12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панюкова Ольга Васильевна1625
Окончила СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского в 2017г. Стаж работы 20 лет. Учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., Ивантеевский район п. Восточный
7

Анализ программ и учебников русского языка «Школа России» и «Начальная школа 21 века»

АНАЛИЗ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА РОССИИ » И «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА»

Панюкова Ольга Васильевна

учитель начальных классовI категория,

МОУ "ООШ п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области"

Е-mail: panyuckovaolya@yandex.ru

Актуальность выбранной темы в том, что огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.

Цель работы – методическую обеспеченность словарной работы, и программы по языку и учебные для начальных классов.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Для анализа мы выбрали систему учебниковпод редакцией авторов С.В. Иванова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко («Начальная школа 21 века») и В.П. Канакина, В.Г. Горецкий («Школа России»). Содержание учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову.В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксическоц и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержаниетекстового, материала [1, с. 5].

Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[2, с. 4]

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Таблица 1.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова

У.1 с.48, с.66, у.5, с.143, у.1(3)

С. 19, у.2

с. 26 у. 2, с.27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с.38, у. 1-2 с. 148, у.3 (10)

С. 5-6, у.1,3

С. 51, у.4 (3)

0

16

Упражнения,включающие многозначную лексику, но не содержащиезадания

С. 10. у.3 (1)

С.11,у.1

с. 21 у.4

с. 130, у.2, с.141, у. 1

с. 148, у. 1(5)

с. 61, у. 2(1)

Ч.1. с.30, у. 1, с.31, у.4, с.58, у.4, с.102, у.5 (4)

11

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением

С.117,у.1, с.131, у.5 (2)

С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у.3, с.38.1, с.39 (5)

С.51, у. 4 (1)

Ч.1 с.125 (1)

9

Упражнение насоставление предложений с многозначными словами

С. 127,у.5 (1)

С. 29, у.4, с. 40, у.3, с.38,у.3 (3)

0

0

4

Упражнение на замену многозначных слов синонимами

С.128, у.1 (1)

С. 40, у.4

с. 54, у. 1, с.55,у.4

с. 97, упр. 6 (4)

0

0

5

Упражнения на определение лексического значенияомонимов

0

С. 68, 69, у.1 , с. 74, у. 4 (4)

0

Ч1,с.15, у. 5 (1)

5

Упражнения на нахождение омонимов

0

С. 69, у.3

С.70-71, у.4-6 (4)

0

0

4

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания

С. 76, у.5 (1)

0

С. 5-6, у.1,3 (2)

Ч.1 С.78,у.2 (1)

4

Упражнения на определение омографов

0

С. 47, у.3,4,5

С. 69, у.2 (4)

С. 12, у.1-2 (2)

ч.2 с.96, у.3 (1)

7

Упражнение насоставление предложений с омонимами

0

С.69, у.1 (1)

С.56, у.3 (1)

0

2

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов

0

0

0

0

0

Итого

9

40

10

8

67

Анализ данных учебников позволил установить характер работы над многозначными и омонимичными словами, а также формируемые у младших школьников лексические знания и умения. В учебниках представлены 67 лексических заданий различного характера. Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе. Этому вопросу посвящены 40 упражнений, расположенных в разных темах учебника. Наблюдение над данными словаминачинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего периода обучения в начальной школе. Из таблицы видно, что особое внимание уделяется упражненииям на определение лексического значения многозначных слов, их 16, а на определение лексического значения омонимов всего лишь 5. Задачи данных упражненийзаключается в том, чтобы сформировать умение детей пользоваться толковыми словарями. Разумеется, из-за сложности материаладалеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению. Сравнив количество упражнений по работе с многозначной лексикой (45 за весь курс начальной школы), с упражнениями по работе с омонимами, (их 22), видно, что упражнения смногозначной лексикой превышает на 23. Меньшее количествоупражнений насоставление предложений с омонимами, их 2, на составление предложений с многозначными словами 4. В 1 и 4 классах на изучение данной темы отведено всего 8-9 упраджнений за год. Задания на нахождение омонимов проводятся только во 2 классе в количестве 4 упражнений. Специальные упражнения на разграничение слов-омонимов и многозначных слов не выявлены.

Таким образом, изучив упражнения учебников по программе «Начальная школа 21 века» можно сделать следующие выводы: большую часть времени на изучение многозначных слов авторы отвели во 2 классе, в 1 проходит только ознакомление со словами, имеющими несколько значений. В 3 и 4 классах упражнения такого типа не предусмотрены. Суммарный объёмупражнений, предпологающих работу над данной темой, не обладает достаточным потенциалом для обогащения и активизациисловарного запасаучащихся 3 классов.

В качестве второго объекта анализа, представленного в данной статье,избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Таблица 2).

