Аксиологический аспект формирования личности в соответствии с духовностью русской литературы

2
1
Материал опубликован 26 September 2021

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНОСТЬЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Асеева Елена Владимировна, зам.директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»

г. Курск, elena.aseeva@mail.ru


Сегодня наше общество поглощено различными проблемами: освоение рыночных отношений, нестабильность экономики, политические сложности. В результате все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, вакууму духовности. Иначе говоря, наше общество переживает духовно-нравственный кризис, вследствие чего совокупность ценностных установок разрушительна как сточки зрения личности и семьи, так и сточки зрения государства. Это бедствие требует лечения.

К сожалению, в обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.

В последнее время на политической арене мы можем наблюдать желание наших противников ослабить Россию в мировом сообществе. Это достигается путем стимулирования сепаратизма, присвоения несвойственных нашему менталитету морально-нравственных качеств, пропаганды распущенности, аморального поведения. В результате Россия столкнулась с деформацией ее культурного и информационного пространства. Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. В связи с этим люди не могут дать четкого разграничения понятий добра и зла, чести, совести, изменяется традиционное понимание нравственности, поэтому школьный психолог и учитель, опираясь на художественную литературу, должны знать, что такое мораль, нравственность. Для этого необходимо реализовывать технологию формирования нравственности молодежи. Ее успех заключается в соединении 2-х культур: научно-психологического знания (глубокого, сухого, понятийного) и искусства (в нашем случае литературы), где человек представлен ярко, образно и дополняет понятийное значение.

Молодежь – важнейший резерв России. Молодое поколение берет на себя ответственность за судьбу страны, за сохранение социокультурной целостности. Поэтому важна социально-нравственная позиция молодежи, т.е. совокупность социальных установок, морально-нравственных принципов и ценностных ориентаций молодых людей. Социально-нравственная позиция складывается в ходе воспитания, она регулирует поведение человека, определяет жизненные цели молодежи и средства их достижения.

Духовно-нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, выявляется необходимость обращения к ценностно-воспитательному потенциалу образовательных организаций.

Закон РФ «Об образовании» поставил перед школой задачу защиты национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальное достояние в виде творческого наследия поэтов и писателей обладает значительным педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература обладает неисчерпаемым количеством смыслов, которые пробуждают в сознании школьника-читателя эмоциональные и интеллектуальные переживания. Литература обеспечивает общение с миром художественных образов, что, по существу, недоступно ни одному из искусств.

Стремления и поступки героев в художественной литературе определяются их иерархией, а симпатия и антипатия автора обусловлены его личными представления о ценностях, они выражаются художественными средствами.

Аксиологический аспект изучения художественной литературы результативен, т.к. помогает осознать картину мира, созданную в литературе в эмоциональном и личностном восприятии. Для обогащения инструментария, необходимого школьникам для понимания ценностного контекста искусства слова и ценностно-смыслового самоопределения, надо ввести духовно-нравственные понятия, определить ценностную составляющую теоретико-литературных категорий, которые отражают сущность художественных структур.

В данной работе мы обращались к высокому художественному образцу духовно-нравственной культуры человека и трагических последствий в случае ее деформации. Литература открывает для читателя новый, красивый мир, формирует нравственный облик, мировоззрение, глубокий духовный мир, утверждает гуманизм. Произведения лучших поэтов и писателей помогают познать мир, раскрыть сложные социальные отношения, становятся источником знаний о прошлом народа, его традициях, и самое главное – нравственно обогащают личность.

На уроках литературы и на внеклассных мероприятиях необходимо знакомить обучающихся с творческим наследием А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, С.А. Есенина, А.М. Горького, М.А. Шолохова, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого и др. Возможно построение урока в форме дискуссии. В период становления личности спор – средство формирования собственной точки зрения, оценочных нравственных суждений, умения аргументировать, отстаивать свою позицию. Спор сопровождается эмоциональной активностью, включает сопереживание и соразмышление пассивных ребят. Даже если обучающийся не выступает, то он все равно имеет возможность сопоставить свое мнение с мнениями товарищей, взрослых. В диспутах складывается умение слушать своего оппонента, уважать его точку зрения, принимать критические замечания в свой адрес. Коллективное обсуждение произведения помогает выявить нравственную проблематику, услышать современность звучания. Если профессионально подходить к проведению уроков, то со временем у школьников пробудится интерес к чтению, им захочется рассказать о своем восприятии поэзии и прозы. Грамотное чтение художественных текстов воспитывает внимательное отношение к внутреннему миру другого человека, способность сопереживать, обогащает моральные знания, это подтверждает выражение Ф.М. Достоевского: «Я…всегда верил в силу гуманного, эстетически выраженного впечатления. Впечатления мало – помалу накопляются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, в саму суть и формирует человека… А к сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности» [Достоевский: 1993, с. 24].

