Анкета «Я — репетитор»
ФИО: Маликова Оксана Андреевна
Возраст: 31год
Образование: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» 2007год.
Курсы повышения квалификации:
«Повышение квалификации учителей иностранного языка», 162 часа.
«Организация обучения иностранному языку в начальной школе», 36 часов.
«Актуальные проблемы теории и методики преподавания иностранного языка», 108 часов.
«Преподавание языка и культуры в поликультурном мире», 10 часов.
«Методические аспекты преподавания иностранного языка в русле системно-деятельностного подхода», 72 часа.
Опыт работы в школе: 9,4 года.
Опыт работы репетитором: 10 лет.
Предмет: английский язык.
Специализируюсь на подготовке к ЕГЭ, ОГЭ; повышение успеваемости, подготовка к олимпиадам, экзаменам.
Как вы пришли в профессию репетитора? Почему вы начали репетиторскую деятельности?
Начала заниматься английским языком ещё будучи студенткой. Сначала это были занятия объяснения нового материала, проверка домашнего задания у младшей сестры, мамы, которые изучали английский язык в школе и на работе соответственно. Так как в вузе было отделение «Иностранный язык», где изучают 2 языка, вскоре потребовалась помощь сокурснице, изучающей английский язык как второй язык. Оказывая помощь людям в плане языка, пришла к осознанию, что те, кто обращается ко мне за поддержкой, получают положительные эмоции от общения со мной, получают определенный результат.
Имея навыки работы, получив необходимые умения и знания в вузе, я продолжила индивидуально заниматься английским языком. Курсов иностранного языка в нашем городе не было. Градообразующий завод переходил на общение на английском языке. Таким образом, спрос на язык постоянно возрастал. Репетиторы, учителя, работающие в этой сфере давно, не могли оказать помощи всем желающим, а так же младшим школьникам, так как не имели свободного времени. Вследствие этого люди, желающие заниматься языком, стали обращаться за поддержкой ко мне через тех самых состоявшихся репетиторов. После вуза я пришла работать в школу, где, как известно, не все дети могут освоить иностранный язык, им требуется помощь для этого, но родители не могут помочь, так как изучали другие языки. Таким образом, родители и дети обращались за индивидуальным общением. Получив положительный результат, поддержку, позитивный настрой ребёнка на изучение языка, учащиеся хотели заниматься чаще и регулярнее. Так, получив рекомендации от родителей, от других учителей, учащихся, я стала зарабатывать себе авторитет, тем самым погружаясь в репетиторскую деятельность.
В заключении хочу сказать, что видя результаты своей помощи людям, удовлетворение от занятий со мной других, что я могу помочь, поддержать ученика, могу быть кому-то полезной, именно все это мотивирует меня заниматься репетиторской деятельностью.
5.Как вы считаете, страдает ли качество подготовки репетитором без опыта работы школьным учителем, преподавателем?
Считаю, что качество подготовки репетитора без опыта работы школьным учителем значительно ниже, чем у специалиста, не работающего в школе.
Преподаватель учебного заведения владеет прежде всего методикой преподавания языка, что является важным пунктом в изучении любого предмета. Учитель разрабатывает методологическую базу, знает структуру, последовательность изучения материала. Кроме того, работая в образовательном учреждении, преподаватель знает, владеет психологией и педагогикой, являющиеся неотъемлемой частью процесса обучения. Ведь зная настрой ученика, его психологическое состояние, можно определить его готовность к образованию.
Кроме того, учитель постоянно, систематически посещает курсы повышения квалификации, семинары, конференции, занимается саморазвитием, общается с коллегами, делится опытом на различных объединениях, читает литературу, прослушивает вебинары, находится в постоянном самосовершенствовании. Вследствие этого, он нарабатывает опыт, узнает различные современные подходы, методы обучения, которые являются более эффективными и продуктивными в процессе преподавания английского языка.
Например, ученик посещает занятия иностранного языка, которые проводит человек, работающий переводчиком. Безусловно, навык разговорной речи, оборотов с данным преподавателем отрабатывается на высоком уровне. Но, что касается грамматического навыка, умений правильно строить предложения, высказывания? Возможно, обучающийся будет знать грамматические структуры, но применение их будет затруднено. Ведь у переводчика может быть не сформирована методика преподавания грамматики. Кроме этого, в какой последовательности, по каким критериям стоит отбирать материал для соответствующего возраста ученика? Так, из-за незнания этого может произойти «наложение, несоответствие» изучаемого материала, то есть в 5 классе используются структуры 7 класса.