Таблица 2.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова

С.26,у.6, с.27,у.17, с. 79,у.3; с.56,у.8(4)

С.47,у.58;

С.48,у.59,60 с.49,у.61; с.120, у. 203 (5)

С.8,у.5; с.40-41,у. 65; с.9,у.10 (5)

С.46,у.65; с.58,у.92; с.78,з.1; с.128,у. 274 (4)

18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания

С.99,у.11 с.102,у.18 (2)

С.24,у.38; с.43, у. 72 (2)

С.9,у.10; с.32,у.50; с.54,у. 91 (3)

С.6.у.1-2; с.13,у.12-13;с.15,у.16; с.30,у. 38-39; с.24,у. 49; с.121,у. 255; с.142,у. 319 (10)

17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением

0

С.49,у.62; с.50,у.63; с.51,у.64,65 с.72,у.109; с.42,у.71; с.72,у.124; с.89,у. 153 (8)

С.32,у.51; с.43,у.70 (2)

С.36,у.49; с.46,у.66-67; с.71,у.121; с.132, у. 252 (5)

15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами

0

с.50,у.63 (1)

с.9,у.10 (1)

0

2

Упражнение на замену многозначных слов омонимами

0

с.42,у.71 (1)

0

0

1

Упражнения на определение лексического значенияомонимов

С.127,у.10 (1)

С.25,у.41; с.84,у.147 (2)

С.45-46,у. 75-78; с. 49,у.88 (5)

С.48,у. 73; с.70,у.118; с.115,у. 244(3)

11

Упражнения на нахождение омонимов

0

0

0

С.47, у. 69-70; с.48,у. 72; с.99,у. 176; с.68-69,у. 141 (5)

5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания

С.8,у.5 (1)

С.23,у. 37 (1)

0

С.69,у. 143 (1)

3

Упражнения на определение омографов

С.42,у.6-8, с.43,у.9 (4)

0

С.55,у. 94 (1)

0

5

Упражнение насоставление предложений с омонимами

С.127,у.10 (1)

0

С.55,у. 94 (1)

С. 48, у. 71 (1)

3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов

0

0

0

0

0

Итого

13

20

18

29

80

Нами выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание также уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово»происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга.

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2), с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них включающие многозначную лексику и 3 омонимичную.

По результатам анализа двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Таблица 3.

таблица

Виды упражнений

«Начальная школа 21 века»

«Школа России»

Упражнение на определениелексического значения многозначного слова

16

18

Упражнения,включающие многозначную лексику, но не содержащеезадания

11

17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением

9

15

Упражнение насоставление предложений с многозначными словами

4

2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами

5

1

Упражнения на определение лексического значенияомонимов

5

11

Упражнения на нахождение омонимов

4

5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания

4

3

Упражнения на определение омографов

7

5

Упражнение насоставление предложений с омонимами

2

3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов

0

0

Итого

67

80

Из таблицы видим, что в учебниках программы «Школа России» содержится на 13 упражнений больше, чем в учебниках программы «Начальная школа 21 века». Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 16 упражнений, расположенных в разных темах по программе «Начальная школа 21 века» и 18 по программе «Школа России», а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 5 по программе «Начальная школа 21 века» и 11, соответственно, по программе «Школа России». Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением («Начальная школа 21 века») на 6 больше, чем в «Школе России». В программе «Школа России» упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно, тогда какв другой программе их 5. Термин «многозначное слово» в обоих программах вводится во 2 классе. По программе «Начальная школа 21 века» ознакомление с омонимамипроисходит со 2 класса, а по программе «Школа России» в 3 классе.

Мы проанализировали не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» по обеим программам и «Словарь омонимов» только в учебниках программы «Школа России». Мы составили сравнительную таблицу (см. Таблица 4), по которой можно увидеть, какие многозначные слова и омонимы и в каком количестве изучаются в каждом классе.

Таблица 4

Сравнительная таблица толковых словариков

Слово

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

"НШ 21 века»

"Школа России"

"НШ 21 века»

"Школа России"

"НШ 21 века»

"Школа России"

"НШ 21 века»

"Школа России"

"НШ 21 века»

"Школа России"

Многозначное слово

-

9

28

11

5

16

6

12

39

48

Омонимы

-

-

2

2

-

14

-

12

2

28

Итого

-

9

30

13

5

30

6

24

41

76

Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещенс 1 класса только в учебниках В.Г. Горецкого, в учебниках С.В. Ивановасо 2 класса. «Словарь омонимов» располагается только в учебниках В.Г. Горецкого. Также нами была составлена сравнительная таблица, где мы указали только сходные слова в учебниках обоих авторов. Из 41 слова в учебниках С.В. Ивановаи из 76 слов в учебнике В.Г. Горецкогоодинаковых слов всего 6, из них 4 многозначных слова: гребень, золотой, искусство, пейзажи 2 слова-омонима: ключ и свет. Но нужно отметить, что слова ключ и свет, также являются и многозначными словами, о чем свидетельствует словарная статья.

Таким образом, анализ учебников авторов С.В. Иванова и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкогос точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотреныупражнения, способствующиеактивизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Список литературы:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 1 класс / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2011. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 176 с.

Иванов, С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2014. 192 с.

Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.