Анкета «Я — репетитор»
Анкета
ФИО: Мохова Мария Владимировна
Возраст: 21 год
Образование (ВГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», логопедия, 2017 г.)
Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Логопедический массаж», проводимые НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (30.09.2016-15.10.2016)
Консультации по научно-методическим и информационно-аналитическим вопросам для углублённого изучения проблем направления «Зондовый логопедический массаж» по профилю профессиональной деятельности, проводимые НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (28.10.2016.)
Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): университетская практика
Опыт работы репетитором: 1,5 года
Какой предмет вы преподаете? Коррекция нарушений речи
На чем вы специализируетесь? (развитие речи)
Вопросы
(ответ должен содержать не менее 500 знаков с пробелами)
1. Как вы пришли в профессию репетитора? Почему вы начали репетиторскую деятельность?
Обучаясь в университете, каждый студент рано или поздно начинает задаваться вопросом: а могу ли я работать по своему профилю? Получится ли у меня? Обладаю ли я достаточными теоретическими и практическими знаниями для такого рода занятий? Узнать ответ на эти вопросы можно только в ходе активной практической деятельности. Как студенту получить возможность опробовать свои силы, возможности, способности в работе с детьми, если на желаемую должность берут только людей, имеющих соответствующий диплом (а чаще всего, уже и опыт работы!) Мы видим замкнутый круг, выбраться из которого начинающему педагогу очень трудно. Так и в моём случае. Имея желание помогать детям, опробовать на деле свои знания, умения, навыки, погрузиться в рабочую атмосферу я не знала, как это осуществить. На ум приходит единственная мысль – может быть заняться репетиторской деятельностью? Ведь это единственное доступное средство, которое может себе позволить студент.
В настоящее время увеличивается количество детей с проблемами в развитии, которым требуется специальная логопедическая помощь. В силу своей большой нагрузки и занятости (работа в образовательном учреждении, собственная репетиторская деятельность, буквально расписанная по часам) многие логопеды не могут проводить репетиторские занятия с частью нуждающегося в них населения. Но данным детям логопедическая помощь просто необходима! Родители таких детей в поисках выхода из сложившейся ситуации перебирают все возможные варианты решения возникшей проблемы и, в большинстве случаев, приходят к одному. Они принимают решение доверить своего ребёнка не известному специалисту, проверенному временем, а только начинающему, ведь в конечном итоге важен результат, который обязательно будет, если логопед приложит все свои усилия к развитию ребёнка. В моём случае заняться репетиторской деятельностью мне предложила одна знакомая. У её сына имелись нарушения произносительной стороны речи, потому ему необходима была логопедическая помощь. Узнав, что я учусь по специальности «логопедия», она и предложила мне позаниматься с её ребёнком. Недолго думая, я ответила согласием на её просьбу, ведь такая деятельность поможет не только ребёнку освоить звуковую систему родного языка: научиться правильно произносить все звуки в свободной речи, но и мне набраться опыта, о котором так мечтают все студенты.
2. Какими преимуществами перед опытными репетиторами вы обладаете?
Всем известен тот факт, что опытный педагог, репетитор пользуется большим уважением, авторитетом, чем новичок; родители доверяют ему и не зря: он прошёл проверку временем и доказал на деле свою компетентность в данном вопросе. Но значит ли это, что педагоги, начинающие репетиторскую деятельность, уступают им по всем показателям? Как представитель репетиторов-новичков могу с уверенностью сказать: «Вовсе нет!» Такой молодой специалист обладает множеством уникальных способностей: свежий взгляд на процесс обучения, наличие новаторских идей и разработок касательно методов, приёмов, средств обучения и развития детей, он идёт «в ногу со временем» и потому лучше понимает детские увлечения и интересы. Всё это поможет ему эффективнее, успешнее, быстрее найти общий язык с детьми, что лежит в основе предстоящей педагогической деятельности. А опыт? А опыт приложится!
4. Обязательно ли репетитор должен являться выпускником того вуза, на поступление в который нацелен клиент? Аргументируйте свой ответ.