Таким образом, считаю, что качество подготовки учителем, имеющего опыт работы в школе или любом другом образовательном учреждении, достаточно выше, чем у другого репетитора.
7.Может ли репетитор качественно преподавать несколько предметов на одинаковом уровне?
В документе о высшем педагогическом образовании, который мы получаем закончив вуз, обычно прописывается 2-3 предмета, которые учитель имеет право преподавать. Это значит, что он знает «свои» предметы в равной мере. Так же учитель ведет несколько предметов, что получается достаточно хорошо.
Но, что касается репетиторской деятельности, то здесь дело обстоит по-другому. Считаю, репетитор может и должен преподавать ТОЛЬКО один предмет на должном, качественном уровне. Ведь, если учитель будет уделять внимание двум и более предметам, то что-нибудь, какой-либо нюанс все равно останется «в стороне», не разобранным до конца, «не пропущенным через себя». Занимаясь только английском языком, у меня больше времени на изучение различных тонкостей, особенностей, на подготовку к занятию.
Например, моя коллега заниматься индивидуально историей и обществознанием. Она постоянно жалуется на отсутствие времени для проверки эссе, написанное ее учениками. (В течение нескольких месяцев сочинения-рассуждения остаются непроверенными, а также непроанализированными). Кроме этого, стоит отметить, что достижения учеников по обществознанию значительно выше, чем по истории.
Таким образом, полагаю, что отдаваясь лишь одному предмету, можно получить, достичь качественный результат.
13.Помогает ли вам ваш возраст установить контакт с детьми. Поделитесь личным опытом.
Считаю, что возраст репетитора играет большую роль при получении знаний. Думаю, ученику будет некомфортно, он не сможет поговорить на какие-либо темы, если он испытывает неудобства в общении. И этому может быть причина в возрасте учителя и ученика.
В моем случае, полагаю, что мой возраст является средним для репетиторской деятельности. Я стараюсь идти в ногу со временем: интересуюсь современными мультфильмами, фильмами, играми, новинками в любой сфере общества. (В этом мне помогает моя семья, так как нередко мы смотрим вместе детские программы, фильмы, обсуждаем все, что происходит в мире). Мои ученики – это в основном дети. Они охотно приходят на мои занятия, общаются со мной, рассказывают о своих проблемах (делаем это на английском языке). Это происходит потому, что учащиеся считают меня за своего «своего» человека. Очень часто мы описываем героев современных мультфильмов, обсуждаем новинки кино и телевидения. Ведь ребенку интереснее общаться с человеком, который разделяет его интересы, а не навязывает свои. Кроме этого, в конце занятий я взяла за правило, детям до 10 лет за хорошие результаты давать конфеты, тем самым поощрив за старание и усердие. (С разрешения родителей, разумеется). Накануне праздников делаю маленькие подарки: закладки, календарики, грамоты, открытки, обязательно на английском языке. Ученики получают удовольствие от занятий со мной, показывая неподдельную радость и восхищение. Во всем этом, считаю, играет большую роль мой возраст.
16.Как найти репетитора, с которым было бы психологически комфортно? Дайте практические советы для родителей.
Прежде всего стоит удостовериться о наличии у репетитора высшего образования, документов о прохождении курсов ежегодичных. Неплохо, если учитель владеет педагогикой и психологией как детской, так и подростковой. Естественно, должны быть рекомендации от других родителей. Можно поговорить с родителями, чьи дети уже занимаются у данного репетитора. Попросите учителя поприсутствовать на первом, втором занятии. Расспросите о методике, каким образом проводят занятия, как распределяется время, материал. После первых занятий поговорите с ребенком о репетиторе, послушайте его отвызы о нем.
19.Был ли у вас опыт проведения групповых занятий?
Как правило, свои занятия я провожу индивидуально. Но бывают моменты, когда вижу необходимость в групповых занятиях.
Такие занятия я назначаю тогда, когда разговорные темы совпадают у разных учащихся. Это делается для того, чтобы ребята могли пообщаться друг с другом, поделиться своими мнениями, взглядами, интересами. Иногда это учащиеся разного возраста. Они также легко выстраивают диалоги друг с другом. Это связано прежде всего с тем, что ученики более старшего возраста старается поделиться, рассказать учащемуся младшего возраста какую-то новую информацию. Таким образом, ребенок получает дальнейшую мотивацию в изучении английского языка, равняясь на старшего собеседника. Порой у ребят возникают споры в употреблении какой-либо конструкции, грамматического явления. «В споре рождается истина». Обсуждая что-либо, ученики приходят к верному ответу.
