Статья «Активизация мыслительной деятельности студентов на занятиях профессионального цикла»
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Повсеместное внедрение в жизнь современных технологий заставляет систему образования задуматься, как работать с этими технологиями при обучении и воспитании личности. Современные технологии и средства коммуникации – эти понятия неотделимы друг от друга. Выполнение эксперимента, моделирование, даже просто оформление текста – все это требует умения пользоваться информационными технологиями. Несомненное удобство обработки информации, наглядность, возможность получения информации из мировой глобальной сети Интернет делают компьютер незаменимым помощником для участников образовательного процесса. Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку преподаватель дает дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Целесообразность использования ИКТ при обучении обусловлена следующим:
1. Недостаток лабораторного и демонстрационного оборудования заменяется виртуальными, видеофрагментами с показом принципа работы, вероятными поломками и неисправностями, возможностью моделирования и прогнозирования последствий неправильной эксплуатации.
2. Отсутствие средств наглядности – использование презентаций и анимации снимает данную проблему.
3. Сложности при решении задач – автоматическое решение задач по предложенным студентам формулам в электронных таблицах, использование компьютерных моделей при решении профессиональных задач.
Быстрое развитие электронной техники и её расширение функциональных возможностей позволяет широко использовать на всех этапах учебного процесса. Для меня компьютер стал незаменимым помощником. Владение компьютером позволило превратить подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям из скучной и рутинной в творческую и увлекательную. В своей работе я использую компьютерные технологии в разных целях:
- для индивидуализации учебного процесса;
- как средство наглядности учебного процесса (презентации, анимации, фотографии, логические схемы, таблицы, плакаты);
- для поиска информации из самых широких источников сети Интернет;
- как способ моделирования изучаемых процессов или явлений;
- для иллюстрации алгоритмов и различных способов решения разноуровневых задач;
- для контроля уровня знаний студентов;
- для организации коллективной и групповой работы (проекты);
- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. для подготовки необходимых материалов (поурочное и тематическое планирование, контрольные, проверочные, тесты и другие виды работ);
- для организации внеурочной работы по предмету.
В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют экономить время на уроке, добиваться глубины погружения в материал, повышения мотивации в обучении. Осуществляя интегрированный подход в обучении, который дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, т.к. студенты становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему.
Своей целью я ставлю активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, продвижение по ступеням от знания через понимание к уровню развития личности, на котором формируются личностные качества учащегося и происходит его развитие.
В целях поддержки интереса к предмету у обучающихся я привлекаю их к выполнению презентаций по изучаемым темам. На первом занятии нового раздела я сообщаю список тем и даты для презентаций и предлагаю выбрать самим понравившуюся тему. Проверив выполненную работу, прошу внести изменения в содержание или оформление, и только затем разрешаю провести презентацию выбранной темы. Они не только творчески подходят к выполнению работ, но стараются грамотно их прокомментировать. Здесь каждый из студентов имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Практика показывает, что этот вид деятельности помогает им лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить главное. Презентации позволяют продемонстрировать студентам то новое, что может поразить и удивить, знакомиться с историей темы, показать жизненную значимость изучаемого материала. Самые удачные элементы презентаций я использую при подготовке к урокам. Данный вид технологий позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, более детально изучить проблему, определить возможность практического применения, а так же вызывает удовлетворение от самого процесса труда.
Использование ИКТ на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. У преподавателя есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. При изложении нового материала и систематизации знаний я стараюсь использовать опорные конспекты в виде
интерактивных схематических блоков учебной информации (формул, рисунков, логических схем и таблиц). Процесс составления такого рода элементов трудоемкий, и занимает, очень много времени, но это повышает мотивацию студентов к процессу обучения, дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: студенту интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, нарисованных в учебнике или на доске. Важно и то, что созданный в соответствии с основной литературой и действующим основным стандартом комплект интерактивных опорных конспектов может быть использован в течение нескольких лет. При этом предметник всегда может изменить, подкорректировать и дополнить при необходимости интерактивный материал.
Проверка и оценка знаний и умений является одним из важных аспектов процесса обучения, который в значительной мере определяет качество всего учебно-воспитательного процесса. Долгое время преимущественными формами контроля знаний были устный, письменный опрос по индивидуальным карточкам, тесты и контрольные работы. Однако этот набор мал и применение только этих форм создает у учащихся ощущение постоянства, отрицательно сказывающегося на интересе к предмету. Этим объясняются настойчивые поиски новых, а также усовершенствование старых форм и методов контроля знаний. В своей работе я применяю различные методические приемы с использованием ИКТ, которые позволяют осуществить контроль знаний учащихся на разных уровнях в зависимости от специфики учебного материала и структуры урока. Приведу примеры некоторые из них.
1. Технологическая карта.
При проверке теоретических знаний я предлагаю заполнить технологическую карту по данной теме, где учащимся необходимо выполнить некоторые профессиональные задания:
- записать определения, вписать недостающую информацию, формулы или слова;
- продолжить фразу;
- найти соответствия;
- дорисовать недостающие элементы в схемы, таблицы или графики.
Этот прием проверки знаний является одним из самых любимых среди студентов. Я стараюсь подобрать разнообразные и интересные задания, это усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, заставляет включаться в работу даже слабо мотивированных студентов.
2. Логические цепочки, таблицы и схемы.
Задания, содержащие логические цепочки, схемы и таблицы использую для проверки умения на практике применять полученные знания. Этим самым стараюсь развить наблюдательность, логическое мышление, самостоятельность при решении профессиональных задач, умение анализировать учебный материал: сравнивать, выделять главное, делать вывод. Логические цепочки содержат задачи разного объема и степени сложности, поэтому они не вызывают паники и страха за ошибку. Использование гиперссылок в заданиях позволяет максимально быстро проверить правильность решения задач не только на каждом этапе, но и в целом по цепочке, а также при необходимости вернуться на любой уровень задачи.
3. Интерактивные тесты.
Перед преподавателем остро стоит вопрос рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал очень объемный, сложный, и необходимо постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше студентов и при этом объективно выявить качество усвоения материала. Поэтому на своих уроках я стараюсь регулярно использовать различные тесты, в которые обязательно входят как задания на знание теоретических вопросов, так и практического содержания. Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания, и студент всегда считает эту оценку объективной, а я всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. При этом экономится учебное время, а так же время на проверку и оценивание выполненных работ. В моей электронной базе содержится большое количество составленных мною тестов, а так же позаимствованных у других авторов.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно информационные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию. Правильное и дозированное использования ИКТ наряду с традиционными формами способствуют индивидуализации и дифференциации обучения.
Таким образом, традиционные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задач обучения и воспитания всесторонне развитой и творческой личности.