Публикация «Актуальность профессиональной навигации подростков в контексте изменяющегося рынка труда»
Лапоногова Валентина Алексеевна
«Актуальность профессиональной навигации подростков в контексте изменяющегося рынка труда»
Мир, в котором мы сейчас живем, не является идеальным. В нем бушует хаос, который создается «ритмом большого города». Жизнь в мире кипит, изменяясь настолько быстро, что уже невозможно предсказать будущее. Будущее создается здесь и сейчас. Но главное - мы сами создаем реальность и тренды.
Специалисты называют существующую реальность VUCA-world:
volatility – нестабильный, изменчивый;
uncertainty – неопределенный;
complexity – сложный;
ambiguity – неясный, неоднозначный, двусмысленный
Это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Неиссякаемые потоки данных ежедневно поступают из разных источников: люди, новости, социальные сети, газеты и брошюры, купоны, билборды. Изменениям подвергаются абсолютно все сферы жизни. Не остается в стороне и экономика, которая формирует свои тренды. На место товаров и продуктов приходят услуги и сервисы. Это оказывает глобальное влияние на формирование рынка труда. Уже сегодня можно наблюдать постепенный «уход» от привычных нам профессий (библиотекарь, экскурсовод) и появление абсолютно новых (проектировщик умной среды, инженер 3D-печати), в жизнь входят профессии-гибриды, которые стоят на стыке двух и более специальностей (биоинженер, нейропсихолог).
Идеальный сотрудник сегодня – мультиспециалист, владеющий в первую очередь надпрофессиональными навыками – soft skills. Это гибкие навыки, позволяющие оставаться успешным вне зависимости от профессиональной деятельности человека. Все чаще именно их можно увидеть в требованиях к кандидату при приеме на работу – коммуникабельность, умение работать в команде и решать сложные задачи, креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект. Владея «софтами» не составит труда перейти к работе с применением hard skills – компетенций определенной отрасли.
К сожалению, все вышесказанное создает трудности в профессиональном самоопределении современного школьника. Представители старшего поколения уже не могут поведать о востребованных профессиях – во времена их самоопределения не существовало большинства существующих актуальных профессий. Учителя в школе готовят к экзаменам, но не к жизни в современном VUCA-мире. Появляется необходимость во введении в образовательную деятельность специалиста, владеющего актуальной информацией о тенденциях рынка труда, который мог бы стать «навигатором» в мир профессий, наставником в развитии soft skills. Этим человеком становится тьютор.
Рассмотрим актуальность профессиональной навигации подростков в контексте VUCA-мира.
В этом изменчивом мире подросток порой не понимает в каком направлении двигаться – овладеть «классической» профессией (инженер, повар) или погрузиться в изучение новой/гибридной профессии? По расчетам экспертов, 65% детей, которые пошли в первый класс, в будущем будут трудиться на новых, несуществующих на сегодняшний день, позициях. Здесь нужно показать подростку, что не столь важно какой профессией он хочет овладеть сегодня, важно развить навыки, которые помогут быстро перестроиться и погрузиться в новую сферу, которая может появиться уже завтра в вука-мире. Большую роль играет формирование у подростков профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности. Главный навык ХХI века – умение учиться. В современном мире нужно быть готовым обучаться все время, обучение выходит за пределы школы и ВУЗа и проходит через всю жизнь. Только обучаясь можно оставаться успешным.
Мы можем наблюдать насколько трудно дается подростку сделать профессиональный выбор. Во-первых, до сих пор существует стереотип о том, что, выбрав профессию единожды, нужно пронести ее через всю жизнь. Но сегодня такое явление уже скорее как исключение. Наблюдается тенденция быстрой смены профессии: за свою жизнь человек пробует себя в совершенно разных деятельностях. Это веяние современного мира. Нужно быть «гибким», чтобы найти свою нишу. Во-вторых, ранняя профилизация. Еще в средней школе нужно выбрать кто ты – технарь, гуманитарий, IT-шник или «художник», выбрать профиль и экзамены. Как происходит этот выбор? Под влиянием родителей, за компанию с друзьями, с привязкой к легкому или интересному предмету школы. Это в дальнейшем может привести к синдрому нелюбимой работы. Выбор происходит тогда, когда подросток не может реально оценить свои возможности, перспективы и требования рынка труда. Он не знаком с миром профессий и не понимает в каком направлении двигаться. Но уже на ранних этапах профилизации необходимо строить карьерную траекторию – стратегию поведения на рынке труда, которая является результатом планирования профессиональных и личностных достижений. Именно здесь подростку нужна наибольшая поддержка и навигация. В результате совместной деятельности наставника и подростка будут видны все перспективные возможности развития себя как профессионала и отработаны навыки, которые позволят воспользоваться этими возможностями.
Рынок труда изменяется, меняется «топ» актуальный профессий. Делая выбор, подросток не всегда отождествляет себя с конкретной профессией, у него отсутствует профессиональная идентичность. Он не владеет информацией о тех навыках, которые необходимы в «профессиях будущего». Но уже сейчас нужно прокачивать скиллы, которые будут востребованы завтра. Нужно показать подростку как он может использовать свои сильные стороны сегодня, чтобы в будущем он был готов овладеть любой специальностью.
Мы рассмотрели конкретные трудности, которые возникают у подростков в процессе профессионального самоопределения. Выяснили, что для построения индивидуальной траектории в VUCA-мире необходим человек, разбирающийся в трендах и запросах работодателей, у которого отлично развиты soft skills. Работая в тандеме с тьютором подросток преодолеет все трудности и будет готов отвечать на вызовы современного мира.
Список литературы
Необходимость и актуальность профориентации. [Электронный ресурс] режим доступа: https://proforientatsia.ru/career-guidance/neobhodimost-i-aktualnost-proforientatsii/
Про «профессии-пенсионеры»: какие специальности не стоит выбирать? Международный восточно-европейский университет. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.mveu.ru/news/pro_professiipensionery_kakie_spetsialnosti_ne_stoit_vybirat/
Рылова А.Г. Soft skills — навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс] НИУ ВШЭ в Перми Режим доступа: https://perm.hse.ru/news/243254110.html
VUCA мир: что это и каковы его характеристики. [Электронный ресурс] режим доступа: https://mn-zd.ru/interesno/vuca-mir-chto-eto-i-kakovy-ego-xarakteristiki/