На групповых занятиях присутствует часто момент соперничества, опережения, что приводит к моментальному ответу, а это связано с автоматизацией материала.
Для организации группового занятия я прошу одного из учащихся прийти на 15 минут раньше обычного времени. Тем самым даю возможность ребятам пообщаться друг с другом: обсудить какую-либо тему, поделить эмоциями о прошедших выходных, праздниках и так далее. Ученик, разговария с другим учащимся, получает новый опыт в области аудирования, построения высказываний, так как со временем он привыкает к учителю: к темпу, голосу, вопросам. Ребята в ходе общения допускают ошибки в произношении, грамматики и другие. Заметив ошибку, они анализируют, повторяют изученный материал, закрепляют его. На групповым занятиях можно целенаправленно давать задания на поиск ошибки друг у друга. Все это направлено на закрепление, автоматизацию материала.
Говоря же о групповых занятиях, хочу заметить, что я не использую данный вид занятий при объяснении нового материала. В этом случае один из учащихся может недопонять какой-либо нюанс в отличие от другого. Позже это обнаруживается в ошибках. Кроме того, как бы не были дружны между собой ученики, может возникнуть вопрос об объективном отношении к ним. Очень редко встречаются одинаково сильные или слабые учащиеся. Это ребята всегда понимают и чувствуют себя скованно. В этом я вижу минус групповых занятий.
Говоря об эффективности занятий, хочу заметить, что индивидуальные занятия продуктивнее, результативнее групповых. Ведь только индивидуально мы можем уделить должное внимание фонетике, отработать грамматический навык, совершенствовать монологические высказывания. Работая только с одним учеником, он не испытывает дискомфорт в общении, скованность, если чего-либо не понимает, свободно переспрашивает, уточняет, чего может стеснять при групповом занятии. Также, находясь наедине с преподавателем, ребенок не боится ошибиться, охотно рассказывает о личном.
21.Какими преимуществами обладают дистанционные занятия?
Дистанционные занятия- это занятия, которые проходят на расстоянии.
На мой взгляд, такой вид занятий обладает рядом преимуществ:
Гибкость, время. В любое время, удобное учителю и ученику можно провести занятие.
Дальнодействие. Всегда можно воспользоваться дистанционным занятием, если нет возможности посетить очное занятие, например, при болезни, удаленности от репетитора, погодные условия.
Дополнительное занятие. Ученику непонятно домашнее задание, не совсем уяснил урок. В таком случае учащийся получает разъяснения на расстоянии по имеющимся вопросам.
Пояснение, сообщение, задание высылается на электронную почту ученика.
22.Как проходят ваши дистанционные занятия?
В своей практике я достаточно часто использую форму дистанционных занятий. Как правило, такие занятия проходят в SKYPE.
В последнее время в средней полосе России зимы достаточно морозные, снежные. У меня есть ученики, которые проживают в другом районе города. Родители не всегда могут привезти своих детей на занятия из-за погодных условий. В этом случае мы назначаем дистанционное занятие. Такие занятия не отличаются от урока, проходящего очно. Иногда я замечала, что ребята от таки занятий получают большее удовлетворение.
Если по каким-либо причинам ученик все же пропускает занятие, нет возможности выхода в SKYPE, тогда задания высылаются на электронную почту учащегося.
Когда темы занятий совпадают или требуется диалоговая форма общения сверстников, то можно провести занятие одновременно с двумя ученика. Тем самым получается дистанционное групповое занятие.
В последнее время использую сотовую связь. Выяснила, что при сформированности навыка ведения диалога, ребята не могут поговорить по телефону на английском языке, испытывают трудности, сложности. Таким образом, изучая какую-либо тему, даю задание составить диалог, а потом разыграть его по телефону. Ученики звонят и мне, как преподавателю, так и друг другу. Если меня рядом нет (для контроля), тогда учащиеся записывают свой разговор на диктофон, а на занятиях очных мы прослушиваем и анализируем.
Структура дистанционных занятий практически не отличается от обычных, очных занятиях.
Нахожу дистанционные занятия просто необходимыми в современной жизни и условиях преподавания.