Кто такой репетитор? Репетитор – это человек, который достаточно хорошо и полно разбирается в определённой области и имеет силы и возможности помочь разобраться в ней другим людям. Если спросить: должны ли мы покупать продукты только местного (районного) производства, если живём в этом районе? Значительное большинство ответит, что нет. Если мы знаем, что в другом районе производится великолепный сыр, отвечающий всем нашим требованиям вкуса и качества, то мы будем покупать его. Так и здесь. Не имеет особого значения происхождение человека, его уровень образования и т.п. Главное то, как качественно он разбирается в преподаваемом предмете и как эффективно может помочь разобраться в нем своим ученикам. Потому не обязательно репетитор должен быть выпускником того вуза, поступить в который нацелен клиент. Репетитор должен обучить клиента высокому уровню владения материалом, который и поможет ему поступить в любой желаемый вуз.
5. Как вы считаете, страдает ли качество подготовки репетитором без опыта работы школьным учителем/преподавателем?
Ответ на данный вопрос кроется в личности репетитора, его психологических качествах, умении доступно и качественно подавать необходимый материал. Люди с опытом работы в преподавательской сфере чаще всего обладают необходимыми способностями, помогающими осуществлять репетиторскую деятельность, поскольку опыт работы научил их находить подход к ученикам и варьировать средства, методы, приёмы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Человеку, не имеющему такого опыта, может быть сложно найти ту тонкую нить, следуя по которой становится возможным процесс обучения и научения ученика всем необходимым знаниям, умениям, навыкам и компетенциям. Но это лишь возможные предположения. Вполне возможна ситуация, когда репетитор без опыта работы педагогом может легко построить учебный процесс и успешно обучить клиента. В таком случае мы можем говорить о даре преподавания, который мог развиваться у данного человека, например, в процессе его жизненного взаимодействия с разными людьми.
7. Может ли репетитор качественно преподавать несколько предметов на одинаковом уровне?
Возможность репетитора преподавать один или несколько предметов на достаточно высоком уровне зависит исключительно от способностей каждого конкретного репетитора. В настоящее время распространено большое количество «узконаправленных специалистов», которые отлично разбираются в какой-то одной области и в другие обычно не углубляются и потому не имеют возможности преподавать их также качественно. Но остаётся процент лиц, которые проявляют себя не в одной, а в нескольких областях и потому отлично могут справиться с преподаванием нескольких предметов на одинаково высоком уровне.
12. Обладает ли студент достаточными знаниями, чтобы преподавать свой предмет на необходимом уровне?
Зачастую бытует мнение, что: «да, он же ещё студент, чему он только может научить, сам ещё не выучился!» Но так ли оно на самом деле? Зачастую бывает, что вовсе нет. Да, возможно первокурсник и не сможет стать хорошим репетитором, поскольку на этом курсе он изучает в основном самые основы и по всем базовым предметам. Профильные же начинаются позднее, курса со второго. Но если он уже год-два или уже три года изучает свой профильный предмет, то он уже обладает большим количеством знаний, которые помогут ему обучать учеников. Так одна моя подруга – студентка технической специальности в университете стала успешным репетитором по математике, как по «подтягиванию» по предмету, так и по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Казалось бы, она же студент, да и не педагогического вуза, может ли она? Да, может! По её словам, они в вузе проходят «такую математику», что школьная программа по сравнению с этим – просто детская игрушка. А как человек, который любит и понимает детей, может находить с ними общий язык, чувствует, как лучше донести материал до каждого конкретного ребёнка, она успешно справляется с ролью репетитора по математике.
13. Помогает ли вам ваш возраст установить контакт с детьми? Поделитесь личным опытом.
Моя репетиторская деятельность заключается в частных уроках по развитию речи детей. Все дети разные, у каждого – свой характер, свои личностные особенности, свои интересы. Но всё же, у них есть и общие увлечения, объединяющие большинство современных детей (чаще всего связанные с популярными в настоящее время мультфильмами кинофильмами, сказочными персонажами, игрушками и играми). Поскольку я «ещё вчера ребёнок», то мне их увлечения не непонятное и неизвестное открытие, а нечто знакомое, и в некоторых случаях даже близкое. Так, я занималась с одной девочкой, которая была просто влюблена в мультипликационный сериал «Клуб Винкс». Так как во времена моего детства этот сериал тоже показывали по телевизору, то я более-менее знакома с его сюжетом и персонажами. Узнав про интерес ребёнка к этому сериалу, я стала включать в занятие персонажей мультфильма, которые приходили с какой-либо проблемой, требующей решения, или путешествия по местам, представленным в данном сериале. Ребёнок, чувствуя, что я знаю персонажей не просто по имени, но и, примерно, чем они занимаются, что любят, с кем дружат – интуитивно раскрывается, раскрепощается и активно включается в сам процесс занятия, что приводит к эффективности самой коррекционной работы.