Рассмотрим образец трагических последствий в случае деформации духовно-нравственной культуры на примере романа И.А. Гончарова «Обломов». Что мы знает о главном герое произведения? Его зовут Илья Ильич Обломов, это «мужчина лет тридцати двух, приятной наружности» [Гончаров: 1980, с. 8], происходит из дворянского рода, умный и образованный, белые руки, мягкие плечи и тучность Обломова характеризуют его барскую изнеженность. Автор следит за формированием личности главного героя с самого детства. Воспитывался маленький Илюша в атмосфере чрезмерной любви и опеки, в результате чего его светлое будущее, желания, цели остались лишь мечтами. В мальчике воспитали такие качества как лень, барство, безволие, лень, презрение к труду и загубили правдивость, живой ум, способность реализовывать себя. Трагедия Облома заключается в том, что «еще совсем недавно увлекающийся, активный человек погружается в трясину апатии» [Добролюбов: 1970, с. 56]. Обломов не мог осмыслить свою жизнь, поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Смысл жизни этого героя заключается в уединенном времяпрепровождении, сне на старом диване, у героя происходит морально-нравственное «расслабление».

Противоположностью Обломову является Евгений Штольц. Каждая черта первого – противоположность черт второго. Штольц, активен, обладает жаждой деятельности, находится в постоянном движении, всегда к чему-то стремится. Но можно ли считать, что Обломов на фоне Штольца отрицательный герой? Нет. Душевная чистота и человеколюбие делают его исключительным героем. Илья Ильич считает, что среди людей нет интересов сердца, нет всеобщей симпатии. В данном случае симпатия – это сочувствие, сопереживание, это то, что не хватает обществу, которое поглотило стремление к материальному благополучию.

Критики по-разному отнеслись к этому роману. Вряд ли еще какой-либо роман истолковывался столь противоречивым образом. Обучающиеся, ознакомясь с самыми известными мнениями о романе, могут выразить свое мнение, привести аргументы, согласиться с какими-либо критиками, а может, рассказать и о собственных взглядах. Учитель может спросить у ребят, какие качества они ценят в людях, а после проанализировать: присущи ли эти качества Илье Обломову. Как правило, школьники относятся к Обломову как к отрицательному герою, данный опрос покажет ребятам, что главный герой сочетает в себе большую часть названных ими положительных качеств, что говорит о его духовной нравственности, это человек честного сердца и чистой души.

При изучении данного романа учителю необходимо показать обучающимся, что очень важна проблема сохранения истинных ценностей, ведь перед ними все люди равны. Любовь, гуманизм, чувство собственного достоинства, честность, порядочность, любовь к родной стране и желание сделать ее лучше, самопожертвование – вот те основные моральные и духовные качества, которые строят человека, делают его личностью. Вот то основное, что отличает людей от остального мира. И.А. Гончаров призывает людей помнить об этом и стремиться к истинному, настоящему и вечному.

Для повышения эффективности аксиологического аспекта художественного текста необходимо включать обучающихся в ситуации следующего типа: напряженность, сопереживание, преодоление, сопричастность. В данных ситуациях сталкиваются концепции сострадания, добра, чести, милосердия с их антиподами.

Например, при обсуждении повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» можно задать следующие вопросы:

В чем смысл названия произведения?

В чем заключается причина нравственного падения героини?

Катерина Измайлова нравственно глуха. Как это проявилось в ее отношениях с Сергеем?

Как вы расцениваете поступки Катерины?

Можно ли назвать любовью отношения героев?

Какие проблемы поднимает автор?

Считаете ли вы жизнь Катерины Измайловой трагедией?

Какие нравственные уроки вы извлекли из данного произведения?

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подростков является актуальной проблемой. В образовательном процессе, в частности на уроках литературы, происходит соотношение ценностей прошлых веков с ценностями современного мира и овладение ценностными ориентациями. Молодежь, знакомясь с произведениями русской литературы, приобретает практические духовно-нравственные ориентации и инструментальные навыки, тем самым воздвигает прочный щит на пути духовным опасностям и угрозам внешнего мира.


Библиографический список

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1993. Т. 11. 325 с.

Гончаров И. А. Собрание сочинений в 8 томах. М.: Просвещение, 1980. Т. 8. 356 с.

Добролюбов Н. А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи. М.: Просвещение, 1970. 247 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Необходимо указывать другие публикации работы в сети https://infourok.ru/statya-aksiologicheskij-aspekt-formirovaniya-lichnosti-v-sootvetstvii-s-duhovnostyu-russkoj-literatury-5323862.html (2021) Но вопрос в другом. Есть более ранняя публикация в 2019 г без указания авторства на сайте https://www.единыйурок.рф/index.php/press/item/1816--248 Плагиат ли это?

26 September 2021