Анализ программ и учебников русского языка «Школа России» и «Начальная школа 21 века»
АНАЛИЗ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА РОССИИ » И «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА»
Панюкова Ольга Васильевна
учитель начальных классовI категория,
МОУ "ООШ п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области"
Е-mail: panyuckovaolya@yandex.ru
Актуальность выбранной темы в том, что огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.
Цель работы – методическую обеспеченность словарной работы, и программы по языку и учебные для начальных классов.
Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).
Для анализа мы выбрали систему учебниковпод редакцией авторов С.В. Иванова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко («Начальная школа 21 века») и В.П. Канакина, В.Г. Горецкий («Школа России»). Содержание учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову.В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксическоц и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержаниетекстового, материала [1, с. 5].
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[2, с. 4]
Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).
Таблица 1.
Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Итого |
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова |
У.1 с.48, с.66, у.5, с.143, у.1(3) |
С. 19, у.2 с. 26 у. 2, с.27; с. 28, у. 1-3 с. 29. у. 5, с.38, у. 1-2 с. 148, у.3 (10) |
С. 5-6, у.1,3 С. 51, у.4 (3) |
0 |
16 |
Упражнения,включающие многозначную лексику, но не содержащиезадания |
С. 10. у.3 (1) |
С.11,у.1 с. 21 у.4 с. 130, у.2, с.141, у. 1 с. 148, у. 1(5) |
с. 61, у. 2(1) |
Ч.1. с.30, у. 1, с.31, у.4, с.58, у.4, с.102, у.5 (4) |
11 |
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением |
С.117,у.1, с.131, у.5 (2) |
С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у.3, с.38.1, с.39 (5) |
С.51, у. 4 (1) |
Ч.1 с.125 (1) |
9 |
Упражнение насоставление предложений с многозначными словами |
С. 127,у.5 (1) |
С. 29, у.4, с. 40, у.3, с.38,у.3 (3) |
0 |
0 |
4 |
Упражнение на замену многозначных слов синонимами |
С.128, у.1 (1) |
С. 40, у.4 с. 54, у. 1, с.55,у.4 с. 97, упр. 6 (4) |
0 |
0 |
5 |
Упражнения на определение лексического значенияомонимов |
0 |
С. 68, 69, у.1 , с. 74, у. 4 (4) |
0 |
Ч1,с.15, у. 5 (1) |
5 |
Упражнения на нахождение омонимов |
0 |
С. 69, у.3 С.70-71, у.4-6 (4) |
0 |
0 |
4 |
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания |
С. 76, у.5 (1) |
0 |
С. 5-6, у.1,3 (2) |
Ч.1 С.78,у.2 (1) |
4 |
Упражнения на определение омографов |
0 |
С. 47, у.3,4,5 С. 69, у.2 (4) |
С. 12, у.1-2 (2) |
ч.2 с.96, у.3 (1) |
7 |
Упражнение насоставление предложений с омонимами |
0 |
С.69, у.1 (1) |
С.56, у.3 (1) |
0 |
2 |
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
9 |
40 |
10 |
8 |
67 |
Анализ данных учебников позволил установить характер работы над многозначными и омонимичными словами, а также формируемые у младших школьников лексические знания и умения. В учебниках представлены 67 лексических заданий различного характера. Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе. Этому вопросу посвящены 40 упражнений, расположенных в разных темах учебника. Наблюдение над данными словаминачинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего периода обучения в начальной школе. Из таблицы видно, что особое внимание уделяется упражненииям на определение лексического значения многозначных слов, их 16, а на определение лексического значения омонимов всего лишь 5. Задачи данных упражненийзаключается в том, чтобы сформировать умение детей пользоваться толковыми словарями. Разумеется, из-за сложности материаладалеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению. Сравнив количество упражнений по работе с многозначной лексикой (45 за весь курс начальной школы), с упражнениями по работе с омонимами, (их 22), видно, что упражнения смногозначной лексикой превышает на 23. Меньшее количествоупражнений насоставление предложений с омонимами, их 2, на составление предложений с многозначными словами – 4. В 1 и 4 классах на изучение данной темы отведено всего 8-9 упраджнений за год. Задания на нахождение омонимов проводятся только во 2 классе в количестве 4 упражнений. Специальные упражнения на разграничение слов-омонимов и многозначных слов не выявлены.
Таким образом, изучив упражнения учебников по программе «Начальная школа 21 века» можно сделать следующие выводы: большую часть времени на изучение многозначных слов авторы отвели во 2 классе, в 1 проходит только ознакомление со словами, имеющими несколько значений. В 3 и 4 классах упражнения такого типа не предусмотрены. Суммарный объёмупражнений, предпологающих работу над данной темой, не обладает достаточным потенциалом для обогащения и активизациисловарного запасаучащихся 3 классов.
В качестве второго объекта анализа, представленного в данной статье,избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Таблица 2).
Таблица 2.
Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Итого |
|||
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова |
С.26,у.6, с.27,у.17, с. 79,у.3; с.56,у.8(4) |
С.47,у.58; С.48,у.59,60 с.49,у.61; с.120, у. 203 (5) |
С.8,у.5; с.40-41,у. 65; с.9,у.10 (5) |
С.46,у.65; с.58,у.92; с.78,з.1; с.128,у. 274 (4) |
18 |
|||
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания |
С.99,у.11 с.102,у.18 (2) |
С.24,у.38; с.43, у. 72 (2) |
С.9,у.10; с.32,у.50; с.54,у. 91 (3) |
С.6.у.1-2; с.13,у.12-13;с.15,у.16; с.30,у. 38-39; с.24,у. 49; с.121,у. 255; с.142,у. 319 (10) |
17 |
|||
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением |
0 |
С.49,у.62; с.50,у.63; с.51,у.64,65 с.72,у.109; с.42,у.71; с.72,у.124; с.89,у. 153 (8) |
С.32,у.51; с.43,у.70 (2) |
С.36,у.49; с.46,у.66-67; с.71,у.121; с.132, у. 252 (5) |
15 |
|||
Упражнение на составление предложений с многозначными словами |
0 |
с.50,у.63 (1) |
с.9,у.10 (1) |
0 |
2 |
|||
Упражнение на замену многозначных слов омонимами |
0 |
с.42,у.71 (1) |
0 |
0 |
1 |
|||
Упражнения на определение лексического значенияомонимов |
С.127,у.10 (1) |
С.25,у.41; с.84,у.147 (2) |
С.45-46,у. 75-78; с. 49,у.88 (5) |
С.48,у. 73; с.70,у.118; с.115,у. 244(3) |
11 |
|||
Упражнения на нахождение омонимов |
0 |
0 |
0 |
С.47, у. 69-70; с.48,у. 72; с.99,у. 176; с.68-69,у. 141 (5) |
5 |
|||
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания |
С.8,у.5 (1) |
С.23,у. 37 (1) |
0 |
С.69,у. 143 (1) |
3 |
|||
Упражнения на определение омографов |
С.42,у.6-8, с.43,у.9 (4) |
0 |
С.55,у. 94 (1) |
0 |
5 |
|||
Упражнение насоставление предложений с омонимами |
С.127,у.10 (1) |
0 |
С.55,у. 94 (1) |
С. 48, у. 71 (1) |
3 |
|||
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Итого |
13 |
20 |
18 |
29 |
80 |
Нами выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание также уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово»происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга.
Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2), с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.
По результатам анализа двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.
Таблица 3.
таблица
Виды упражнений |
«Начальная школа 21 века» |
«Школа России» |
Упражнение на определениелексического значения многозначного слова |
16 |
18 |
Упражнения,включающие многозначную лексику, но не содержащеезадания |
11 |
17 |
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением |
9 |
15 |
Упражнение насоставление предложений с многозначными словами |
4 |
2 |
Упражнение на замену многозначных слов синонимами |
5 |
1 |
Упражнения на определение лексического значенияомонимов |
5 |
11 |
Упражнения на нахождение омонимов |
4 |
5 |
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания |
4 |
3 |
Упражнения на определение омографов |
7 |
5 |
Упражнение насоставление предложений с омонимами |
2 |
3 |
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов |
0 |
0 |
Итого |
67 |
80 |
Из таблицы видим, что в учебниках программы «Школа России» содержится на 13 упражнений больше, чем в учебниках программы «Начальная школа 21 века». Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 16 упражнений, расположенных в разных темах по программе «Начальная школа 21 века» и 18 по программе «Школа России», а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 5 по программе «Начальная школа 21 века» и 11, соответственно, по программе «Школа России». Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением («Начальная школа 21 века») на 6 больше, чем в «Школе России». В программе «Школа России» упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно, тогда какв другой программе их 5. Термин «многозначное слово» в обоих программах вводится во 2 классе. По программе «Начальная школа 21 века» ознакомление с омонимамипроисходит со 2 класса, а по программе «Школа России» в 3 классе.
Мы проанализировали не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» по обеим программам и «Словарь омонимов» только в учебниках программы «Школа России». Мы составили сравнительную таблицу (см. Таблица 4), по которой можно увидеть, какие многозначные слова и омонимы и в каком количестве изучаются в каждом классе.
Сравнительная таблица толковых словариков
Слово |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Итого |
|||||
"НШ 21 века» |
"Школа России" |
"НШ 21 века» |
"Школа России" |
"НШ 21 века» |
"Школа России" |
"НШ 21 века» |
"Школа России" |
"НШ 21 века» |
"Школа России" |
|
Многозначное слово |
- |
9 |
28 |
11 |
5 |
16 |
6 |
12 |
39 |
48 |
Омонимы |
- |
- |
2 |
2 |
- |
14 |
- |
12 |
2 |
28 |
Итого |
- |
9 |
30 |
13 |
5 |
30 |
6 |
24 |
41 |
76 |
Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещенс 1 класса только в учебниках В.Г. Горецкого, в учебниках С.В. Ивановасо 2 класса. «Словарь омонимов» располагается только в учебниках В.Г. Горецкого. Также нами была составлена сравнительная таблица, где мы указали только сходные слова в учебниках обоих авторов. Из 41 слова в учебниках С.В. Ивановаи из 76 слов в учебнике В.Г. Горецкогоодинаковых слов всего 6, из них 4 многозначных слова: гребень, золотой, искусство, пейзажи 2 слова-омонима: ключ и свет. Но нужно отметить, что слова ключ и свет, также являются и многозначными словами, о чем свидетельствует словарная статья.
Таким образом, анализ учебников авторов С.В. Иванова и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкогос точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотреныупражнения, способствующиеактивизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Список литературы:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 1 класс / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2011. 176 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.
Иванов, С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.
Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.