14. Существует мнение, что невысокая цена репетиторских услуг студентов связана с их низким качеством. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Студент, обучающийся не ради корочки, а ради того, чтобы стать хорошим специалистом в своём деле рано или поздно начинает задаваться вопросом на счёт того, где бы опробовать те знания, умения, которые он приобретает в университете и прочувствовать роль педагога «на собственной шкуре». Естественно, что в образовательное учреждение без диплома об окончании университета его никто не возьмёт, тогда остаётся один способ – репетиторская деятельность. Но очень часто бывает так, что к нему особо и не стремится народ: есть проверенные временем и знакомыми хорошие педагоги. Чаша весов чаще падает именно на них, чем на студента. Студент и сам прекрасно понимает, что их выбор оправдан, им же важна уверенность в результате. Чтобы хоть как-то заявить о себе на таком «рынке труда», студент назначает за свои услуги небольшую цену, в надежде на то, что найдутся люди, которых она привлечёт, и которые обратятся к нему за услугой. А дальше на студента будет работать метод «сарафанного радио». Пришедший к студенту родитель и убедившийся в качестве оказываемой услуги расскажет об этом знакомым и друзьям. Кто-нибудь из них также обратится к студенту и оставшись довольным расскажет своим друзьям и т.д. Таким образом студент медленно, но верно набирает свою клиентскую базу, убеждается в своих способностях, открывает для себя новые приёмы, методы, техники и работы и превращается в высококлассного специалиста, поднимая цену за свои услуги на соответствующий уровень. Но каждый студент изначально начинает свой путь с одного клиента и совсем небольшой оплаты предоставляемой им услуги.
21. Какими преимуществами обладают дистанционные занятия?
Мнения о эффективности и нужности дистанционных занятий расходятся, и многие считают, что они уступают классическим занятиям, поскольку исключают прямой контакт с ребёнком, необходимый для активации ученика, поднятия его мотивации, настройки на успешное выполнение заданий и т.п. Но тем не менее, дистанционное обучение обладает своими преимуществами. Например, это обучение тех детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, или не имеют в своём населённом пункте необходимого специалиста, но имеют потребность в таких занятиях. В данных ситуациях дистанционное обучение – это некоторая палочка-выручалочка, которая помогает детям, не смотря на все трудности, получить образовательную услугу и продолжать тем самым своё развитие и обучение.
24. Легко ли установить доверительные отношения с ребенком, видясь с ним исключительно по скайпу?
Общаясь с педагогом исключительно через технические средства ребёнок так или иначе всё равно будет ощущать некую дистанцию, недоступность педагога. Ребёнок познавая окружающий мир задействует все свои анализаторные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и т.п. Общаясь с педагогом в личном контакте он также использует все эти системы, чтобы понять и принять учителя. Скайп даёт возможность ребёнку узнать педагога только через зрительный и слуховой анализаторы, ученик не ощущает в полном объёме той совместной деятельности с учителем, его поддержки и помощи и потому если и откроет ему своё сердце, доверится, то это будет далеко не сразу и достигнуто с очень большим трудом со стороны педагога.
25. Может ли онлайн-репетиторство полностью заменить очные занятия? Выразите свою точку зрения.
Онлайн-репетиторство имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые тесным образом связаны с отсутствием личного контакта ученика с учителем. Зачастую ребёнку требуются не просто словесные наставления, но и практическая помощь со стороны педагога, а она может быть оказана, только при личном контакте учителя с учеником. Мне, например, для развития речи правильного звукопроизношения детей необходимо научить их выполнять тонкие дифференцированные движения языком, занимать им определённое артикуляционное положение, что в большинстве случаев требует активного вмешательства в процесс научения педагога: помочь поставить язык в нужном положении, удержать эту позу, сменить на другую и т.п. Без непосредственного контакта эта задача останется невыполнимой, а, следовательно, и постановка звуков окажется невозможной. Подобных примеров можно набрать огромное множество не только из моей, но и многих других дисциплин, а потому, можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение не сможет заменить личного контакта ученикам с его педагогом.