Статья «Анализ типичных ошибок ЕГЭ по обществознанию и пути повышения качества знаний выпускников»
АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ.
И. В. Трифанова, учитель истории
и обществознания МБОУ «Теньгинская
средняя общеобразовательная школа».
В настоящее время с появлением новых требований Федеральных государственных образовательных стандартов меняется структура урока, направленность работы учителя на уроке и преобразовывается деятельность ученика с опорой на сиситемно-деятельностный подход, меняется система государственной итоговой аттестации и подготовки к ней. На первое место выходит задача формирование новой оценочной системы качества знаний обучающихся. Действия оценки, которые выполняет учащийся по предмету являются объектом. Объектом оценки являются предметные результаты, рассматривается как учащийся способен решить учебно-познавательные и практические задачи.
Написанию данной статьи меня подтолкнули результаты в этом году ЕГЭ по обществознанию. Результаты моих учеников можно сказать и «очень хорошие» и «очень плохие», поэтому есть повод задуматься над этой темой.
Новая система государственной итоговой аттестации предусматривает единый государственный экзамен по предметам. Один из самых выбираемых дополнительных ЕГЭ по предметам среди учащихся остается ЕГЭ по обществознанию. Работа учителя истории и обществознания складывается на пересмотре своей системы работы при подготовке к ЕГЭ обучающихся. Проводится анализ методов и приемов, которые востребованы в настоящее время и тех, которые устарели.
Мне бы хотелось в своей статье рассмотреть затруднения участников ЕГЭ по обществознанию. Хотелось бы остановиться на типичных ошибках моих учеников, после анализа сдачи ЕГЭ выяснилось:
Особенно набраны низкие баллы по следующим темам: налоги, финансовые институты, научное познание, истина, политическая система общества, конституционный строй, право.
Невнимательное чтение заданий, например, не были дописаны все правильные ответы или вместо одного слова выпускники записывали словосочетание и наоборот.
Выпускники на смогли в заданиях второй части (номера 24, 26, 27) предоставить полностью развернутые ответы на поставленные вопросы.
Написание мини-сочинения: некоторые не сумели правильно выделить идею, которую затронул автор и показать теоретические знания по выдвинутой идеи. Примеры приводили или из социального опыта, или из общественной жизни.
Каковы же причины низкого уровня сдачи ЕГЭ по обществознанию некоторыми учащимися? Нужно внимательно подойти к разбору причин низкого качества, конечно этот учебный год был не совсем обычный как для учителей, так и для самих выпускников. Можно выделить следующие причины: невнимательность прочтения заданий; не полностью понимают поставленные вопросы; слабые метапредметные умения; слабый социальный опыт у выпускников по таким сферам общественной жизни как политика и экономика.
Начинается новый учебный год, а значит нужно находить способы устранения трудностей при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках и во внеурочных занятиях при подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
В настоящее время по базовому плану на уроки «Обществознание» отводится два часа, но для подготовки к государственной итоговой аттестации этого мало. Мною разработан и реализован факультативный курс «Актуальные вопросы по обществознанию». Курс направлен на создание условий формирования у учащихся алгоритма выполнения различных типов заданий по ЕГЭ, которые помогут успешно пройти государственную итоговую аттестацию. На первое место выходит практическое выполнение заданий. При переходе к непрерывному образованию создаются условия по формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Работу по подготовке к ЕГЭ по обществознанию мы начинаем с основной школы. Сначала обучающиеся готовятся к промежуточной аттестации по классам, затем выходим на ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся которые ответственно готовились к ОГЭ понимают трудности при подготовке к ЕГЭ и стараются больше уделять время на подготовку и заниматься самообразованием.
Хотелось бы остановиться на небольших принципах, для успешной сдачи итоговой аттестации.
Во-первых, подробный разбор заданий и отработка заданий по предложенным алгоритмам. Каждое задание вызывающее затруднение отрабатывается с учащимися в письменной форме. Отработка заданий необходимо проводить по алгоритму только тогда это будет давать определенные результаты.
Во-вторых, отработка ответа обучающихся на четко поставленный вопрос. Стараюсь на каждом этапе своих уроков по обществознанию отслеживать правильность ответов на поставленные вопросы, особенно в этапе закрепления материала, рефлексии.
В- третьих, работа при подготовке к ЕГЭ не должна находится на одном уровне, необходимо стремление обучающихся к высокому уровню подготовки. Для усовершенствования умений учащегося могут помочь и учителя, и онлайн-тест, и видеоуроки, и онлайн-школы.
В –четвертых, создание системы «отработки» первой части. Внимательно читая вопрос и обязательно проанализировать все варианты ответа, только тогда учащийся может правильно ответить на поставленный вопрос. Отрабатываем вопросы при этом комментирую правильные ответы, напоминая учащимся теоретический или фактический материал по различным темам. Можно использовать метод «исключения» при выполнении задания выполняем его методом исключение не верного ответ. В процессе отработки ответов можно использовать метод совместного поиска правильных ответов во вспомогательной литературе (справочники, таблицы, словари) или в учебниках. В процессе поиска учащиеся повторяют теоретический материал курса обществознания и множество сопутствующих фактов.
В – пятых, для того чтобы сдать ЕГЭ нужна постоянная тренировка и отработка заданий, предложенных ФИПИ. Стараюсь использовать на своих уроках задания из сборников ФИПИ, анализируем и разбираем сложные вопросы. Чем больше учащиеся отрабатывают предложенные задания, тем больше у них накапливается опыт, и они не испытывают затруднения во время экзамена.
В настоящее время особое внимание учителем уделяется для создания условий по формированию ведущих понятий курса «Обществознание». Курс «Обществознание» включает в себя более шести основных тем и по всем темам существуют профилирующие понятия. Постоянно на уроках, внеклассных занятиях, при создании проектов, тем более при подготовке к государственной итоговой аттестации необходимо отрабатывать и фиксировать в памяти учащихся основные понятия курса. Можно применять при запоминании терминов различные виды словарных работ, составление учащимися кроссвордов, кластеров, ментальных карт и другие приемы. Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию может происходить различными способами: индивидуальная, парная, групповая.
В процессе изучения курса «Обществознание» большое внимание уделяю отработки предметных и метапредметных умений. На каждом уроке можно применять задания на сравнение каких-либо процессов в обществе. Например, урок обществознание 10 класс «Современное общество» применение таблицы сравнения «Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное» с вопросами: понятие типа общества, основные признаки, характеристика сфер общества (политическая, социальная, духовная, экономическая) в данный период, характерные черты производства. Урок обществознания 11 класс «Экономическое развитие» создание сравнительной таблицы «Виды экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная» с вопросами: понятие экономической системы, признаки, роль государства, собственность, ценообразование и другие.
Предмет «Обществознание» обладает таким огромным набором разнообразных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом. Обществознание становится связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают наши дети и способствует гражданскому сознанию и формированию мировоззрению подрастающего поколения.