6.Спортивная ходьба
7.Ходьба с восстановлением дыхания
Руки перед грудью1-2
3-4 прямые руки
5-6 в стороны
7-8 вниз
8. руки вверх – вдох, три пружинистых наклона к пр. ноге - выдох
4- и.п.
5-6-7-8 тоже к левой ноге
9.Руки на пояс, шаг правой присед на левое колено, руки в стороны 1
2 и.п.
3- шаг левой, рукив стороны, на пр.колено
4- и.п.
Упражнения с гимнастической палкой
1.и.п. о.с. палка вниз, пр. нога назад на носок, палка вверх – 1
2 – на левый носок
3 - держим
4- и.п.
5-8 с др. ноги
2. и.п. палка за голову
Наклон вперед – 1
2 – палка вперед
3 – палка за голову
4.и.п.
3.и.п. палка с сади
Подняться на носки, соединить лопатки – 1
2 – держим 3- держим
4 и.п.
4.и.п. палка сзади
Присед палка под колени – 1
Руки в стороны – 2
3 – взяли палку в руки
4 и.п.
5. п.п. ноги врозь, палка вниз
Наклон палка вверх – раз
Коснуться пола – 2
3 -палка вверх
4- и.п.
6.о.с. палка вниз
Присед на носках, палка вперед- раз
2 – и.п.
(10 раз самостоятельно)
7. Подняться на носки, палка вперед- раз
2- палка вверх
3 – вперед
4 и.п.
8.Палку на пол;
-катаем палку левой ногой
- катаем палку правой ногой
- ходьба по палке приставным шагом
- ходьба « елочкой»
Упражнения с гантелями
1.и.п. лежа на спине, ноги на стопы, гантели перед собой
Гантеля вверх- раз
2 – и.п.
(10 раз)
2. и.п. тоже (10 раз)
Гантели вниз – раз
2-и.п.
3. и.п. руки вперед, гантели внутрь
Правая рука вверх, левая вниз – раз
2 – соединяем перед собой
(выполняем 10 раз)
4. гантели перед собой, ладони внутрь
В стороны - раз
2 – и.п.
(выполняем 10 раз)
5.и.п. руки вниз, гантели к верху
Через стороны вверх – раз
2и.п.
(выполняем 10 раз)
6.Руки вверх, стопы на себя (натяжение на 5 счетов)
Упражнения, лежа на спине
и.п. руки вверх ноги прямо
подтянуть пр колено к груди – раз
2- и.п.
3- подтянуть лев. колено
4 и.п.
(10 раз под каждую ногу)
2.и.п. руки вниз
Поднять пр. ногу – раз
2 – левую
3 – в стороны
4 – вместе
5 – опустить правую ногу
6- опустить левую ногу
(4-6 раз)
3.Согнуть колени к груди - раз
Выпрямить вверх - два
Медленно опустить прямые ноги – три
Четыре – и.п.
( 6 – 8 раз)
4. Согнуть ноги в коленях, стопы под ягодицы, руки вверх
Поднять таз - раз
2- держим
3- держим
4- держим
5 – опускаем в и.п.
( 6 – 8 раз)
5. И.П.руки вдоль туловища, ладони прижаты к коврику
1 – поднять прямые ноги на 90 градусов
2 – опустить в и. п.
( 10 раз)
6. Отдых в корригирующей позе
Симметричные вращения прямыми ногами
10 раз наружу, 10 раз внутрь
( стопы на себя)
7. «Ножницы» скрестные. Ноги под 45 градусов
( 10 раз )
8. «Ножницы параллельные. Ноги под углом 45 градусов
( 10 раз )
9.Отдых в корригирующей позе.
10.Руки под голову, локти прижать. «Велосипед»
( 50 раз)
11.Руки вверх, ноги прямо, стопы на себя
На 1,2,3,4,5, натяжение , 6 – расслабились
12. И.П. руки вверх
Мах ногой, руками коснуться колена - раз
2 – и.п.
( 5 – 10 раз под каждую ногу)
13.И.П. лежа на боку, правая рука под голову, левая на полу около груди, ноги прямые
Подняли левую ногу на 30 градусов - раз
2 – подтягиваем правую ногу
( 10 раз )
14. Удерживаем обе ноги на десять счетов
15. « Ножницы»
Тоже на левом боку
И.П. Лежа на животе
И.П. руки под голову
Поднять ноги - раз
2 – в стороны
3 - вместе
4 - и.п.
( 6 – 8 раз )
Руки вверх
1 –поднимаем пр. руки и левую ногу одновременно
2 - держим
3 - держим
4 – и.п.
5 – 8 с другой ногой и рукой
( 6 – 8 раз )
Одновременно поднять руки и ноги - раз
2 – в стороны
3 - вместе
4 – и.п.
( 4 – 6 раз )
Отдых в корригирующей позе
И.П. тоже
Поднять руки с головой (лицо смотрит вниз) - раз
2 –и.п.
3 –поднять ноги
4 -опустить
5 -руки и ноги вместе
6 – и.п.
( 6- 8 раз )
Руки за голову, локти поднять
(побьем туловища 10 раз )
7. И.П. руки вверх Ноги работают « кролем»
( 30 раз )
8.Плывем « брассом» ( разворачиваем грудные мышцы )
( 20 раз )
9.Отдых в корригирующей позе
10.И.П.
руки за спину, пальцы в замок
Поднять голову, плечи, лопатки соединить - раз
2 - держим
3 - держим
4 – и.п. выполняем ( 6 – 8 раз )
11.Отжимания . 10 раз
Упражнения на больших мячах.
1.Прокатывание (дойти на руках до стоп и обратно )
2. Пройти до колен на мяче – отжимания 5 - 10 раз
3.Пройти до колен, подтягиваем колени к груди – 5 раз.
Заключительные упражнения - на внимание, на координацию, на дыхание.